За чрезвычайные происшествия, связанные с действиями сотрудников внутренних дел, будут персонально отвечать генералы - начальники региональных подразделений. Об этом заявил глава МВД Рашид Нургалиев. Эта мера должна предотвратить трагедии, когда милиционеры, пусть даже и в нерабочее время, убивают ни в чем не повинных людей.
Новый принцип, претендующий на сенсацию, Рашид Нургалиев озвучил на совещании с руководителями территориальных управлений внутренних дел.
- Министр отметил, что за любые ЧП, связанные с действиями подчиненных, главы республиканских министерств, начальники ГУВД, УВД будут нести персональную ответственность, - процитировал "Известиям" начальник управления общественных связей МВД Валерий Грибакин.
Это решение неожиданное и ожидаемое одновременно.
Неожиданное - потому что во всей властной структуре России до сих пор не было практики, когда высокое начальство отвечало бы за действия рядовых сотрудников в личное время. А ожидаемое - потому что вал "евсюковщины" требовал каких-то решительных действий.
Говорят, что маньяки пытаются копировать друг друга. Такое впечатление, что милиционеры в последние полгода последовали их примеру. Сначала стрельба в супермаркете "Остров" в Москве, потом в Омске лейтенант милиции Александр Мец убивает свою подругу и таксиста, в Кызыле пьяный оперативник Аян Павлов разряжает обойму в коллег из ДПС (в двух последних случаях милиционеры покончили с собой).
Глава московского ГУВД Владимир Пронин, переговорив с трезвеющим Евсюковым, разводит руками: нормальный вроде был человек. А оказалось, не нормальный, чудом пролезший на должность начальника ОВД, чудом прошедший все аттестации. Пронина президент снял спустя несколько дней. Начальника тувинской милиции - мгновенно. Так же, судя по словам Нургалиева, будут поступать и с другими, чьи подчиненные в любое время и в любом состоянии опозорят мундир. Чтобы таких чудес больше не было.
Но все-таки может ли генерал отвечать за сержанта, который напился в выходной?
- Руководитель отвечает за организацию работы подразделения, - объяснил Валерий Грибакин, - за последнее время было выпущено около 20 нормативных документов, которые детально прописывают вопросы, связанные с работой с личным составом. Например, если при приеме на работу все инструкции соблюдены; если личность будущего кандидата тщательно изучили, сходили к нему домой, поговорили с родственниками, соседями; если кандидат прошел все тесты и комиссии - тогда случайный человек в органы не попадет. Такие происшествия не случаются в одночасье. Сослуживцы, непосредственные начальники, как правило, видят, что что-то не так, что с человеком что-то происходит. И если служба правильно организована, то необходимые меры должны быть приняты заранее.
По словам Валерия Грибакина, персональная ответственность - лишь часть комплекса мер, направленных на предотвращение ЧП в милиции.
- На том же совещании министр распорядился ввести ежемесячный зачет по правилам использования и применения оружия у тех сотрудников, за кем табельное оружие закреплено, - продолжает Валерий Грибакин. - Ведь не секрет, что именно табельное оружие фигурирует в большинстве случаев. Кроме того, будут вноситься изменения в работу психологической службы. Общее направление - быть ближе к людям, знать, что происходит в их жизни, и понимать мотивы их поступков. Кстати, персональная ответственность - это необязательно отставка. В каждом конкретном случае будет проведена тщательная проверка и определена степень вины того или иного начальника. В определенных случаях министр будет ходатайствовать перед президентом об отставке руководителя регионального подразделения. Ведь они назначаются указом президента.
Впрочем, отставкой дело может не ограничиться. Ведь нарушение инструкции, приведшее к "выступлению" очередного евсюкова, может быть настолько грубым, что начальник УВД может быть привлечен и к уголовной ответственности за халатность. В МВД такую возможность предпочитают не комментировать.
Дознаватель прогулял уголовные дела
Не усвоил уроков Глеба Жеглова 21-летний дознаватель из Московско-Курского линейного управления внутренних дел. Как передает "ИНТЕРФАКС", лейтенант, имя которого не сообщается, обратился в милицию и сообщил, что в одном из ресторанов на Новом Арбате у него украли портфель, в котором лежали три уголовных дела. Дела были возбуждены по фактам вандализма, причинения имущественного ущерба путем обмана и по факту грабежа. По факту хищения начата служебная проверка, которую проводит инспекция по личному составу Московского управления внутренних дел на железнодорожном транспорте. Инспекция будет выяснять, почему уголовные дела находились у дознавателя во внеслужебное время.