| Настроение: | горечь и гордость |
Поникшая самооценка, или слабость раздавленных сильных
«Надо было давить смутьянов танками!» - вот так сейчас говорят о событиях Августа 1991 г. - Ельцина – под арест, всяких прочих демократов (сотню, не больше) – туда же, республиканских лидеров, всех этих Кравчуков – тоже интернировать. Если б хохлы или там армяне с азербайджанцами вздумали бы бузить – танками их, танками!»
Вот так. И был бы у нас «единый могучий Советский Союз», а также «партия Ленина – сила народная» нас бы до сих пор вела к «торжеству коммунизма».
Разве не красота?
Говорящие так добросовестно заблуждаются. Пожилые – постарались попрочнее забыть, молодые и не могут себе представить. Из российского 2006-го ОЧЕНЬ трудно вообразить себе главное чувство, которое владело, без сомнения, МАССАМИ в России, Москве и большинстве городов Союза тем Августом. Всего 15 лет прошло…
То чувство – огромная уверенность в себе. Не понимая этого психологического фактора, невозможно адекватно понимать и оценивать события тех лет. Невозможно понять ЛОГИКУ ПУТЧА и логику ПРОВАЛА этого ПУТЧА.
Так вот, как это ни покажется странным сегодня: для советских людей «эпохи конца» была, в подавляющем большинстве, свойственна ВЫСОЧАЙШАЯ САМООЦЕНКА. Причем – эта высокая и позитивная в целом самооценка относилась почти что в равной степени и к себе, и к потенциалу своей страны (не СССР!).
Вы думаете, почему иные «старички», бывшие 15 лет назад «в самом соку» (и почти на 80% бывшие – несмотря на нынешние открещивания! – у Белого Дома), нынче так «стесняются» себя прежних? Им стыдно вспоминать себя ТОЙ ПОРЫ. Для многих слишком разителен контраст между ТОЙ уверенностью и ТОЙ надеждой – и тем, что они представляют из себя сегодня.
Почему с таким счастьем вспоминаются радостные толпы москвичей 22 августа, после ПОБЕДЫ, когда стало ясно, что ГКЧП сдалось? Потому что это были толпы людей, УВЕРЕННО и РАДОСТНО глядящие в будущее.
Степень самоуверенности нашего народа в 1988-1991 гг. «сегодняшним» просто не понять. Вот, даже самые умные из «малолеток» (например, Ольшанский) здесь пасуют и выдают те же дикие «предложения ГКЧП»: арестовали бы Ельцина, да и всё!
Нет, не всё. Я постараюсь все ж описать ГОСПОДСТВУЮЩЕЕ в те годы настроение среди моих сограждан: это была безусловная вера в то, что будущее прекрасно, что мешают, собственно, только «вериги», кандалы на ногах – в виде давно уже надоевшей, обрыдшей всем ВЛАСТИ КПСС. Стоит только изменить строй, сделать РЫНОК – и наступит СЧАСТЬЕ!!
Были у кого-то сомнения, что вот «лично я в рынок не впишусь»? Да почти ни у кого! «Что я – дурак? Весь мир живет – а я не смогу?!» Были сомнения, что страна может стать нищей и бедной в результате реформ? Опять же – у ЕДИНИЦ. Господствующее ощущение в МАССАХ населения – что страна у нас ого-го, богатая, только вот «партию ей не прокормить».
Нынешние, битые и перебитые, изверившиеся и отчаявшиеся, ставшие циничными от сознания своего полного бессилия и неспособности на что бы то ни было влиять – все они или никогда не знали, или постарались забыть, что порыв «против КПСС» был порывом ОТ СОЗНАНИЯ СИЛЫ! «Я могу жить гораздо лучше, страна может жить гораздо лучше – если б только не эти коммунисты!» Вот так тогда думало БОЛЬШИНСТВО.
И знаете, мои несчастные сограждане – это было классно! Я не о демократии и не о либерализме, нет. Просто – в обществе сильных и уверенных в себе людей, которые радостно торопят будущее, потому что не ждут от него подвохов – быть КЛАССНО! Потому что сильный – он великодушен. Он не злобен. Он ШИРОК. Даже чужой успех для него – это не повод для зависти, а предвкушение собственного успеха…
И вот теперь вопрос: что дали бы ГКЧП аресты и убийства? Нет, понятно – в нынешнем обществе, когда никто не знает «как лучше» и боится только, «чтоб не стало хуже» - такие меры, возможно, породили бы страх. Но я вас уверяю: в России 1991-го они породили бы ЯРОСТЬ. Ярость в народе и огромное брожение в войсках.
Когда женщины 20 августа, давая хлеб и сигареты «солдатикам», кричали им с укором – «Что ж вы делаете-то, касатики?? Мы ж ЗА ВАС тут стоим!» - солдатики ведь воспринимали это С ПОНИМАНИЕМ. И офицеры – точно так же. Ибо это убеждение – «свалим КПСС и станет ЛУЧШЕ» - было у них развито точно в той же степени, что и у всего народа.
Попробуйте ребенка, который счел, что научился ходить, все равно заставлять ползать – типа, «рано еще». Ребенок возмутится, впадет в рёв! Он ХОЧЕТ ходить!
Откуда нынешние вопли по поводу Августа, Ельцина и вообще всех 15 лет – «Обманули, сволочи! Кругом обман!» В ЧЁМ обманули? Мало мяса на прилавках? Нет. Уверенность пропала. Вот та, почти волшебная уверенность. Пропало ощущение СИЛЫ, «я могу!»
Очень многие НЕ СМОГЛИ. Как им теперь с этим жить? Как им воспринимать свои надежды? Огромные ожидания наполняли тогда людей: свободы, полета, счастья, достатка, осмысленности жизни…
Что могло противопоставить этому ГКЧП? Пообещать «бесплатное образование и здравоохранение» (о коем НЫНЧЕ так плачет каждый третий россиянин?) Да ему бы ТОГДА плюнули в рожу – в миллионы глоток причем! «В гробу мы видали, коммуняки, это ваше здравоохранение! Подавитесь, уроды! В НАШЕЙ стране, без вас, здравоохранение будет как в Америке!!» Вот – настроения 1991 года! Вот на чем пришел к власти Ельцин!
Его ключевое обещание, которое почему-то принято понимать слишком узко, широко известно: «берите суверенитета, сколько сможете проглотить». ЗА ЭТО его обожал народ: потому что это – обещание не только «республикам в составе РФ», это обещание ВСЕМ.
Наши люди сегодня В МАССЕ сами пали на четвереньки и некоторые даже начали покорно «агукать», хотя их об этом еще вроде бы никто не просит. Им СТЫДНО вспоминать, что тогда, в 1991-м, они пошли за Ельциным, потому что он обещал ИМ «суверенитет»! Он обещал, что, в отличие от КПСС, оставит всех в покое – и люди РАДОСТНО верили, что им только это и нужно: дайте нам свободу, а всего остального мы добьемся сами!
Беда в том, что наш народ «не сумел проглотить». Поперхнулся. Не понял вовремя, что, свалив-таки КПСС, надо срочно ЗАНОВО кооперироваться, строить власть сызнова. Ключевое здесь – не сами глаголы, а их несовершенная форма: надо было строить постоянно, подыскивая все более подходящие варианты… Хитрость была в том, что КПСС и была государством, и надо было это быстро понять и заменить его ДРУГИМ: тем, в котором свободу можно сберегать ежедневно, без подвигов и демонстраций.
Оглянемся вокруг: самооценка моих сограждан поникла. По сути, они уже не верят ни в себя, ни в свою страну. Господствующее нынче настроение – СОМНЕНИЕ В СОБСТВЕННОЙ ДЕЕСПОСОБНОСТИ. Подлость, зависть, злобность, отчаяние, густо, как сироп, разлитые в сегодняшних буднях, в том же ЖЖ – это ведь все непременные спутники ОЩУЩЕНИЯ СЛАБОСТИ. Нынешние граждане РФ больше озабочены тем, прочно ли спеленуты не в меру энергичные: слабым и убогим (пусть и субьективно) не нужна свобода: а когда все одинаково привязаны к кроватям, на вид и не отличишь – кто здоров, а кто болен… Главное, чтобы персонал больницы приносил еду вовремя.
Свободные и суверенные граждане РФ во многом передавили и напугали друг друга. Но наивны те, кто считает, что их порыв к свободе в 1991 году можно было остановить.