Почему это ещё не было широко внедрено
В ходе дискуссии в одном из моих постов, один из участников дал ссылку на материал по ториевым реакторам на расплаве смеси фторидов урана-233, лития и бериллия. Из материалов по ссылке (на главной странице есть ещё ссылки на подробности, написано просто и не требует знаний, выходящих за рамки школьной программы; правда, на английском языке, и объём не позволяет всё это перевести для ЖЖ).
Из материала по ссылке удалось понять, что такие реакторы, предназначенные для получения электроэнергии, обладают двумя основными свойствами: эффективностью и практически полной безопасностью. Ниже я привожу резюме статьи (перевод с английского мой —
steissd@lj).
1. Безопасность, заложенная в принципах работы. Высокий отрицательный температурный коэффициент топлива, его устойчивость при резких временных изменениях условий, стабильность продуктов распада в солевой среде и возможность удалить жидкое ядерное топливо в ёмкость с пассивным охлаждением даёт основание прийти к выводу о том, что реактор на жидких фторидах — наиболее безопасных реакторов, когда-либо спроектированных. Уровень пассивной безопасности не был критическим, когда в начале 70-х сравнивали реактор на жидких фторидах с размножительным реактором с охлаждением расплавами металлов. Типичным способом обеспечения пассивной безопасности размножительных реакторов была изоляция их в бассейне с водой с высокой концентрацией боратов, что отрицательно сказывалось на к.п.д. Реактор на жидких фторидах не требует жертвы эффективности ради безопасности, поскольку безопасность заложена в характеристиках используемого топлива.
2. Высокая эффективность. Реактор на жидких фторидах работает при высоких температурах и низком давлении, что необходимо для выработки электроэнергии на турбинных генераторах либо для термического разложения сырья для производства водорода. Рабочая температура настолько высока, что в старых разработках установки по получению пара в национальной лаборатории в Оук-Ридже это было сочтено помехой.
3. Топливный цикл. Экономное использование нейтронов, присущее реактору на жидких фторидах, позволяет ему перерабатывать торий в уран и работать практически вечно. Запасы тория на Земле велики, их достаточно для обеспечения человечества энергией на протяжении тысячелетий. Министерство энергетики США недавно ликвидировало запасы нитрата тория, которых хватило бы для обеспечения энергетических потребностей США в течение 5 лет. Продукты расщепления могут быть выделены из соли и помещены в подземное хранилище, где в течение 300 лет их радиоактивность снизится до фонового уровня. Актиноиды могут оставаться в активной зоне и не захораниваться. Выход трансурановых элементов в торий-урановом цикле практически равен нулю.
4. Удобство в эксплуатации и надёжность. Реактор на жидких фторидах может дозаправляться топливом без прекращения работы, что исключит необходимость останавливать АЭС на дозаправку. Топливо постоянно повторно гомогенизируется, проходя через активную зону реактора. Поэтому не возникает локализованных горячих зон, для борьбы с которыми необходимо активно перемешивать топливо. Удаление топлива осуществляется просто — путём откачки его из активной зоны. Высокое значение отрицательного температурного коэффициента позволяет реактору быстро подстраиваться од изменяющуюся нагрузку без вмешательства оператора.
5. Поведение реактора в случае аварии или диверсии. Правильно сконструированный реактор на жидких фторидах может выдержать крупные аварии, такие, как прорыв ёмкостей или закупорку трубопроводов. Когда солевой расплав попадает во внешнюю среду, он охлаждается, затвердевает и не позволяет утечки продуктов распада. Газообразные продукты распада должны удаляться в ходе работы реактора, и они составляют малую долю от общей массы отходов. В случае полной потери мощности и в отсутствие активного охлаждения, рабочая жидкость расплавляет соляную пробку в нижней части реактора и вытекает в ёмкость пассивного охлаждения. Таким образом реактор сам обеспечивает собственную безопасность, независимо от поведения операторов.

Возникает вопрос: коль скоро всё так мармеладно, почему реактор на жидких фторидах не стал основным способом получения электроэнергии в развитых странах. Кто, кроме нефтегазового лобби, тормозит его продвижение? И почему за внедрение этой разновидности АЭС, безопасной для окружающей среды, как людей, так и цветочков-лепесточков, не агитируют "зелёные"?
Или же кому-то известно о существенных недостатках этого способа получения энергии?
