Русская Идея - "Страшно то, что нет ничего страшного, что самая суть жизни мелко-неинтересна и нищенски плоска"

About "Страшно то, что нет ничего страшного, что самая суть жизни мелко-неинтересна и нищенски плоска"

Previous Entry "Страшно то, что нет ничего страшного, что самая суть жизни мелко-неинтересна и нищенски плоска"Nov. 9th, 2005 @ 07:30 pm Next Entry
О прогрессе как объекте веры. В продолжение предыдущего поста.

В самом деле. 20 лет назад автору пришлось бы годами обивать пороги издательств. Теперь можно постить тексты в Рунет прямо из КПК. Нажал кнопочку - и твой текст доступен тысячам читателей. Пока в метро сидел, человека ждал - успел текст отредактировать. Ну чем, спрашивается, плохо?

Прогресс, "парадигма модерна", как выражается С. Кургинян, по крайней мере для подавляющего большинства проявляется на уровне множества вот этих мелких нововведений: КПК, GPRS, Интернет, новые модели кухонных комбайнов и пылесосов, мода.... Да ещё, пожалуй, в виде улучшения общего качества жизни. О том, что в действительности за всем этим стоит, обычно не догадываются.
Однако сути дела это не меняет - в глубине души всё равно все считают, что "новое лучше чем старое". Все веруют. И даже не трепещут...

Казалось бы: ну чем плохо? Что вредного в этом GPRS? Кому от него хуже?
Однако такое рассуждение в точности подходит под социокультурное понятие "бабства". Иными словами - наслаждение сиюминутным удовольствием и нежелание видеть, осознавать что за этим стоит.
Бабство - это, в первую очередь, поверхностность и мелочность. Вот этот "первобытный гедонизм". А всё остальное - потом. Нетрудно видеть, что "бабство" в этом его понимании присуще не только женщинам. Это своего рода ослепление "шелухой бытия".

А когда тыкаешь такому человеку в лицо: вот, смотри, какие реалии скрываются за тем-то и тем-то, то ещё и по-бабски обижаются: "и что, значит я плохая? Да автор сам закомплексованный неудачник..." Типа, зарабатывай и не думай ни о чём. Наслаждайся всей этой шелухой, как и мы... Кроме этой шелухи ничего и нет!

Собственно, всеобщая вера в прогресс - это разновидность такого "социокультурного бабства". Запад лишь наиболее полно выразил это всеобщее чаяние человечества, "проект модерн", который - как нетрудно видеть - целиком и полностью вторичен от грехопадения первых людей. Мы пали - и стали верить в прогресс. Началось это, кстати, с фиговых листочков Адама и Евы: вот первый плод "прогресса". И когда Бог вопрошает Адама, типа, чувак, нафига ты прикрылся, то в действительности имеет в виду будущую парадигму существования человечества: братва, а вам точно нужен прогресс? Ведь прогресс должен быть "правильным"...

Практически невозможно внутренне дистанцировать использование плодов прогресса с верою в "парадигму модерна". И то, и другое связано с тем, что образно описывается как грехопадение. Вот бы какое рассуждение в "ХиМБ" нужно дописать. Пущай их читают...

Ожидание процессора со скоростью 9 ГГЦ является по своей сути эсхатологическим. Любое чаяние чего-либо в будущем является эсхатологическим: "чаю воскресения мертвых и жизни будущего века, аминь". Под чаяние в нашей душе существует только одно психическое помещение, и вот, оно теперь уже занято этим мощным "процем".

Удобство зрелого возраста заключается в том, что уже не нужно верить в прогресс, во всю эту шелуху - в комбайны, GPRS и мощные процессоры. Стало быть, эта вера связана с подростковым самоутверждением. Типа, хочется освоить всё новое, чтобы "быть большим". Чем больше нового освоишь - тем ты больше.

А теперь представим себе, что человек всю жизнь вкалывал ради этой шелухи - не только ради хорошего КПК, но шелухи в широком смысле: собственный дом, машина у каждого члена семьи, счёт в банке... А потом вдруг, к полтиннику, всё понял. Нет, уж лучше ему этого не понимать...

Тётушки, ополчающиеся против тех, кто критикует потребительские ценности, в действительности защищают свою веру в "красивую жизнь": обеспеченное существование, уверенность в завтрашнем дне...
Мальчики, которые на том форуме выставили мне диагноз после моей фразы "Вы просто хотите верить, что все женщины разные" даже не догадывались, что защищают свою веру в идеальную избранницу.

Как, в сущности, просто "отделить овнов от козлищ": подсовываешь человеку текст "Женского Словаря". Если он заголосит: "Неправда всё это, все женщины разные" - стало быть, любитель гедонизма и прогресса.
Если грустно усмехнётся: "Увы, это правда. За редким исключением" - значит, "вера" его уже "перегорела", что-то начал понимать.

И вот, возникает вопрос: во что им верить, тем, кто уже понял? В Истину? А они её искали? Имеют соответствующие навыки работы с нею?
Похоже, начинаешь по-новому понимать "Скучную историю" Чехова: "где она, общая идея, ради которой стоит жить?" И опять возникает мысль о двойственности названия и этой повести: скучна не история главного героя-профессора, скучна вся человеческая история... Она скучна без общей идеи. Без Истины. Той самой, про которую умница А. Никонов говорит, что её нет, а есть одни только точки зрения...

Все защищают свою веру. Как трудно им всем уверовать не в то, что им хочется, но в Истину... Кстати, православное христианство является разновидностью именно такой веры: мол, и "шелухою" понаслаждаюсь, и душу соблюду в чистоте. То есть к "шелухе" потребления добавляется ещё и "шелуха" ритуалов. Замечательно, что все верят, что это не так. Они хотят в это верить. Но ведь Христос использовал строгую дизъюнкцию: "не можете служить Богу и мамоне". Ан нет, хочется же. А раз очень хочется - то можно. Это ли не бабство?

С женщинами-то всё более-менее очевидно: их чистая вера в "счастливую, то есть обеспеченную жизнь", в собственную "хорошесть" не только понятна, но и простительна. Что из себя будет представлять женщина-борец за истину? Да это же будет ужас...
Но как мужчины могли променять веру в Истину на веру в женщину? Не уразумеваю...

Нетрудно видеть, что наша мужская вера в собственную "крутость" - разновидность веры в счастье. Но счастье бывает только в семье. Это означает, что вера в собственную "крутость" в действительности означает веру в некую избранницу, непохожую на других, которая эту "крутость" оценит. То есть вера в женский идеал.

Как я гордился тогда, 12 лет назад, что купил иномарку! Мощная, красивая, полный электропакет, автомат... Вот мы - я и ещё пара "бээмвешек", и какой-нибудь "мерс" - в 93 году иномарок было ещё мало - мы улетали первыми со светофора, оставляя позади эти жалкие трескучие "жигули" и "волги"... Стыдно вспоминать... А ведь эта крутизна - разновидность веры в женщину. Вот ведь как вывернул, а?
А сейчас я вообще первым улетаю на своей "Ямахе"... А через 100 метров останавливаюсь как дурак, достаю из кармана блокнот и ручку, и начинаю строчить вставку в какой-нибудь текст. Спрашивается: а чего вперёд-то ломился?

Мужская вера в себя - оборотная сторона веры в "свою" женщину. После этого вывода призывы к "вере в себя" предстают совершенно в ином свете. То-то все женщины ищут "уверенного в себе". Кому более всего выгодно, чтобы мужчина "верил в себя"? Женщинам.
"Если вы обратитесь к своему деловому опыту, а не к уродливой индивидуалистической философии, вы поймете, что вера в себя – обычный признак несостоятельности. Актер, не умеющие играть, верят в себя; и банкроты. Было бы куда вернее сказать, что человек непременно провалится, если он верит в себя. Самоуверенность не просто грех, это слабость. Безусловная вера в себя – чувство истерическое и суеверное" (Честертон).
Верить в себя - означает быть настолько простым, что верить уж заодно и в эту женщину, в её "хорошесть" и даже необыкновенность. Вера в себя - первый шаг в сторону подкаблучника. Когда в себя верит весь мир, то он становится "Евой Кадмоном", совокупной женщиною.

Настоящая, подлинная вера в себя связана прежде всего с верою в Истину. Внешне это никак не проявляется - или может проявляться прямо противоположным образом. Человек, верящий не в "шелуху", а в истину, уже не нуждается в уверенности в себе - ему не до этого, и не до женщин. Сияние Истины ослепляет...

Но от рассуждения о прогрессе, о "шелухе" я и уклонился.
В современно обществе оказывается невозможно привыкнуть к каким-либо вещам, чтобы постоянным "апгрейдом" своего быта, и шире - своего бытия - не забивать свою голову. Получается так, что невозможно полностью сосредоточиться на каких-то вечных вещах, всё время нужно соответствовать чему-то внешнему. Когда я купил новый ноутбук, то почти два года только и делал, что ставил новый софт. Японцы выбрасывают старый DVD-плейер, когда выходит новый на З мм тоньше и с двумя новыми кнопочками. Все функции, качество изображения - то же самое, но вот вышла новая модель, и изволь, покупай (чувствую, что постепенно скатываюсь под спокойный говорок А. Паршева:) Стало быть, японцы полностью погрузились в эту "шелуху"... Ну а нам только ещё предстоит...

У Тургенева была замечательная повесть "Довольно! Записки умершего художника". В Интернете её нет. цитата из заглавия взята оттуда.
Эти мои рассуждения - своего рода дополнение к тургеневским...
(Оставить комментарий)
Top of Page Powered by LJ.Rossia.org