Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет guralyuk ([info]guralyuk)
@ 2008-06-30 19:22:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
«О спорт, ты – мир!»
30.06.2008
Чемпионат Европы и его последствия.
Небрутальная консолидация среднего класса вокруг сытой национальной гордости.

За последний год несколько раз Россию охватывали массовые стихийные волны радости от успехов спортивных команд или шоу-звезд. Причем процесс идет по нарастающей. Последняя радость от футбольных побед – былая самой массовой из всей череды. Судя по тому, как люди массово смотрели последний матч Россия-Испания – в случае победы «России» празднование могло стать еще более массовым. Причем совместная радость вышла за пределы РФ. Примерно столь же сильное массовое чувство одновременно охватило Беларусь и восточную Украину – регионы, которые в культурном отношении ощущают себя близкими России и русским или даже просто русскими. То есть перед нами феномен - происходит массовая консолидация русских вокруг совместной радости от успеха своих «звезд» на международных состязаниях.

Что это за социальный процесс, почему это происходит и чего от этого ожидать дальше?

Социологи обязательно в ближайшее время дадут свои выводы. Но с точки зрения политического анализа, некоторые моменты можно формулировать уже сейчас.

1. Атомизация русского общества, распространившаяся в ходе либеральных реформ 90-х годов больше не является всеобъемлющей. Государственные праздники и народные гуляния перешли в массовые совместные празднования побед в спорте и на эстраде на международных состязаниях.

2. Массовыми являются те события, которые касаются побед имеющих международное звучание: даты, связанные со Второй мировой войной или победа на международных состязаниях – события, скорее всего одного ключа. Во всяком случае, события внутренние – победа Медведева на выборах или какой-нибудь внутренний спортивный чемпионат такой реакции не вызывали. Вспышки массового патриотизма совершенно четко направлены против запада и консолидируют русское общество вокруг образа внешнего противника, который на западе.

3. Консолидация русских носит игровой характер. Ликование от спортивной победы – это не митинг протеста против «троцкистов» или «бухаринцев» или «космополитов». Русское общество стремится к массовому единению на улицах и радости от совместного ликования, но оно не стремится к совместному социальному творчеству в ходе такого единения. Конечно, после атомизации 90-х годов даже совместное ликование по случаю победы футболистов выглядит едва ли ни подготовкой погрома кого-нибудь. Но по сути это еще вовсе не политический акт. И потому этакие ликования возможно могут быть управляемы посредством СМИ или иных форм воздействия на массовое сознание через что-нибудь не очень брутальное в тематических акцентах.

4. Перед нами массовый реально стихийный процесс. Ликование охватывает страны и регионы, где влияние российских СМИ ограничено – Беларусь и значительную часть Украины. Эти ликования не сопровождаются в этих странах изменением политического поведения русских или близких к русским по культуре ликующих людей. То есть степень возможного влияния на этот, прежде всего, культурный процесс консолидации русских – ограниченна и пока толком неясна.

5. Очевидно, что люди хотят радоваться успехам России как государства, но не связывают эти успехи с существующей властью и ее курсом. Поток слухов о том, что «Газпром купил» победу и своего рода за это – напоминает некоторую поддержку власти толпой, но с другой стороны, неудача в итоговом матче с Испанией не вызвала массовых протестов по отношению к власти и публичного разочарования в ней «болельщиков» и «примкнувших к ним». Массовая консолидация идет вокруг действительно небрутальных, неполитических форм самоидентификации.

6. Аналогом этих событий является, возможно, массовое увлечение подобными спортивными событиями в крупных странах Латинской Америки в 70-80-х годах, когда политическая и экономическая ситуация в этих странах обычно были стабильны, внутреннее политическое напряжение было относительно невелико, а массовая культура искала форм консолидации вокруг событий, вызывающих национальную гордость.

7. Происходящая массовая консолидация вокруг вызывающих национальную гордость небрутальных событий не является формой деградации культуры, это не «хлеба и зрелищ», хотя элементы этого есть. Консолидация пришла на смену либеральной деградации 90-х. и по сравнению с нею даже спортивная «мобилизация» - это очень крупный шаг в сторону от деградации всей системы социальных связей, через которую прошла русская культура в ходе «либеральных реформ». Судя по аналогии с Латинской Америкой 70-80-х годов, нынешняя русская массовая небрутальная консолидация может стать маркером поколения, которое выдвинет амбициозные общенациональные задачи подобно Бразилии или Венесуэле или Мексике. Даже такой неполитизированной консолидации народа может оказаться достаточно для выдвижения политическим классом не очень брутальных, но амбициозных задач.

8. Данный тип народной консолидации не влечет за собою формирования внутри ликующих толп социального механизма, способного обеспечить выход процесса консолидации из-под контроля властных структур. Массовые ликования – проявление гедонистического патриотизма формирующегося среднего класса, а не форма протестных настроений маргинализированного населения, сбежавшегося, скажем, из обедневших деревень в города.

9. Массовая консолидация вокруг совместного ликования является своего рода социальным запросом на быстрый рост образного ряда, связанного с подобной формой национальной идентичности. Россия и русские нуждаются в большем количестве массовых праздников самых разных типов и уровней и в более быстром формировании национального стиля культуры отдыха. Формирующийся средний класс нуждается в более развитой сфере услуг, досуга и прочих мелких радостей.

В принципе, ничего плохого в этом нет. В той же Европе эта сфера развита раз в 20 сильнее, чем в России. Одна культура английских болельщиков чего стоит… или разнообразных фестивалей в Германии…

Юрий Шевцов

http://preemniki.ru/publications/293