ДЕДУШКИНЪ ЖУРНАЛЪ - Советская Средняя Азия. [entries|archive|friends|userinfo]
dedushkin

[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Советская Средняя Азия. [Feb. 1st, 2008|10:56 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Самарканд 1955-1957 гг.


Самарканд. Кладбище Шах-и-Зинда.


Историческая справка:
На северной окраине Самарканда, на краю возвышенности Афрасиаба, среди обширного древнего кладбища, находится группа мавзолеев, среди которых наибольшей известностью пользуется могила Куссама, сына Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда. По арабским источникам, Куссам пришел в Самарканд в 676 г.; по одним известиям он был убит, по другим - умер естественной смертью. Мнимая или действительная могила Куссама при его родственниках аббасидах (VIII в.), возможно не без их участия, сделалась предметом культа мусульман.

В народе Куссам стал известен под названием Шах-и-Зинда («Живой царь»). По легенде, Куссам ушел из земного мира живым и продолжает жить на «том свете». Отсюда идет его прозвище «Живой царь». Возможно и другое объяснение данного ему прозвища. На надгробии Куссама написаны следующие стихи из Корана: «Тех, которые убиты на пути аллаха, не считайте мертвыми; нет, они живы…». Можно предполагать, что в этой цитате и заключается разгадка данного похороненному здесь лицу прозвища «Шах-и-Зинда», так как по некоторым известиям Куссам погиб в борьбе за веру. Весьма вероятно, что здесь еще до ислама находилась чья-нибудь могила, почитавшаяся местным населением, и что культ этой могилы перенесен на мусульманского святого. Уже в XII в. около могилы Куссама хоронили лиц, пользовавшихся особым уважением. Впервые подробное описание мавзолея Куссама дает арабский путешественник Ибн-Баттута, посетивший Самарканд в 30-х годах XIV в. Из его описания мавзолея Куссама, постройку которого он относит к домонгольскому периоду, видно, что здание в то время по своему убранству значительно превосходило современный мавзолей. Гробница Куссам ибн Аббаса, отгороженная от дворика резной деревянной решеткой, облицована изразцами с арабскими надписями.

В целом архитектурный ансамбль Самарканда - некрополь Шах-и-Зинда, состоящий из одиннадцати мавзолеев, представляет собой уникальный музей глазурованного декора XIV-XV веков. Здесь можно найти и поливную резную терракоту, и прекрасные образцы наборной мозаики, и крупную мозаику из поливных кирпичей. По тонкости, изяществу и разнообразию форм ни один архитектурный памятник Самарканда не может сравниться с мавзолеями Шах-и-Зинда.
Источник


Самарканд. Кладбище Шах-и-Зинда. Мавзолей.


Самарканд. Кладбище Шах-и-Зинда. Мавзолей Туркан-ака. 14 век.


Самарканд. Кладбище Шах-и-Зинда. Мавзолей Туркан-ака. 14 век. Деталь облицовки.


Самарканд. Кладбище Шах-и-Зинда. Мавзолей эмира Бурундука. Интерьер.


Самарканд. Кладбище Шах-и-Зинда. Мавзолей Кусам-ибн-Аббаса. Майоликовое надгробие. 14 век.


Самарканд. Мечеть Биби-Ханым. 14-15 вв.

Строительство мечети было начато в 1399 году, после победоносного похода Тимура в Индию. Мечеть строилась в течении пяти лет. Сооружение было завершено в 1404 году. По замыслу Тимура мечеть Биби-Ханым должна была затмить все виденное им в других землях. К участию в строительстве были привлечены: зодчие, художники, мастера и ремесленники из многих стран Востока. Двести камнетесов из Азербайджана, Фарса, Индостана и других стран работали в самой мечети, а пятьсот рабочих в горах близ Пенджикента трудились над добычей и обтесыванием камня и отправкой его в Самарканд. Мастера и ремесленники, согнанные и собранные со всех концов мира, вносили в строительство свой творческий опыт и традиции.

Стройка не была еще закончена, когда Тимур вновь отправился в один из своих походов. Вернувшись в свою столицу, он тут же поехал посмотреть на новую мечеть. Грандиозные здания занимали прямоугольный двор размером 130х102 метра. На западной стороне его возвышалась главная мечеть, на северной и южной стояли малые мечети. Обширный внутренний двор был выстлан мраморными плитами и обнесен крытой галереей для богомольцев. Вход во двор был оформлен в виде высокого портала с двумя круглыми минаретами. достигавшими пятидесяти метров высоты. Фасад соборной мечети был также украшен величественным порталом с двумя минаретами. Стены всех помещений снаружи были богато декорированы разноцветными глазурованными кирпичами, образовывавшими прихотливый геометрический орнамент и религиозные изречения.

Мавзолей Биби-Ханым служил, по-видимому, усыпальницей для женщин из династии тимуридов. По свидетельству Клавихо, первой была похоронена мать Биби-Ханым. Сведения о погребенной самой Биби--Ханым (Сарай-Мульк-Ханым) нет, хотя народное предание называет это здание мавзолеем Биби-Ханым.

Время сурово обошлось с соборной мечетью Биби-Ханым. Здания ее начали разрушаться еще при жизни Тимура, а ныне от нее остались, по существу, лишь величественные развалины. Но и они производят неизгладимое впечатление.

С 1968 года начаты большие работы по консервации и сохранению всего комплекса построек Биби-Ханым.
Источник
Реставрационные работы до сих пор не закончены.


Самарканд. Мечеть Биби-Ханым. 14-15 вв.


Самарканд. Мечеть Биби-Ханым. 14-15 вв.


Самарканд. Мавзолей Гур-Эмир. Нач.15 в.
Мавзолей Гур-Эмир
А в мавзолее сем покоится сам Темур (Тамерлан), могилу которого рано утром 19 июня 1941 года вскрыли советские археологи. А через три дня... Говорили им старые люди, что это делать ни в коем случае нельзя...


Самарканд. Площадь Регистан. 15-17 вв.


Самарканд. Медресе Шир-дор. 17 в.


Самарканд. Медресе Тилля-Кари. 17 в. Двор.

Площадь Регистан - Медресе Шир-дор - Медресе Тилля-Кари


Есть у меня ещё немного Средней Азии. Это кому-нибудь интересно? А то это совсем не моя тема:)
LinkОставить комментарий

Comments:
[User Picture]
From:[info]v_andreev@lj
Date:February 1st, 2008 - 04:16 pm
(Link)
в 68-м реставрация началась, а закончилась когда? Или вообще не закончилась?
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:February 1st, 2008 - 04:28 pm
(Link)
Не знаю... Вполне возможно, что ещё и не закончилась...
[User Picture]
From:[info]v_andreev@lj
Date:February 1st, 2008 - 04:30 pm
(Link)
скорее всего, остановилась в 90-х в связи с суверенитетом и прочей такой шнягой. ну и рабсила у нас бизнес-центры теперь строит))
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:February 1st, 2008 - 04:35 pm
(Link)
:)
Да, до сих пор реставрационные работы идут.
[User Picture]
From:[info]v_andreev@lj
Date:February 1st, 2008 - 04:38 pm
(Link)
а вообще жалко конечно. в Туркестане много всего интересного. и разваливающегося теперь
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:February 1st, 2008 - 04:54 pm
(Link)
Да. И жалею - была возможность побывать там, когда это была ещё не заграница, но...
[User Picture]
From:[info]v_andreev@lj
Date:February 1st, 2008 - 04:56 pm
(Link)
Да и сейчас несложно, только муторно
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:February 1st, 2008 - 05:05 pm
(Link)
Тогда-то считай задаром по профсоюзной путёвке предлагали.
[User Picture]
From:[info]v_andreev@lj
Date:February 1st, 2008 - 05:10 pm
(Link)
тогда тоже были свои маленькие приятности))
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:February 1st, 2008 - 05:13 pm
(Link)
Отож!:))
[User Picture]
From:[info]ex_markiza_v350@lj
Date:February 1st, 2008 - 04:19 pm
(Link)
спасибо! ))
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:February 1st, 2008 - 04:28 pm
(Link)
Не за что:)
[User Picture]
From:[info]naperstianka@lj
Date:February 1st, 2008 - 04:28 pm
(Link)
интересно! буду ждать продолжения!
а реставрация сейчас продолжается?
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:February 1st, 2008 - 04:29 pm
(Link)
Не знаю про реставрацию... Надо будет в инете поискать.
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:February 1st, 2008 - 04:31 pm
(Link)
По состоянию на 2003 год работы ещё не были закончены: http://www.zachetka.ru/referat/preview.aspx?docid=4188&page=4
[User Picture]
From:[info]mysea@lj
Date:February 1st, 2008 - 04:43 pm
(Link)
Красота. Таинственно и прекрасно, тысяча и одна ночь.Кажется, вот-вот из развалин покажется какой-нить джинн....
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:February 1st, 2008 - 04:51 pm
(Link)
Да, схожие мысли и у меня:)
[User Picture]
From:[info]kazagrandy@lj
Date:February 1st, 2008 - 04:44 pm
(Link)
Очень интересный материал. Спасибо.

У моих родителей есть книга (целый томище) про памятники истории
Средней Азии. Там есть и цветные фото... и про реставрацию.
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:February 1st, 2008 - 04:51 pm
(Link)
Не за что:)

Любопытно, наверное, такой полистать...
[User Picture]
From:[info]z_effy@lj
Date:February 1st, 2008 - 04:45 pm
(Link)
Соршенно не вяжется с моим представлением о живущих там... будто какая-то иная цивилизация строила.
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:February 1st, 2008 - 04:53 pm
(Link)
Сейчас, пожалуй, да. Но ведь это представление сложилось только за последние лет 15. Раньше-то таких мыслей, во всяком случае у меня, не было. Совершенно не было.
[User Picture]
From:[info]z_effy@lj
Date:February 1st, 2008 - 05:50 pm
(Link)
Ну, у меня нет воспоминаний о них 15-тилетней давности(((( но тебе верю.
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:February 2nd, 2008 - 03:13 am
(Link)
Верь!:)
[User Picture]
From:[info]viktorianec@lj
Date:February 1st, 2008 - 05:19 pm
(Link)
Как же я хочу туда... Лет в 20 просто-таки болел Востоком - вот именно таким... Сидел и рассматривал чёрно-белые картинки про Узбекистан и Таджикистан в детской энциклопедии 1970-х годов... Ах, Навои, ах, Угугбек...
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:February 1st, 2008 - 05:30 pm
(Link)
Мне тоже в юности он очень нравился... Эмиры, дворцы, сады, гаремы, Ходжа Насреддин, 1001 ночь... Но так там и не побывал...
[User Picture]
From:[info]viktorianec@lj
Date:February 2nd, 2008 - 12:43 pm
(Link)
Ещё побываем ;)
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:February 2nd, 2008 - 03:02 pm
(Link)
Обязательно:)
[User Picture]
From:[info]fellya@lj
Date:February 1st, 2008 - 05:45 pm
(Link)
Дядя у меня в Ташкенте жил, а сейчас переселился в Волгоград...жалею, что не съездила...все родственники, которые там побывали- привезли фото из Самарканда...
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:February 1st, 2008 - 06:36 pm
(Link)
Вот и там до сих пор так ни разу и не побывал...
[User Picture]
From:[info]piotr_sakharov@lj
Date:February 1st, 2008 - 06:47 pm
(Link)
А мне там посчастливилось побывать в 1967 г. (10 лет отроду).
Меня тогда очень хорошо мой папа свозил по маршруту Бухара - Репетекский заповедник (пустыня Каракум, Туркмения) - Самарканд.
Это последний раз, когда я был в Средней Азии (если не считать короткой остановки в аэропорту Ташкента).
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:February 2nd, 2008 - 03:15 am
(Link)
У меня была возможность в 80-е поехать... Решил, что ещё успею, но так до сих пор и не побывал.
[User Picture]
From:[info]renidens@lj
Date:February 1st, 2008 - 07:26 pm
(Link)
Это же какая цивилизация была..................................

Эх, я бы с удовольствием съездила на территории Древнего Востока, но с армией телохранителей.
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:February 2nd, 2008 - 03:17 am
(Link)
Да, теперь как-то в одиночку ехать туда не хочется...
[User Picture]
From:[info]petru44a@lj
Date:February 2nd, 2008 - 12:06 am
(Link)
Эти открытки были у моего деда, набор по ср.азии и набор по восстановленному после фашистов петергофу... Столько лет прошло,а я все их помню. Самарканд видел проездом, спасиб за воспоминания!
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:February 2nd, 2008 - 03:18 am
(Link)
Не за что. Это у меня от деда осталось.
[User Picture]
From:[info]wsdmitry@lj
Date:February 2nd, 2008 - 03:15 pm
(Link)
красота, обязательно туда съезжу. хочется еще Хиву с Бухарой посмотреть. думал осенью на 3-4 дня выбраться, но цена на авиабилеты больше располагает к 7-10 дням, а то уж совсем жирно поездка обойдется...
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:February 2nd, 2008 - 04:44 pm
(Link)
Да, сейчас это удовольствие недешёвое стало.
У меня Бухары есть несколько снимков. Позже отсканю - поставлю.
From:[info]dkphoto@lj
Date:February 2nd, 2008 - 08:25 pm
(Link)
Был там в 90-х. Кладбище Шах-и-Зинда произвело более сильное впечатление, чем площадь Регистан. Возможно, повезло с освещением. Жаль, что фотографии по сути пропали, что-либо на них разобрать почти невозможно.
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:February 3rd, 2008 - 05:16 am
(Link)
А что с фотографиями случилось?
From:[info]dkphoto@lj
Date:February 3rd, 2008 - 08:04 pm
(Link)
Поздновато пленку сдал в проявку, просрочил по глупости. Точнее, некуда сдавать было по прилету, это уже потом новые фотосалоны появились, а старые в начале 90-х почти все позарывались.
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:February 4th, 2008 - 04:23 am
(Link)
У меня тоже в своё время очень много плёнок пропало. Я в детстве много снимал на Смену-8М, но не проявлял. А когда решил проявить спустя ряд лет, оказалось, что в сущности проявлять уже и нечего. Какого-то качества там, конечно, не было, но всё равно я думаю сейчас бы многие кадры были бы очень любопытными...
From:[info]dkphoto@lj
Date:February 4th, 2008 - 05:03 am
(Link)
Похожая история. :)
[User Picture]
From:[info]nelen@lj
Date:February 11th, 2008 - 08:39 am
(Link)
Interesni, krasivi i, kstati, s dnem rozhdenie :))
[User Picture]
From:[info]a_dedushkin@lj
Date:February 11th, 2008 - 09:28 am
(Link)
Хелен, спасибо большое за поздравление!!!
На днях продолжение поставлю про Хиву и Бухару.