Не думаешь о будущем? - Уйдешь в прошлое! - К положению Прибалтики-2 [entries|archive|friends|userinfo]
vaspono

[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

К положению Прибалтики-2 [Jan. 5th, 2014|12:32 am]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry

К положению Прибалтики-2

( продолжаю отсюда - http://vaspono.livejournal.com/1480329.html )

   А ведь всё уже было. До мелочей - было.
   Только прибалты забыть успели:


"От промышленной, пролетарской, революционной Риги не осталось ныне ничего. Старые заводы-гиганты мертвы и разрушены. Работают кое-как лишь новые предприятия среднего и мелкого типа.

Официальная статистика и сейчас насчитывает в Риге до двадцати трех тысяч рабочих. Но в это число включена и большая часть ремесленников.

Кладбище старой промышленно-пролетарской Риги я посетил, когда ехал в Мюль­грабен к складам торгпредства.

Дорога туда лежит через Красную Двину. Тут была некогда Выборгская сторона Риги. Здесь были раскинуты мастерские металлических, табачных, обувных и иных предприятий, высились грандиозные железобетонные корпуса «Проводника». Ныне здесь все мертво и пустынно. Никакая, воспетая романтиками мертвенность мертвого города Брюгге не сравнится с полной смертью этих трагически мертвых и медленно разлагающихся промышленных исполинов.

Бывший завод «Рессора». Он еще существует. Даже работы какие-то производит — принимает заказы на пружинные бороны и на что-то еще. И все же иначе не назовешь, как «бывший». Весь он — сплошная развалина, сквозная пробоина, зияющая рваными кирпично-красными краями в толще оголенных стен.

Дальше направо высится сохранивший наружную целость свою завод механической обуви «Буффало». О смерти и тлении свидетельствует пустая прозрачность его стеклянных этажей.

Еще дальше — дикие пространства того, что было некогда «Проводником». ­Гордостью, жемчужиной русской промышленности. Ныне хаос каменных стен — стеклянных перекрытий, взорванных сооружений, сорванных установок. Начисто ободранные, лишенные рам и всех без изъятия деревянных частей чудовищные скелеты железобетонных корпусов.

Медленно, холодно выветриваются, рассыпаются в прах и в ржавчину, умирают второй, окончательной, геологической смертью эти бывшие, никому больше не нужные вещи из железа, цемента, камня и стекла, пережившие свою социальную смерть.
[...]
Лимитрофная страна — Латвия из промышленной русской окраины стала аграрным государством. Резко изменился социальный состав ее населения. Перед войной было сто пятьдесят тысяч одних промышленных рабочих, теперь едва-едва насчитывают сорок тысяч вместе с ремесленниками. Раньше городские жители составляли сорок процентов всего населения, теперь едва лишь двадцать пять процентов.

Вся экономика аграрной Латвии покоится на трех китах: на лесном деле, льняной монополии и на экспорте масла.

Местные государственные деятели и экономисты подводят теоретическое обоснование под эту аграризацию страны. Стараются доказать, что так именно и надо, так и следует. Основной аргумент всех доказательств: без рабочих, без пролетариата лучше и спокойней. Незачем плодить у себя внутри большевиков.

Теория тут явно притянута за уши. Латвия стала аграрной страной не потому, что этого хочется теперешним руководителям ее политики. Вся промышленность оказалась уничтоженной. Наиболее значительные предприятия были эвакуированы царским правительством, остальные разрушены немецкой оккупацией, революцией и, наконец, артиллерийской обработкой Авалова–Бермонта.

Надолго ли останется Латвия республикой крепких фермеров и торгово-спекулятивной буржуазии?

Вероятно, нет.

Английский и германский капиталы, контролировавшие до войны местную текстильную и металлическую промышленность, снова начинают здесь шевелиться. Английский капитал тянет за собою капитал американский."
( Кушнер Б. Сто три дня на Западе. 1924–1926 гг. М.; Л.: Гос. изд-во, 1928. 
http://magazines.russ.ru/neva/2008/8/tra21.html )


Из предисловия к публикации:

"Игрушечность страны и ее столицы из поверхностного впечатления превращается в выражение внутренней сути: Латвия — игрушка, которой играют более могущественные государства. Как и все остальные лимитрофы, она страна-лакей (см. в тексте: «Рига, как и вся Латвия, так же далека от Европы, как и от России. Она колониальна»). Это устойчивая идеологема советской внешней политики. Аналитик журнала «Ленинград» так и объяснял своим читателям: «‹…› в Европе нет колоний. Но зато есть „независимые” маленькие страны, которые „исправляют должность” колоний Англии и Франции. ‹…› Все государства Европы — кандидаты в колонии Англии или Франции, чьи именно — покажет недалекое будущее»"
( Прихожая Европы.
Три главы из книги -Б. А. Кушнера "Сто три дня на Западе". Подготовка текста, вступительная статья Е. Р. Пономарева.
http://magazines.russ.ru/neva/2008/8/tra21.html )
LinkLeave a comment

Comments:
From:[info]livejournal@lj
Date:January 4th, 2014 - 04:41 pm

?? ?????????????????? ????????????????????-2

(Link)
???????????????????????? [info]vodolei30m@lj ???????????????? ???? ???????? ???????????? ?? ???????????? ???? ?????????????????? ????????????????????-2?? ?? ??????????????????: [...] ???????????????? ???????? ?? ?? ?? ?????????????????? ????????????????????-2 [...]