Учитесь у Воланда! | Apr. 15th, 2014 @ 04:27 pm  |
|---|
 "Миф о золотом веке" существовал в народном сознании всегда, во все времена. Люди видят, что их окружает зло. Им хочется верить, что зло не всеобще. Если "золотой век" был в прошлом, стало быть, зло не всемогуще, оно может быть побеждено - хотя бы в каких-то отдельных случаях.
Существование "золотого века" как бы вселяет надежду, придаёт сил жить. И, что важно - не сливаться со злом, оставаться нравственным человеком. Если всё беспросветно, в настоящем одно зло, в прошлом тоже только зло - то на чём может основываться надежда? Есть ли тогда силы бороться со злом, преодолевать его? Если зло тотально, то перед ним следует смириться, самому стать злым, начать творить зло. Такая вера в иллюзию того, что раньше зла было меньше - своего рода самозащита, "нас возвышающий обман", позволяющий нам стать лучше. Вера в "золотой век", наряду с осознанием своей смертности - вот то единственное, что отличает нас от животных.
Если почитать православных авторов, то у многих из них можно найти утверждения, что раньше в людях было больше веры, монахи куда более благочестивы, чем теперь, что первые христиане жили в особенной братской любви, и всё в таком роде. На сей счёт написана масса литературы (хотя в Евангелии открытым текстом указано, что ещё апостолы, находясь рядом со Христом, собачились, кто займёт за столом самое почётное место справа). Старообрядцы расскажут вам, как всё было благочестиво и благолепно до никоновских реформ, а потом всё стало плохо и становится всё хуже и хуже. И вообще, по мнению большинства христианских авторов мир всё более отпадает от Бога, погружается в пучину греха (это называется "апостасией"). В общем, тоже разновидность "мифологии золотого века".
На самом деле, добра и зла во все эпохи примерно равное количество, люди остаются точно такими же, как и были, просто исторические формы зла меняются, появляются всё новые и новые - отчего кажется, что его становится больше. Человечество, в общем, остаётся одним и тем же, оно даже не становится лучше))
Но обывателю такую простую вещь очень трудно понять. Обыватель всегда судит по внешним признакам. Типа, если за 300 лет у нас появились унитазы, поликлиники и высшая математика, то, стало быть, мы сами по себе стали лучше. Однако этот подход неверный. Очень правильно сформулировал булгаковский Воланд во время своего появления в Варьете: "Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем. О костюмах нечего уж и говорить, но появились эти... как их... трамваи, автомобили... <...> Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая... сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?"
Так вот: обыватель внутренне от одной эпохи к другой не изменяется ни на йоту. Когда Бхагаван Шри Раджниш пишет, что "толпа никогда никуда не приходит", то имеет в виду соотношение добра и зла. Люди во все времена были одинаково слабы, падки на соблазны и жили не высокими идеалами, а мелкими страстишками и обделывали свои мелкие делишки. И неосознанно они чувствуют свою слабость, готовность примириться со злом. Поэтому им и нужен "нас возвышающий обман" о том, что ранее зла было меньше.
Миф о всеобщем порядке при Сталине - разновидность "мифа золотого века", он позволяет примириться с реальностью, в котором слишком много зла, противостоять ему внешне и внутренне, не сдаться.
Сам факт, что человек верит в "золотой век", уже является доказательством, что он внутренне слаб и зависит от других. Впрочем, сильных вообще единицы. Нужно быть очень сильным, чтобы перестать верить в то, что "раньше было лучше". Причём, сильным как интеллектуально, так и духовно. Это очень трудно, практически невозможно - признать, что раньше зла было ровно столько же. Это означает остаться в одиночестве. А так, вместе со светлым прошлым, человек уже составляет большинство.
Интересно, что считающие Сталина величайшим злодеем, самолично организовавшим все репрессии, вешающим на него всех собак, проклинающие советский период нашей истории - всё равно разделяют мифологию "золотого века", только она у них касается Российской Империи)) То есть всё равно верят в прошлое, только в другую светлую эпоху.
Теперь к вопросу о начале возникновения мифа. Как представляется, мифологизация прошлого начинает появляться исторически очень быстро - уже в следующем поколении. Поскольку оно с реальной жизнью в предыдущем не сталкивалось. А через одно поколение миф утверждается окончательно. Это совершенно нормально. Во время срочной службы нас послали собирать помидоры в Астраханской области. Обратил внимание, что практически у каждого водителя грузовика за стеклом был портрет Сталина. Как раз второе поколение (это было в 80-х). На мой недоумённый вопрос шофёр ответил: "тогда порядка было больше". Вера в золотой век, как она есть. Точно так же тосковали о прошлом в сталинскую эпоху, о былом благочестии - в петровскую...
Также важно указать, что в человеческой душе (и данном сообществе) должно быть определённое соотношение, соблюдён некий баланс как мифологии прошлого так и и рационального понимания настоящего. Излишняя идеализация прошлого характерна для религиозных сект и психопатического типа личности, идеализация настоящего - для клинических идиотов.

Вынесено из коммов по требованию bezdarshina@lj) |
Рисунки офигенные! Вот уж не думал, что можно адекватно проиллюстрировать "Мастера и Маргариту"!
Эти иллюстрации считаю лучшими - специально искал именно их. Оригиналы висели лет 5 назад в арке на входе с Садового кольца к Булгаковскому дому. Самолично видел их там, восхищался. Потом их заменили копиями. Их, кстати, гораздо больше, задайте поиск "иллюстрации" "Мастер и Марагарита".
Раз в пару месяцев захожу в булгаковский подъезд, помедитировать. Прихожу ночью, когда он закрыт, но я обычно выбиваю дверь)))
Не побоюсь сказать, что вы растёте. Ваши тексты некоторое время назад вышли на новый уровень, а с ними, даст Бог, и ваши читатели. Так держать!
Отмечу также, что с рассуждением вашим согласен, внутренне подозревал, что где-то так оно и есть, что люди - везде люди, и несмотря на ворох культурных различий между, скажем, аборигеном Австралии и каким-нибудь японским самураем, всё равно они в первую очередь люди, которым присуще всё людское.
Не разделяю это мнение. Рост мой весьма замедлился. А вот постоянные читатели, точно, вышли на новый уровень, в том числе и понимания моих текстов. Отсюда и иллюзия, что я как-то особо вырос((
И вообще это комментарий, ничего мудрёного тут нет. А вот по поводу диктофонной записи, которая распространялась среди избранной публики, где настоящие философские перлы (впрочем, 20-летней давности) Вы так ничего и не сказали.
Думаю, что рост таки произошёл, просто он произошёл не скачком, а был несколько растянут во времени. Субъективно я его его начало ощущаю примерно вскоре после вашей перемены отношения к марксизму-коммунизму-СССР, а конец где-то месяц назад плюс-минус.
Запись ещё не слушал просто. Прослушаю - найду чего сказать.
Ах, в таком масштабе... Тогда да, некоторый рост имел место. Я-то думал, Вы о последних двух-трёх месяцах...
| From: | (Anonymous) |
| Date: |
April 17th, 2014 - 11:50 am |
|
|
|
|
(Link) |
|
Возможно, фишка не в том, что людям кажется, что зла меньше, а в том, что прошлое безвариантно. В нем все просто и понятно, в нем спокойно, в нем ничего не изменится. Человек в своем прошлом "знает, куда ходить". Человек таким образом прячется от неопределенности.
Да, но ведь, в конечном счёте, это тоже сводится к моему тезису.
| From: | (Anonymous) |
| Date: |
April 17th, 2014 - 11:57 am |
|
|
|
|
(Link) |
|
Кстати говоря, человек гораздо охотнее расстается с прошлым, если ему предложить хотя бы относительную определенность будущего.
Здесь Вы подразумеваете сознательные вещи, а я писал о бессознательных.
|
|