October 26th, 2006


Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
09:19 pm - Португалия | Ловушка №1
В Португалию я, разумеется, возил свою ловушку -- как же без нее :) Выяснилось, что это довольно несложно: в аэропорту сдаешь отдельно от багажа в окне "Outsize Luggage", на нее шлепают наклейку "Fragile" и все в порядке!

Оставлять ее без присмотра не получалось, так как летающие вокруг лампы бабочки вызывали живейший интерес местных кошек. По-русски они не понимали (за три недели я их выучил матерным выражениям, не обошлось без водных процедур :) и мне всякую ночь, когда я ставил ловушку, приходилось дежурить рядом -- гонять кисок. Бабочек была уйма: в среднем за ночь в агрегат набивалось порядка трехсот штук, кроме того многое я поймал на лету, вокруг да около.



Поутру, разбирая улов, кое-что получилось отснять. Качество не ахти, конечно, но я вообще не надеялся, что что-нибудь получится: все-таки снимать на рассвете с рук -- затея паршивая. Но тем не менее.

Из мелочи выделялись пестро окрашенные моли черноточечные желтобрюхие (Ethmia bipunctella):


Они и в Лондоне мне попадаются, но редко. В Португалии же были обычны:


В массе встречались несколько видов огневок, например Antigastra catalaunalis:


Palpita unionalis. Ее крылья не белые, а перламутровые:


Uresiphita polygonalis. Хорошо отличалась оранжевыми задними крыльями:


Etiella zinckenella. Свинцовая с рыжеватой полоской и желтоватой "накидкой". Ни с чем не спутаешь:




А что это за мелкая огневка -- выяснить мне еще предстоит. Предположения с удовольствием выслушаю :)


И эту не знаю. Задние крылья по окрасу как передние, размером с нашу крапивную огневку:


Пядениц было не очень много. Весьма эффектна Phaiogramma etruscaria:


В огромном и очень сложном роде Eupithecia, пяденица цветочная золототысячниковая (E. centaureata) -- самый легко определяемый вид:


Из медведиц в огромных количествах летали вот такие лишайницы из рода Eilema:


Уже показанная мной медведица красноточечная (Utetheisa pulchella):




И медведица стыдливая (Cymbalophora pudica):


Походные шелкопряды (Thaumetopoea sp.), кажется, Thaumetopoea pityocampa:


Их гусеницы живут колониями, днем сидят в коллективном гнезде из паутины, а на ночь выходят кормиться, причем идут гуськом друг за дружкой. Это над ними издевался Жан Анри Фабр, когда замыкал их процессию в кольцо и они ходили по нескольку суток по кругу, пока не умирали от голода. Гусеницы их, кстати, покрыты ядовитыми волосками и трогать их нельзя -- будет раздражение кожи.


Опа, многовато получается, всех в один пост пихать не буду.
Продолжение следует
Current Mood: [mood icon] bouncy

(57 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:[info]vilgeforce@lj
Date:October 26th, 2006 - 03:28 pm
(Link)
Красота!
[User Picture]
From:[info]evergestis@lj
Date:October 26th, 2006 - 03:37 pm
(Link)
Разбирать было интересно :)
[User Picture]
From:[info]vilgeforce@lj
Date:October 26th, 2006 - 03:52 pm
(Link)
Верю! Эх, надо найти работу с высокой ЗП, устроить личную жизнь, сделать ремонт и ездить в отпуск с ловушками-коробками куда-нибудь... Лет через дцать, наверное, оно и будет :-)
[User Picture]
From:[info]evergestis@lj
Date:October 26th, 2006 - 03:57 pm
(Link)
Эх, тоже хочу только бабочек ловить :)
[User Picture]
From:[info]vilgeforce@lj
Date:October 26th, 2006 - 03:59 pm
(Link)
Я про "только" не говорил :-) Разрабатывать софт для каких-нить спутников-танков-самолетов, а по вечерам и выходным - ловить, чтобы долгими зимними вечерами разбирать :-)
[User Picture]
From:[info]tap_a_jig@lj
Date:October 26th, 2006 - 03:28 pm
(Link)
Здооорово!
А как устроена ловушка?
[User Picture]
From:[info]evergestis@lj
Date:October 26th, 2006 - 03:34 pm
(Link)
Она пластиковая, типа кадки с крышкой, воронкой и лампой наверху. Работает по типу верши: вовнутрь бабочке попасть легко, а обратно выбраться -- сложно. Чертежи вряд ли можно найти (меня уже спрашивали, но я не нашел), там патент еще не истек, и кажется, кроме Англии их и не продают нигде. Robinson trap называется.
[User Picture]
From:[info]tap_a_jig@lj
Date:October 26th, 2006 - 03:38 pm
(Link)
А если лампа над воронкой, то почему же они в воронку лезут? :)
[User Picture]
From:[info]evergestis@lj
Date:October 26th, 2006 - 03:48 pm
(Link)
Я сам сначала с недоверием к этой идее относился -- но оно работает, говорю как очевидец :) Они об лампу ударяются и слетают по воронке вниз (она гладкая и скользкая для них), как миленькие. А крышка у ловушки прозрачная -- и очухавшись, они лезут к ней (к свету), а не к выходу. Отличная вещь!
[User Picture]
From:[info]savta@lj
Date:October 26th, 2006 - 04:14 pm
(Link)
Португалия богата бабочками особенно или Вы их умели находить? Никогда не видела столько красоток! Нет, на картинках видела, но не там, где я бывала!
[User Picture]
From:[info]evergestis@lj
Date:October 26th, 2006 - 04:21 pm
(Link)
Да ничего особенного Португалия в плане бабочек из себя не представляет. Типичное западное Средиземноморье, у вас даже побогаче должно быть. Просто это же всё ночные звери, днем они сидят в укромных местах и на глаза не показываются. А я их специально ловушкой собирал :)
[User Picture]
From:[info]savta@lj
Date:October 26th, 2006 - 04:34 pm
(Link)
По ночам собирали? Но нет, всё равно, у нас только серенькие всякие ночью летают. Когда-то меня покойный друг-энтомолог учил отличать моль от бабочек, так ночью у нас такие, как моль летают. Кстати, у Вас увлечение насекомыми или профессия?
[User Picture]
From:[info]evergestis@lj
Date:October 26th, 2006 - 04:44 pm
(Link)
Ночью все моли серы :) На самом деле ярких и красивых у вас тоже хватает. Я бы набрал :)

Кстати, интересно, что значит "отличать моль от бабочек"? Моли -- это просто разные мелкие ночные бабочки, их много групп, не особо родственных между собой.

А насекомые для меня -- увлечение, но, надеюсь, только пока. Я бы с удовольствием ни о чем другом не думал бы. Пока не надоело :)
[User Picture]
From:[info]savta@lj
Date:October 27th, 2006 - 10:54 am
(Link)
Я помню он говорил что-то о крыльях. Моли, якобы, укладывают крылья на спинку, когда ими не пользуются, а бабочки прижимают крылышкиодно к другому ивместе, как сединённые странички они стоят над спинкой.
[User Picture]
From:[info]figra@lj
Date:October 26th, 2006 - 04:53 pm
(Link)
Какие разноцветные!
Да, в Израиле почему-то таких не видно. Может, они где-нить на Севере прячутся, в Галилее там, или на Голанах?
[User Picture]
From:[info]evergestis@lj
Date:October 26th, 2006 - 04:58 pm
(Link)
Не видно -- не значит нет :) Чтобы спрятаться не обязательно лететь на север.

Блин, прям как валютный предсказатель какой заговорил...
[User Picture]
From:[info]figra@lj
Date:October 26th, 2006 - 05:25 pm
(Link)
(чеша репу) может, они все на уровне первого-второго этажей?
А у нас на свет в основном комары налетают, абидна :)
[User Picture]
From:[info]egor_13@lj
Date:October 26th, 2006 - 06:14 pm
(Link)
за комарами амфибии-рептилии приходят?
[User Picture]
From:[info]figra@lj
Date:October 27th, 2006 - 01:56 am
(Link)
Представила себе огромную лягушку, тяжело шлепающую по лестнице на пятый этаж... (зловещщще так) за комарами. Ой.

Вообще, один раз геккончик приходил, это считается? :)
[User Picture]
From:[info]egor_13@lj
Date:October 27th, 2006 - 03:13 am
(Link)
А как же.
[User Picture]
From:[info]rikin@lj
Date:October 27th, 2006 - 02:57 pm
(Link)
Есть! Есть! Вот такая, похожая на леопарда медведица стыдливая (кстати, почему она стыдливая?). К нам прилетают целыми толпами - развлечение для кошек.
[User Picture]
From:[info]evergestis@lj
Date:October 27th, 2006 - 03:22 pm
(Link)
Да-да, помню Вы мне показывали :) Только это не такая же, а близкая родственница, из того же рода. Cymbalophora oertzeni, кажется называется.
[User Picture]
From:[info]rikin@lj
Date:October 27th, 2006 - 03:40 pm
(Link)
Надо бы наших гостий пощелкать и вам фотки на опознание послать.
[User Picture]
From:[info]evergestis@lj
Date:October 27th, 2006 - 04:40 pm
(Link)
Конечно, мне и самому интересно :)
[User Picture]
From:[info]figra@lj
Date:October 28th, 2006 - 11:20 am
(Link)
Муж внес ясность :)
Он говорит, что полно всяких слетается к лампочке у подъезда, а я балда - не замечаю :)
From:[info]kusarak@lj
Date:October 26th, 2006 - 09:27 pm
(Link)
Медведица красноточечная the best! (с эстетической точки зрения)
Кошки позабавили :) Какой сильный охотничий инстинкт.
[User Picture]
From:[info]evergestis@lj
Date:October 27th, 2006 - 06:17 am
(Link)
Кошки там тощие и голодные. Все, что поймают -- едят, включая бабочек.
[User Picture]
From:[info]sachok_2@lj
Date:October 27th, 2006 - 08:41 am
(Link)
Довели животных!
[User Picture]
From:[info]mozhetitak@lj
Date:October 27th, 2006 - 01:04 am
(Link)
Ох, какие красивые, особенно медведицы!
А можно я вопрос не в тему задам? Несколько раз осенью собирала и всю зиму хранила уснувших юлжьих коровок. Но весной ни одна не проснулась. Не знаете, почему? Может, им надо, чтобы прохладно было, когда они спят?
[User Picture]
From:[info]mozhetitak@lj
Date:October 27th, 2006 - 01:04 am
(Link)
извините, божьих коровок
[User Picture]
From:[info]evergestis@lj
Date:October 27th, 2006 - 06:19 am
(Link)
Предполагаю, они у Вас высохли :(
From:[info]lady_selenity@lj
Date:October 27th, 2006 - 01:42 am
(Link)
А какого размера медведица стыдливая? Так на наших похожа... о_О Впрочем, я не особо приглядывалась к узору на крыльях, может, просто визуальное сходство при беглом просмотре.
[User Picture]
From:[info]evergestis@lj
Date:October 27th, 2006 - 06:21 am
(Link)
Она небольшая -- сантиметра четыре в размахе крыльев. В России не водится. Вообще из этого рода в России только один вид -- Cymbalophora rivularis -- и тот на Кавказе (вроде, только в Дагестане).
From:[info]lady_selenity@lj
Date:October 27th, 2006 - 06:44 am
(Link)
Наша тоже... кхм.. похожа до жути.
[User Picture]
From:[info]evergestis@lj
Date:October 27th, 2006 - 06:49 am
(Link)
А откуда она?
From:[info]lady_selenity@lj
Date:October 27th, 2006 - 06:55 am
(Link)
Южная часть Сахалина - фактически окрестности Южно-Сахалинска (с десяток-другой км в сторону от областного центра).
From:[info]lady_selenity@lj
Date:October 27th, 2006 - 06:58 am
(Link)
Фактически даже - вся южная оконечность острова - 100%. Нашла фотографию, сейчас выложу. Там правда качество отвратительное, но разглядеть бабочку можно.
[User Picture]
From:[info]evergestis@lj
Date:October 27th, 2006 - 07:01 am
(Link)
Это, скорее всего, подорожниковая медведица (Parasemia plantaginis).
From:[info]lady_selenity@lj
Date:October 27th, 2006 - 07:03 am
(Link)
Я плохо разбираюсь в видовых названиях, хоть и хочется..

Да, теперь разница на лицо. Но всё же они похожи. =)
From:[info]lady_selenity@lj
Date:October 27th, 2006 - 07:02 am
(Link)
[User Picture]
From:[info]evergestis@lj
Date:October 27th, 2006 - 07:03 am
(Link)
Ну да, она и есть :) Широко распространенный вид во всей Евразии, но в Европе нечасто встречается.
From:[info]lady_selenity@lj
Date:October 27th, 2006 - 07:14 am
(Link)
Хоть знать буду, что под руками путается, когда по сумеркам в бадминтон играешь на даче :)))

А тут ещё какая-то медведица есть - видела всего два раза за лет 10 (скорее всего просто редкая... было бы её много, то она бы также как и эта попадалась в руки юных натуралистов в лице меня и сестры). Так вот, она достаточно крупная, тельце такое яркое.. красное вроде (последний раз встречала около 5 лет назад), а на его конце что-то вроде клешней (если поймать, принимает угрожающую позу и издаёт трещащие звуки, щёлкая этми "клешнями" - малоприятное зрелище. Единственное, не помню окраску крыльев... Передняя пара отличается от задней по цвету, но чем - уже не скажу.. память подводит. Не в курсе, кто это? =) А то что-то этого зверя даже в коллекции нашего музея не припоминаю...
[User Picture]
From:[info]evergestis@lj
Date:October 27th, 2006 - 07:21 am
(Link)
Крупная с красным телом -- может быть, медведица-хозяйка (Pericallia matronula)? Насчет поведения ее ничего сказать не могу -- я ее никогда не встречал.
From:[info]lady_selenity@lj
Date:October 27th, 2006 - 07:30 am
(Link)
Похожа. Даже очень. Я впервые её поймала, когда мелкая совсем была - жутко тогда перепугалась... Не приведи господи такую страшилку во сне увидеть (только раз в 50 крупнее), можно и не проснуться. )))
[User Picture]
From:[info]dona_anna@lj
Date:October 27th, 2006 - 02:48 am
(Link)
Хороши:) Особенно лишайница и медведицы:)
Да, представляю что в такую ловушку у нас бы поналетело:) Зря savta волнуется:)
[User Picture]
From:[info]evergestis@lj
Date:October 27th, 2006 - 06:22 am
(Link)
Во-во :)
From:[info]vi_va_s@lj
Date:October 27th, 2006 - 02:54 am
(Link)
ждёмс продолжения...
[User Picture]
From:[info]evergestis@lj
Date:October 27th, 2006 - 06:22 am
(Link)
Усё будет :)
[User Picture]
From:[info]sachok_2@lj
Date:October 27th, 2006 - 08:42 am
(Link)
Зелёная пяденица - невероятно красива. Словно из нефрита.
[User Picture]
From:[info]evergestis@lj
Date:October 27th, 2006 - 03:24 pm
(Link)
Жалко, эти зеленые пяденицы в коллекции быстро выцветают :(
[User Picture]
From:[info]mirenlj@lj
Date:October 27th, 2006 - 06:10 pm

оффтоп

(Link)
Здравствуйте!
Извините за беспокойство. Как мне показалось Вы занимаетесь лепидоптерологией. А не могли бы Вы подсказать, если Вам не сложно, что это за бабочка такая?

Сфотографирована она (как я поняла) в Италии.

Заранее спасибо.
P.S. к сожалению, не нашла никаких других Ваших координат кроме как ЖЖ :(
[User Picture]
From:[info]evergestis@lj
Date:October 27th, 2006 - 06:43 pm

Re: оффтоп

(Link)
Это, видимо, павлиноглазка Perizomena caecigena.
[User Picture]
From:[info]evergestis@lj
Date:October 27th, 2006 - 06:57 pm

Re: оффтоп

(Link)
А может и Antheraea yamamai
[User Picture]
From:[info]mirenlj@lj
Date:October 28th, 2006 - 06:58 am

Re: оффтоп

(Link)
спасибо Вам большущее :))))))
[User Picture]
From:[info]gnevnyj@lj
Date:October 28th, 2006 - 11:39 am
(Link)
Cymbalophora на кайю так похожа, а род другой :) У нее рисунок на задних крыльях такой же, как у кайи?
[User Picture]
From:[info]evergestis@lj
Date:October 28th, 2006 - 02:07 pm
(Link)
Она мелкая, как Spilosoma sp. размером. А задние крылья светло-розовые, иногда с намечающейся каймой или пятнами у края.
Запасной аэродром - Португалия | Ловушка №1

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> User Info
> Мой ЖЖ


> Go to Top
LJ.Rossia.org