Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет oper_1974 ([info]oper_1974)
@ 2014-02-13 13:40:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
"Ивановский пятачок" Август 1942 г.
        "Больше всего мне конечно запомнился этот Ивановский пятачок. Семь дней таких страшных боев, я даже не помню, чем мы кормились там. Только вот в памяти осталось, как Жуков, адъютант, дает мне американскую тушенку и кусок хлеба, и говорит: поешь. Воду пили из Тосно.
           Еще мне запомнилось - в первый день, как мы забрались на плацдарм, здесь подбитые танки были, и надо было через них перелезать. И опять я с коммутатором и с аппаратурой, а мне же шестнадцать лет тогда было, вес у меня дай Бог какой был, сорок один килограмм - тоже через танки меня перетаскивали.
           И сразу вниз. Когда мы ворвались в этот подвал, где наш КП потом был, там так было: одно отделение подвала - наш КП, а второе - для раненых. Мне нужно было связь держать, а тут меня попросили воды для раненых принести. Пошла я к речке Тосне, а все обстреливается! Я подползла к реке, стала черпать, а тут то ли наша голова, нашего солдата, то ли немецкого, и мозги. Вот такое впечатление от Ивановской операции. Когда я уже в госпитале лежала - как гром, мне казалось, что это Ивановский пятачок.
+++++++++++
Клюканов решил перенес-ти свой КП на восточный берег, доложил комдиву. Я слышала слова Донскова:
- Собери всех: поваров, парикмахеров, связистов, но удержи плацдарм!
И вот уже от бойца к бойцу передается команда:
- Всем живым собраться в траншее около КП. Приготовиться к атаке!


      И все "живые" во главе с командиром полка ринулись к дорожной насыпи, оттуда в короткую паузу между пулеметными очередями броском двинулись через мост на другой берег. Помню, за командиром бежал его адъютант Жуков, радисты Маслов и Потапов, я с коммутатором. Из темноты послышались голоса:
- Стой, кто идет?
- Командир 952-го полка майор Клюканов, - был ответ.
       На том берегу стоял разрушенный пивоваренный завод. В его подвалах разместили раненых и штаб полка. Дальше по берегу Невы - церковь, рядом кладбище. Завоеванный нашими участок - западная часть Ивановского до пристани.
         Немцы наступали от церкви и стреляли без перерыва. Клюканов собрал трех радистов, нескольких командиров, десяток бойцов, тринадцать раненых - все свое войско.
- Раненые, вы можете драться?
- Можем, товарищ командир!
Первым из подвала с автоматом в руках выбежал Клюканов. В подвале оставались только радист, сообщавший цели артиллеристам, я у телефона и раненые. Но и они участвовали в бою, заряжая диски к автоматам.
Уже три немецкие атаки отразил клюкановский гарнизон. Вдруг прибегает адъютант Жуков:
- Немцы снова атакуют!
Нужен огонь с того берега, а связь не работает: перебило.
- Ты умеешь плавать? - спрашивает Клюканов радиста. Миша Маслов кивнул.
- Передашь: прошу "катюш!"
Миша поплыл. Прошло минут тридцать, из Корчмино ударили "катюши". Снаряды легли в цель. Немцы забегали. Едва развеялся дым - они снова пошли в атаку.
    "Горбатый" мост находился под беспрерывным огнем, и ночью саперы навели наплавные мостки, скрытые под водой. Рано утром по ним перешли к нам заместитель командира дивизии Дементьев, около ста человек пополнения. Среди них была и медсестра Кларисса Чернявская.
- Где раненые? - первым делом спросила она.
Кларисса перевязывала, а я подносила котелком воду из Невы.
        По Неве на катерах переправились командир минометчиков Ярошенко и начальник артиллерии Бучельников с 45-миллиметровыми пушками. Высадив пополнение, катера забрали часть раненых.
          И в этот день немцы продолжали атаковать. Раз, другой, пятый, седьмой... Клюканов все время находился с бойцами, поднимая их в контратаки.
          В окровавленных повязках, с простреленными руками, люди продолжали драться. Но их становилось все меньше. Убило комроты связи Юру Сильвестрова, начхима Шибаева и его сына Толю - 16-летнего связиста, многих других...
++++++++++++
         С девятнадцатого по двадцать пятое августа мы вели сильные бои на Ивановском пятачке. Наш полк высадился форсировал Неву, и батальон наш был около Горбатого моста. Очень сильные бои, очень сильные. Все эти семь дней. Наш полк оборонялся. Кромешный ад там творился.
     25 августа нас сменили, но мы удержали наши позиции. У нас отличился командир батальона Кукареко, погибла Чернявская, комиссар батальона Мартиросян погиб, он похоронен в Рыбацком, погиб связист наш воспитанник Толя Шибаев - отец его, начальник химслужбы полка, тоже там погиб. У меня была связистка, Зина Мельникова, ее отец был там же командиром батареи, тоже погиб там. Зина осталась жива.
       После этих ожесточенных боев вышло нас оттуда очень мало, вышли в Рыбацкое, там ночевали несколько дней. После этого нас перебросили во Всеволожский район, в Котуши, где был штаб дивизии, а нас в деревню Орово, где был штаб нашего полка. Батальоны были раскиданы вокруг, в землянках вокруг этих деревень. Началась подготовка к прорыву блокады Ленинграда.
+++++++++++++
           Очень серьезная артподготовка была, более двух часов. Мы были на берегу, я была на КП полка вместе с командиром взвода нашего. Сидели в большом напряжении, мы правофланговые, к 8-й ГРЭС шли, а дальше шла 136-я дивизия Симоняка, а у них был и оркестр.
           Вот уже за пять минут до конца артподготовки нужно было давать команду к атаке на спуск к Неве. Большое нервное напряжение у бойцов. Наши батальоны раньше выскочили на Неву. И перед самым берегом они залегли. Там есть водозаборное здание, и внизу окна. Там даже командир дивизии вел наблюдение целый месяц до наступления, засекал огневые точки. С ним были топографы.
       А точки, которые у немцев были в этом здании, ни разу за этот месяц не говорили. И вот полк и 47-й полк понесли на люду Невы большие потери, потому что эти огневые точки были не подавлены.
          Перед самым берегом они залегли. И тут огневой вал дали Катюши. По всему фронту били только Катюши. После этого наши пошли на штурм укреплений на берегу.
      А соседняя дивизия Симоняка не перешла Неву, они потом воспользовались нашим успехом. Потому что там у них была сопка Преображенская, где огневые точки были не подавлены, и у них не вышло ничего. Мы пошли вперед уже минут через двадцать, так как прибежали разведчики, и сказали, что там все нормально, идет бой.
           Мы подошли к этому берегу, а он высокий, залит водой, и проволока. Полезли туда, впереди командир полка, он здоровый был. Он с адъютантом Жуковым быстро перелезли. А у меня телефонный аппарат, коммутатор - катушку командир взвода Осипов нес - и я повисла на рукавицах на проволоке. И вот Жуков меня за руки втащил туда наверх, и в окопы.
       Там наши и немцы вперемешку - трупы. Минут двадцать искали, куда приткнуться, и потом Жукос нашел - немецкая землянка большая, она даже сейчас под погреб для картошки используется. Большая, с двумя отделениями, нары, карты, перины. Мы все это выбросили, я установила аппаратуру.
       Наши связисты уже протянули связь, и я подключила все, все батальоны, роту автоматчиков, артиллеристов. Командир полка говорит: "давай мне всех". Я всех подключила параллельно, они все доложили, что и как, Кукареко доложил, что он уже далеко, ведет бой.
+++++++++++++++++
            И вот началась бойня. С двенадцатого по восемнадцатое число. Самый тяжелый был четвертый день, когда немцы со Мги дивизию и танки перебросили. Правее нас переправился КП командира дивизии Борщева. Танки подошли, и дивизион Чернышева отбил их. Я не помню, но много танков набил.
           Наши, и командир полка, и все вооружились гранатами и залегли, мне приказали держать связь с тем берегом, чтобы артиллерию запросить. Но сдержали.
      Но вот командир батальона Кукареко, что держал дорогу на Мгу, конечно погиб, и его заместитель по политчасти Сальников тоже. Погибли и два наших радиста полковых, два Михаила, Маслов и Потапов. Точнее, их оглушило, и как очевидцы рассказывают, их немцы захватили и увели. Но так или иначе, они пропали.
       А вот Липа Кузякова погибла, она была связистка второго батальона, она держала связь с ротами. Они там оборонялись сильно, и когда немцы уже были готовы их захватить, они встали в круг, порядка пятнадцати человек, и подорвали себя гранатой.            Это рассказал очевидец выживший, узбек из Средней Азии, он потом приезжал после войны и рассказывал об этом. Числится она пропавшей без вести, но она погибла. Не осталось ничего.
++++++++++++++++++
           Мы продержались до восемнадцатого. Утром нас сменили, осталось нас немного. Вывели нас в деревню Большое и Малое Манушкино, на исходные, там землянки были в лесу. Сменили обмундирование, в бане помыли. Стали пополнение получать, не только солдат, но и офицеров.
          Ротных не осталось, батальонных не осталось командиров. Нас, связистов, тоже мало осталось. Стало прибывать пополнение, молодые ребята из Сибири. Я даже не успела их себе переписать в свой список - я комсоргом роты была, как мы перешли в Овцино - это на правом берегу Невы, напротив Ижоры.
      Там тоже небольшие учения и в феврале 1943 года мы пошли на первую Красноборскую операцию - станция Поповка. Там мы участвовали в освобождении деревень Степановка, Торфяное, Мишкино.
           Был такой случай с взятием деревни Мишкино. Там была какая-то морская бригада, и эти моряки захватили эту деревню. А немцы оставили там много шнапса, моряки выпили, и немцы снова захватили у них эту деревню.
      Командир дивизии дает приказ нашему полку, что эту деревню надо отбить. Командир полка позвал роту автоматчиков, а там сандружинницей была Фридман Мария, потом ее фамилия стала Медалье. Она была парторгом этой роты, такая боевая дивчина. За спасение раненого она получила орден Красной Звезды еще в 1941 году. Пополнение в роте автоматчиков все было молодые ребята из Сибири, командир - молодой лейтенант, не помню, как зовут.
          Они расположились на исходных, а днем нельзя было взять эту деревню, и они договорились на вечер. Договорились, что днем они будут там наблюдать, а вечером будет небольшая артподготовка, и они эту деревню возьмут.
      А связь вдруг пропадает. Еще днем оборвалась. У нас связистов никого как раз не оказалось на КП. КП у нас был совместный с нашим артполком и располагался в немецкой землянке в насыпи железной дороги. Я сижу у телефона, все, связи нет. Командир говорит: "а где твои линейщики?" Я говорю, откуда я знаю, где они. Взяла катушку, поискали, нет никого в сопровождающие.
       Я взяла катушку, и побежала по этому полю около железной дороги по кустарникам. Это сейчас оно заросло. И вдруг смотрю - вроде как волки, две собаки. Смотрю - волокуша, раненый лежит, и они вокруг раненого вертятся, вертятся. Я волокушу подтащила им.
           Собака легла рядом с раненым, а у нее на боку санитарная сумка - раненый себе ногу перевязал, я им помогла его на волокушу погрузить, они впряглись, и потащили его. Вот так я в первый раз увидела собак-санитаров. Это меня поразило очень. С тех пор я собак очень уважаю.
           Бегу я дальше, бегу, и вдруг провалилась. А это яма, и там этот лейтенант сидит. Я его спрашиваю - чего вы связь не держите? Связь-то у них была. Они говорят: "а мы не включаем ее". Я не буду говорить, что я им сказала. Ну все им наладила, связь дала, катушка у меня старая в запасе осталась.
           Командир полка говорит: "ну, подключила, а теперь возвращайся". Я вернулась я на КП, доложила, что задание выполнено. Он говорит: "ну, молодец".
            Через какое-то время наши дали артподготовку, и рота автоматчиков отбила это Мишкино. Сколько дней мы были в этой операции, я не помню, нас опять отвели в Петрославянку. Нас немного вернулось." - из воспоминаний телефонистки 952-го ст.полка Т.Овсянниковой.

0_96751_c7c73280_orig



7a71d2444d2deae1b1708255pp19pp9pness234b36cpp8yy00001204pp9psh






(Добавить комментарий)


[info]stavrwolf@lj
2014-02-13 08:00 (ссылка)
Да уж....вообще когда читаешь такое даже представить себе невозможно как наши дедушки и бабушки такое выдержали...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2014-02-13 08:02 (ссылка)
Жизнь в деревне никогда не была сахаром, приучены к трудностям были.
Сейчас и роты таких не наберешь.:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]stavrwolf@lj
2014-02-13 08:13 (ссылка)
Это то да, но одно дело недоедать и много трудиться, и другое огненный шквал и повсеместная смерть.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2014-02-13 08:17 (ссылка)
Ко всему привыкаешь.
А если еще и непритязателен и вынослив как русский солдат....

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alex_nik@lj
2014-02-13 14:04 (ссылка)
Знаешь все таки соглашусь с пред.комментатором, одно дело трудности, и совсем другое вот такое запредельное напряжение сил, непонятно как они держались и как выжили.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2014-02-13 14:23 (ссылка)
Многие ветераны говорят что не так были страшны бои как каждодневный изматывающий труд простой пехтуры.:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]alex_nik@lj
2014-02-13 14:42 (ссылка)
это они сейчас говорят:)
и это они говорят, они то уже смогли.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2014-02-13 14:45 (ссылка)
Да уж...ВВП приказал обеспечить ветеранов квартирами когда их осталось с гулькин нос.
Хитро.:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]alex_nik@lj
2014-02-13 14:47 (ссылка)
все равно обманет, мистер обещалкин...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]patriot_af@lj
2014-02-13 14:58 (ссылка)
Сейчас и ....(условный противник ) так в атаку не полезет.
все меняются.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2014-02-13 15:00 (ссылка)
Да вот нет.
Локальные войны показали что простой солдат ох как нужен.
Одной авиации и бомбежек мало.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]patriot_af@lj
2014-02-13 15:08 (ссылка)
Нужен, но ни один пиндос вот так в атаку не попрет. Это не гуманно по отношению к своим солдатам.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2014-02-13 15:10 (ссылка)
А если на них так попрут...внезапно?
Китайцев и арабов много миллиардов.:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]patriot_af@lj
2014-02-13 15:15 (ссылка)
Можно вспомнить, как Иракцы пытались на юрких тойотах выбить американские танки с плацдарма на реке Тигр, около Багдада. Ночью, м базуками, в огромном количестве на большой скорости. И все погибли, не нанеся никаких потерь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2014-02-13 15:18 (ссылка)
Короче, выход только один - сделать так чтобы у амеров бензин кочился....и деньги.:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]patriot_af@lj
2014-02-13 15:20 (ссылка)
Пиндосы прут только тогда, когда вероятность победы с минимальными для них потерями близка к 100%.
Вывод - не доводить до такого оборонный комплекс. И окопный героизм тут не поможет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gilljan@lj
2014-02-13 16:45 (ссылка)
Американы ведут (по сути)колониальные войны,достойного противника (после2МВ)у них небыло....все эти Ираки-Афганистаны это войны рассчитанные не на победу,а на развал этих стран.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2014-02-13 16:47 (ссылка)
Ну...в Корее и во Вьетнаме их неплохо покромсали.
Это потом они....

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gilljan@lj
2014-02-13 18:33 (ссылка)
Кстати в Корее они сражались лучше,чем во Вьетнаме..но итог один:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gilljan@lj
2014-02-13 16:02 (ссылка)
Образ жизни другой был:спорт,физический труд-в почете...уважение к старшим - как залог дисциплины...да и гены давали знать,России некогда было расслабится.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2014-02-13 16:04 (ссылка)
Пока Россия и СССР были крестьянскими...все хвалили простого русского солдата.
А как стала городской...так и ой.:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gilljan@lj
2014-02-13 16:23 (ссылка)
Так не даром американцы не могут справиться с афганскими душманами.....у которых кроме АК-РПГ ничего нет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]amak_190@lj
2014-02-14 16:28 (ссылка)
Эх, если б этим афганцам ещё кто-нибудь "Игл" отсыпал, американцы точно взвыли бы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gilljan@lj
2014-02-14 18:21 (ссылка)
Конечно....это американцы их "стингерами" снабжали,а сейчас они воюют старыми запасами...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nikoberg@lj
2014-02-13 18:10 (ссылка)
Утащил к себе.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vladrink@lj
2014-02-13 08:02 (ссылка)
"Воевали" два года назад на Ивановском, до сих пор всё в расщелинах, да кратерах. Клочок земли вроде миниатюрный, а сколько там полегло...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2014-02-13 08:03 (ссылка)
Сколько там таких "пятачков" под Ленинградом...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gengri@lj
2014-02-13 08:12 (ссылка)
Мама, 1924 г.р., добровольцем ушла на фронт и тоже связисткой в полк ночных бомбардировщиков.
Мало рассказывала, но у них такого кошмара не было.
Хотя, было всякое.
Надо будет в Тосно побродить по этому месту


(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2014-02-13 08:14 (ссылка)
Авиация - белая кость.:)
Но везде гибли.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]don_djovanni@lj
2014-02-14 03:48 (ссылка)
Брат моей бабушки умер в госпитале от ран. Сбили над Дубровкой в 42 году

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2014-02-14 06:04 (ссылка)
Хоть известно где похоронен.
А три брата моего деда - только один известно что похоронен в Вост.Пруссии.
Другой еще в 41-м пропал без вести, а третий на флоте сгинул в море.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]don_djovanni@lj
2014-02-17 02:35 (ссылка)
Это да
Он правда единственный про кого хоть что то внятное известно

(Ответить) (Уровень выше)


[info]foto6x7@lj
2014-02-13 08:36 (ссылка)
Из КВ танкиста вытаскивают - трофейный снимок?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2014-02-13 08:40 (ссылка)
Да.
Там же немецкий танкист в черной форме.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]foto6x7@lj
2014-02-13 08:45 (ссылка)
Не разглядел :(

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mary_bred_show@lj
2014-02-13 10:53 (ссылка)
Дети воевали рядом со своими отцами, вместе погибали. В общем-то понятно, в Ленинграде от голода помрёшь, здесь хоть поесть можно, но всё равно представить сложно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2014-02-13 10:55 (ссылка)
Ну, может родитель думал что присмотрит за дитем, что с отцом будет безопаснее.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]don_djovanni@lj
2014-02-14 03:50 (ссылка)
Ну мальчишку типа на "блатное" место отправили- связистом(в пехоте это белая кость), плюс да- скорее всего отец надеялся. что таким образом присмотрит за ним

(Ответить) (Уровень выше)

Живо напомнило.
[info]amonov@lj
2014-02-13 11:19 (ссылка)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Живо напомнило.
[info]oper_1974@lj
2014-02-13 11:21 (ссылка)
Там не до соплей было.:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]patriot_af@lj
2014-02-13 15:49 (ссылка)
Опять вопрос не по теме. А у прям тебя сейчас в жЖ поисковик работает?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2014-02-13 15:51 (ссылка)
Какой, по моему блогу или по всему ЖЖ?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]patriot_af@lj
2014-02-13 15:51 (ссылка)
по всему жж. Хотя у меня не работает ни тот ни другой.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2014-02-13 15:59 (ссылка)
Проверил.
По ЖЖ работает.
А вот по блогу - нет.
Наверно яндекс временно барахлит.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]patriot_af@lj
2014-02-13 16:00 (ссылка)
Ладно, подождем до завтра.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gilljan@lj
2014-02-13 16:07 (ссылка)
В последнее время ЖЖ вообще постоянно барахлит.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]patriot_af@lj
2014-02-13 16:07 (ссылка)
ну как то сегодня по особенному.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gilljan@lj
2014-02-13 16:14 (ссылка)
Наверное...одно время проблемы были с фотографиями (вставить,изменить размер),интересно,что перебои идут в зависимости от региона подключения....у меня сегодня-нормально.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2014-02-13 16:16 (ссылка)
О! А у меня сегодня наоборот с фотками проблемы были, грузилились по 10 минут.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gilljan@lj
2014-02-13 16:24 (ссылка)
Это ЦРУ....:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2014-02-13 16:25 (ссылка)
Это англичанка гадит.:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gilljan@lj
2014-02-13 16:11 (ссылка)
42-й вообще какой-то кошмарный год:сидеть в обороне-нельзя,любые попытки наступления-парируются (более мобильными)немцами...безвыходное положение,с неизбежными потерями.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2014-02-13 16:14 (ссылка)
Это ведь под Ленинградом и на Волхове.
В этих болотах и буреломах немцы тоже вешались.
Позиционная война и наши самоубийственные атаки.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gilljan@lj
2014-02-13 16:29 (ссылка)
Ага...немчура там тоже выла,их еще наша тяжелая артиллерия постоянно доставала.
Наши "самоубийственные атаки" держали немчуру в постоянном напряжении и (главное)не давали возможности передислоцировать свои войска на другие направления.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2014-02-13 16:32 (ссылка)
Да чего там было "передислоцировать"?
Группа Армий "Север" вообще почти не получала пополнений с 1941-го, и снабжение в последнюю очередь.:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gilljan@lj
2014-02-13 16:56 (ссылка)
При статическом фронте всегда можно высвободить какие-то силы.
Если периодически проводятся наступательные операции(с риском прорыва)противник вынужден держать значительные силы(это называется-сковывание).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oper_1974@lj
2014-02-13 17:00 (ссылка)
Хехе.
Вот надо было дождаться когда потеряют бдительность начнут части снимать - тогда и в атаку.
Тех обратно возвращать с пол-дороги...а их окопы уже заняты.:))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gilljan@lj
2014-02-13 18:31 (ссылка)
Штирлица в штабе ГА "Север" не было...:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]oper_1974@lj
2014-02-13 17:49 (ссылка)

(Ответить)