Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет guralyuk ([info]guralyuk)
@ 2005-12-02 16:31:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Мой комментарий на kreml.org насчет поправок к нашему УК и УПК о дискредетации государства и т.д.
В принципе, всем постсоветским странам к этому опыту стоит присмотреться. Часто то, что у нас делается, - предваряет то, что через пару лет делается же в других "странах СНГ", в России прежде всего.Image

На волне роста популярности А.Лукашенко репрессивные меры будут поддержаны внутри страны

Юрий Шевцов
2 декабря 2005

Нижняя палата парламента Беларуси приняла поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. К чему-то наподобие этих поправок дело шло давно. Еще в ходе прошлой предвыборной президентской компании 2001 года стало ясно: оппозиция потеряла "улицу". Уже около 5 пяти лет на ставшие очень редкими протестные акции выходит до 500 человек, лишь изредка - немного больше. Оппозиционные структуры вне Минска и нескольких крупных городов - скорее миф, чем реальность. Оппозиция также раздроблена на несколько противостоящих группировок. Никакого потенциала к победе внутри страны у оппозиции нет. Единственный имеющийся ресурс оппозиции - внешняя поддержка, которая покоится преимущественно на доступе к мировым СМИ и возможности донести свои взгляды очень представительным аудиториям - Совет Европы, ЕС, Конгресс США и т.д. Этот ресурс, как показал опыт оранжевой революции в Украине, а ранее - в Грузии, может быть эффективным средством воздействия на власть.

В то же время, белорусская власть ныне изолирована от большинства тех СМИ, кабинетов и трибун, к которым имеют доступ оппозиционные политики. Самым дешевым, ассиметричным способом уменьшить воздействие оппозиции на мировое общественное мнение оказались репрессивные меры. Уверен, если бы ЕС и США не изолировали белорусскую власть и сохранили бы возможность диалога с нею, если бы не было однозначной поддержки очень радикальной белорусской оппозиции, такое законодательство бы не возникло. Как не возникает подобных коллизий в отношениях ЕС и США с очень отличными от них по своим ценностям странами северной Африки или Китаем.

Думаю, что на нынешней волне роста популярности А.Лукашенко репрессивные меры будут в целом поддержаны внутри страны и окажутся эффективными. Уж очень непопулярна оппозиция внутри страны.

Правда, на деле массово применять эти поправки при широкой интернетизации невозможно. Видимо, в реальности поправки станут законодательной базой для давления лишь на некоторые НГО, может, быть - на некоторые интернет-проекты.

У поправок есть еще одна прогнозируемая часть. Многие граждане Беларуси сейчас получает обоснованную базу для политической эмиграции на Запад, и особенно - для невозвращения на родину по окончании учебы или работы в ЕС и США. Право на статус политических эмигрантов согласно существующему на Западе законодательству теперь получат чуть ли ни все желающие граждане РБ. Этот статус надо будет предоставлять почти автоматически, только на основании высказываний в LiveJournal, например.

Более того, парадоксальная ситуация сложилась теперь в европейском правовом пространстве. К ответственности согласно этим поправкам могут быть привлечены и белорусские граждане, которые постоянно проживают вне РБ. По идее, их должны будут выдавать по запросу через Интерпол или рвать всю систему международных соглашений, в которую входит РБ, или давать статус политических эмигрантов.

Изолировать РБ, выломать из системы европейских правовых отношений - нереально, война - также нереальна. Никаких массовых, способных взбудоражить мировое общественное мнение брутальных репрессий в связи с принятием поправок не ожидается. При всем неприятии ценностей, на которых основано белорусское общество, или скорее мифов об этих ценностях, причин для действительно сильного давления на РБ мировое сообщество не имеет. Чем-то возникшая политико-правовая коллизия напоминает ситуацию с исламскими мигрантами в ЕС: щелей в европейском законодательстве так много, что это законодательство реально не препятствует развитию исламских общин в особую иную по отношению к европейским странам принявшим их, культуру. Возможно, перед нами проявление большой закономерности: постиндустриальность как пространство недействующего, но разветвленного права.

Наверняка открывшейся возможностью легкой эмиграции в страны ЕС и США воспользуется какое-то количество белорусских граждан, прежде всего тех, кто реально причастен к оппозиционным структурам. Если новая волна белорусской эмиграции будет сформирована из числа нынешней оппозиции - особого вреда "режиму" эти эмигранты не создадут, как не создали беженцы-националисты эпохи Второй мировой войны, осевшие в западных странах. Но новая волна эмиграции обязательно ослабит коммуникацию между реальным белорусским обществом и окружающим миром.

Именно эта эмиграция получит преимущественный выход в СМИ и иные каналы доступа к общественному мнению ЕС и США. Формируемое ими дискурсное поле и мнение о Беларуси будет резко расходиться с дискурсами и идентичностью белорусского общества и, наверняка. будет вызывать в основном отторжение внутри РБ. В принципе, это усиливает белорусскую политическую систему, а не ослабляет. Примерно такова культурно-политическая роль антикастровской эмиграции в США.

Появление массовой белорусской политической эмиграции резко усилится фильтр на коммуникацию между окружающими обществами и реальной Беларусью. Из проектов ЕС, США и т.д. по поддержке демократии в РБ при опоре на нынешнюю оппозицию (вскоре эмиграцию?) наверняка возникнет только своеобразный внешний защитный кокон РБ, защитная скорлупа РБ. Никаких действительно эффективных идей и акций по преобразованию белорусского общества они через себя не пропустят, как не смогли за много лет выдвинуть ничего жизнеспособного, находясь внутри страны.

Также важно: в эмигрантскую волну обязательно вольются по кубинской "схеме" выталкиваемые из страны криминальные и полукриминальные элементы.

Интересно, конечно, как быстро эффективная кубинская модель ценностного противостояния высокоразвитой стране воспроизводится в Европе. Во всяком случае, некоторые эффективные части кубинской модели.



Справка: Уголовный кодекс Беларуси дополняется рядом новых статей. В частности, статьей 193-1 (незаконная организация деятельности общественного объединения, фонда либо участие в их деятельности). Норма статьи предусматривает, что организация деятельности или участие в деятельности организаций и фондов, в отношении которых вступило в силу решение о приостановлении их деятельности или ликвидации, будут наказываться штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до двух лет.

Лицо, добровольно прекратившее участие в такой организации и заявившее об этом соответствующим государственным органам, будет освобождаться от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится состава иного преступления.

Статья 293 дополняется нормой, согласно которой обучение или иная подготовка лиц для участия в массовых беспорядках или финансирование подобных действий будут наказываться арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

Статья 342 дополняется положением, предусматривающим, что обучение или иная подготовка лиц для участия в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков более тяжкого преступления будут наказываться арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до двух лет.

Согласно законопроекту, усиливается ответственность за публичные призывы к захвату государственной власти или насильственному изменению конституционного строя. За это предусмотрено наказание от шести месяцев ареста до лишения свободы на срок до трех лет.

Призывы, обращенные к иностранным государствам, иностранной или международной организации, совершить действия в ущерб внешней безопасности Беларуси, ее суверенитету и территориальной целостности, а также распространение материалов, содержащих такие призывы, наказываются арестом на срок от шести месяцев до трех лет. Если эти призывы будут распространяться через СМИ, наказание возрастает - применяется лишение свободы на срок от двух до пяти лет.

Уголовный кодекс также дополняется новой статьей - "Дискредитация Республики Беларусь". Под дискредитацией понимается "предоставление иностранному государству, иностранной или международной организации заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан Республики Беларусь или ее органов власти". Подобные действия будут караться арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до двух лет.

Кроме того, проектом предусмотрена возможность задержания органами уголовного преследования лиц, подозреваемых в терроризме и совершении особо злостного хулиганства, на срок до 10 дней до применения меры пресечения или освобождения из-под стражи.