| "Величие и Билан". Статья Дмитрия Быкова |
[May. 29th, 2008|02:19 pm] |
"Коммерсант" опубликовал опрос ведущих эстрадников и политиков России - гордятся ли они победой Димы Билана? Результат оказался предсказуем: Иосиф Кобзон гордится, Маша Гайдар - нет (она гордилась бы в случае победы "ДДТ"), а лидер группы "Сплин" Александр Васильев не знает, что такое "Евровидение". Да и откуда бы ему знать - его-то, чай, не пошлют. Предположить подобный разброс и поляризацию мнений было так же легко, как догадаться об истерике одного сетевого ресурса, в котором появилась статья некоего Вадима Пономарева. Фраза "Ух, как ежатся они, как извиваются" немедленно стала хитом ЖЖ - даже и в его умеренно-патриотической части. Ежатся и извиваются, понятное дело, враги России, чье величие в очередной раз доказано Биланом.И вот это служит нагляднейшей констатацией того простого факта, о котором я писал еще в прозаической поэме "ЖД", прошу прощения за автоцитату: "Уверенность в общей ненависти к России объяснялась просто: как всякий истинный варяг-захватчик, в душе Топтухин полагал, что сама Россия - довольно бросовый товарец. Он оттого так и ярился, защищая ее, оттого и любил Отечество с такой страстью, готовой стереть в порошок все окружающее: варяги догадывались, что захватили очень так себе землицу. Они уже жалели, что сюда пришли, но с тем большим показным пылом изо всех сил нахваливали этот надел. Между прочим, надел был действительно ничего себе, но не варягу это понять: варяг ли разберется в талантах коренного населения, оценит песни местных дервишей, красоту промыслов, кротость пейзажа? Им с самого начала казалось, что и население неважное, и земля неурожайная, - но приходится иметь дело с такой Родиной. Именно оттого патриотизм варяжского толка имел столь жалобный и притом агрессивный вид: да, землица убогая, народишко так себе, - но мы убьем любого, кто осмелится нам на это намекнуть!"
Надо в самом деле очень не уважать свою страну, полагать ее очень уж бросовым товарцем, чтобы увязывать ее величие с Димой Биланом. Это вообще давняя патриотическая традиция, проистекающая, конечно, от недооценки родной земли: стоит России одержать какую-нибудь совершенно незначительную и нехарактерную для нее победу - и по этому микроскопическому поводу поднимается дружный, хорошо спланированный рев: оле, оле, оле, оле! Россия, вперед! У нас лучшие футболисты, хоккеисты, гандболисты, эквилибристы, ложкари, у нас самые сознательные рабочие и самые высокие удои! И если удои, а также футбольно-хоккейные триумфы еще имеют какое-то отношение к величию (в частности, недавняя победа хоккейной сборной действительно доказала русскую способность вырывать победу зубами), - то триумф Димы Билана есть личный триумф Димы Билана, с которым его и надлежит от души поздравить, но никакого отношения к величию России он, понятное дело, не имеет. Величие России никогда не зависело от попсы, сколь бы качественной эта попса ни была. Третье место Валерии в британских чартах опять же не доказывает величия России, ибо этот параметр определяется не британскими чартами. Надо как-то раз навсегда для себя решить, что Россия является великой априори, в силу своей истории, размеров, интеллектуальных (а потом уж сырьевых) ресурсов, - и такая ничтожная вещь, как конкурс "Евровидение", ровным счетом ничего не добавляет к ее победам, поскольку в мире больших ценностей эта пылинка даже не рассматривается.
Причина дружного и явно фальшивого ликования по ничтожным поводам (типа "Наш президент обратился к немцам по-немецки" или "Наш певец лучше всех поет по-английски") объясняется, на мой взгляд, просто. Сейчас всем этим рулят люди, сформировавшиеся в девяностые и совсем уж было поверившие, что их страна ничего из себя не представляет. Таких дураков в то время хватало, и у меня язык не повернется их обвинять - культурного багажа у них не было, Пушкина они толком не читали, о Блоке что-то слышали, а о Толстом знали только то, что он ходил босиком (и он действительно ходил). Немудрено им было поверить, что кратковременные экономические трудности, триумф энтропии, отпадение окраин и прочие исторические турбулентности могут положить предел самому существованию их Родины: проблемы ее были слишком очевидны, а источники ее величия для них оставались темны. Чтобы представлять себе масштаб такой страны, как Россия, - вероятно, самой интересной в интеллектуальном отношении, самой выносливой, неистребимой, внутренне свободной при всей внешней зажатости, - надо было хоть немного знать историю русского сопротивления от Аввакума до диссидентов, представлять себе ключевые фигуры славянофилов (вроде Самарина) и западников (вроде Герцена), помнить о Нечаеве что-нибудь, кроме того, что о нем написаны "Бесы", представлять себе истинные убеждения Ленина, взгляды Горького, размах партизанского движения во время обеих Отечественных войн, - ну и так далее, в рамках традиционного культурного багажа среднего выпускника. Но поскольку у нынешних пиарщиков и присяжных патриотов нет ни малейшего представления обо всех этих достижениях их Родины, - они искренне полагают, что патриотом России является упившийся пивом клерк, громче других орущий в спортивном баре "Оле, оле, оле". В то время как этот клерк - а равно и фанат, а равно и нашист, - является не патриотом России, а ее позором. Особенно когда выводит величие Отечества из таких параметров, как очередной хоккейный турнир или коллективная победа Билана, Плющенко и скрипки Страдивари над полуголыми старлетками из Греции и Восточной Европы.
Тут уж приходит на ум куда более хлесткая цитата - из Новеллы Матвеевой, чьи песни имеют к величию России самое непосредственное отношение (хотя бы потому, что написаны на чистейшем русском языке):
Прочь, лесть безмерная! Прочь, преувеличенье Вещей, действительно имеющих значенье! Нагл баснословный дож, велевший море высечь, Но тот наглей, кто льстит волнам; кто осмеять Их тщится... И юлит, стремясь преувеличить То, что и так нельзя обнять.
Отсюда: http://www.point.ru/author/2008/05/27/16460
|
|
|