Оказывается, у Чавеса Венесуэльского вчера был бездник. Нет повода не вспомнить годичной давности
статью, пусть и здесь будет. Интересно, как она читается теперь. Пожалуй, ничего менять не стала бы, может, кое-что дописала бы, в плане прогноза...
Итак, он снова победил. Он был десантником, подпольщиком, бунтовщиком, сидел в тюрьме; в 1998-м стал президентом крупнейшей нефтедобывающей страны Южного полушария; в него стреляли, его свергали, против него интриговали госдеп и ЦРУ, внутри страны его пытались сбросить путем всеобщих стачек и манифестаций - все бесполезно: неутомимый и неустрашимый Уго сегодня снова празднует победу. По результатам плебисцита, он сможет править Венесуэлой еще как минимум три года.
Конечно, Уго Чавес - феномен. Другого такого в начале XXI столетия, пожалуй, и не сыщешь. На безрыбье тусующихся на телеэкранах медийных голов-симулякров Уго Чавес кажется титаном, живым реликтом боливарианских и хуаресовских времен, Ортегой и Норьегой в одном лице - да только более успешным, во всяком случае, пока. Либеральная интеллигенция, само собой, его не любит и называет "венесуэльским дуче", а чавесовский режим - "популистской автократией" (с) Марио Варгас Льоса.
Варгас... Да, очевидно, только с Варгасом и можно сравнить его, но с другим Варгасом, "бразильским дуче".
Семь десятилетий тому назад Бразилия так же зависела от экспорта кофе, как сегодня Венесуэла зависит от экспорта нефти. Кофейные магнаты и плантаторы составляли могущественную олигархию; после свержения империи Педру II она десятилетиями держала президентов под контролем и препятствовала национальному развитию страны. Жетулиу Варгас, успешный губернатор, осмелился бросить ей вызов в 1930 году. Его риторика против мировых грабителей-империалистов и за бразильский национализм нашла поддержку в широких массах, Варгас был избран президентом, а семью годами спустя установил диктатуру по типу "корпоративного государства" дуче. Как и Муссолини, Варгас был выдающимся популистом своего времени, бразильский обыватель был без ума от него. Варгас жестоко подавлял своих противников как справа, так и слева. В годы его правления слыть коммунистом или нацистом было опасно для жизни. Сначала Варгас ориентировался на Третий рейх, с которым у Бразилии сложились очень тесные экономические связи, но затем, в годы Второй мировой, твердо встал на сторону антигитлеровской коалиции. В 1944 году бразильцы высадились в Италии; это были сильные и отважные воины. Но главное достижение пятнадцати лет правления Варгаса - модернизация и индустриализация страны; к 1945 году Бразилия стала совсем другой, чем была в 1930-м. Как Теодор Рузвельт - создатель современной Америки, а Конрад Аденауэр - создатель современной Германии, так и Жетулиу Варгас - создатель современной Бразилии. Его заслуги признавали все, он был бесспорным лидером и победителем.
Но диктатура слишком затянулась. Бразилия после войны хотела демократии, а старые и новые элиты - власти. Варгас пообещал провести выборы и передать правление избраннику народа. Но не успел: осенью 1945 года военные совершили переворот и сами отстранили диктатора. Однако импульс его реформ и сила личности были таковы, что новый президент Гаспар Дутр фактически был вынужден продолжать политику Варгаса. А на очередных выборах в 1950 году Жетулиу Варгас снова избирается президентом Бразилии.
Варгасовская индустриализация продолжается... побеждает... пробуксовывает... и постепенно забирается в финансовый тупик. Выясняется, что реформировать национальный капитализм и управляться с ним же - несколько разные задачи. Правительству фатально не хватает денег. Стареющий президент буквально разрывается между популизмом вождя нации и ответственностью главы государства - неразрешимый антагонизм срезает его власть под корень. Инфляция стремительно растет, Варгас вынужден повышать зарплату, это не помогает, наоборот, кризис разрастается; Варгас занимает $300 миллионов у США, но ситуация становится все хуже... по всей стране проходит волна бунтов и забастовок. Уже не хунта, а народ, общественность, избиратели - требуют немедленной, безоговорочной отставки прежнего кумира... падение представляется неизбежным.
И нервы патриарха не выдерживают. Разве о таком финале великой карьеры он мечтал?..
24 августа 1954 года - то есть уже через неделю исполнится ровно полвека - президент Жетулиу Варгас, который правил Бразилией в общей сложности почти 20 лет, кончает жизнь самоубийством; подробности трагедии покрыты мраком тайны до сих пор.
Конечно, Чавес - не Варгас, Венесуэла - не Бразилия, теперь другие времена, и аналогии условны... я не о том. Авторитарные вожди народа, если они благонамеренны, ответственны, харизматичны и адекватно воспринимают ключевые идеи своего времени, то успевают сделать много полезного для верных им народов. Пока массы за них - они непобедимы. Но если время поворачивается против таких правителей - ничто тогда не может их спасти. Лояльный обыватель, надежная опора трона, быстро превращается в негодующего гражданина и произносит роковой вердикт: "Долой диктатуру - даешь демократию!".
x-posted to
history@lj,
politics@lj.
С большим интересом прочитал, как всегда. Я сам был в Бразилии этой весной - Рио де Жанейро, водопады Игуасу на границе с Аргентиной, Амазонка, Сальвадор (старая столица, самый "исторический" город, декорации для "рабыни Изауры"). Страна чрезвычайно интересная для посещения - обалденная природа, почти российские расстояния с совсем не российским климатом, самое вкусное (и недорогое) мясо на вертеле которое когда-либо пробовал, десяток маленьких обезьянок устроивших кучу-малу на обеденном столе туристского отеля, загорелые молодые тела в двухметровом прибое набегающем на мягкий чистый песок, мулатки с аппеТИТнейшими попками, прогуливающиеся по Копакабане или, увешанные перьями и блёстками, танцующие самбу для зрителей.
Но в то же время чувствуется что стране просто не хватает драйва (и после этого понимаешь что в России, со всеми её проблемами, он всё-таки есть). Страна находится на 80% в третьем мире и не чувствуется воли чтобы сделать качественный скачок, вытащить из болота хотя бы большую часть тела. Лула в целом действует в правильном направлении, но слишком осторожен, не хватает силы и масштаба.
Варгас - такая квинтессенция латиноамериканского опыта 20-го века, тут и Перон, и Альенде, и немного даже Кастро. Надо сказать, визуально в Бразилии ощущается наследие скорее эпохи Кубичека (модернизм Оскара де Нимеэра, и т.д.), а в более широком смысле "историческая ностальгия" скорее по имперской эпохе Педро 2-го. Но Варгас - всё же самая главная историческая фигура в Бразилии 20-го века.
Вообще, за Южной Америкой я наблюдаю довольно давно. По серьёзному - с аргентинской финансовой катастрофы 2001 года, разворачивавшейся почти по сценарию 1998 года в России - в начале 2001 у меня даже публичное пари было на ящик "мальбека" о том что это случится до конца года - реально произошло в самом конце декабря. Эта история описана (по английски) в некоторых деталях в "Экзайле": http://www.exile.ru/2005-May-20/collaps
Чавес - молодец. Я был в восхищении как он выкрутился из апрельского 2002 переворота, сломил сопротивления олигархата государственной нефтяной компании PDVSA и потом победил в референдуме. Сможет ли он успешно продолжить позитивное начало "Боливарский революции"? Пока неизвестно, импульс есть, но и уровень проблем огромный, со многими всё равно не удаётся справиться.