Дмитрий Беломестнов
Кыргызстан, Ош. Нападения на этнических узбеков, похищения женщин 
16th-Dec-2010 08:21 pm

Кыргызстан: в городе Оше участились нападения на этнических узбеков



Ассоциация «Права человека в Центральной Азии»
Centre MBE 140, 16, rue de Docteur Leroy, 72000 Le Mans FRANCE
Tel.: +(33) 6 49 38 86 59; E-Mail:asiecentrale@neuf.fr

ПРЕСС-РЕЛИЗ

16 декабря 2010 года


9 декабря 2010 года в городе Оше закрылся офис членов Международной независимой комиссии по расследованию июньских событий на юге Кыргызстана. Комиссия также принимала жалобы лиц, пострадавших в последующие полгода. Сразу после отъезда членов комиссии участились нападения на этнических узбеков и другие противоправные действия против них с участием сотрудников правоохранительных органов и гражданских лиц. Ниже мы приводим содержание некоторых заявлений, полученных нами от пострадавших.


1 декабря 2010 года нам написал Музаффар Рахматуллаевич Торохонов, дата рождения — 13 января 1976 года, гражданин Кыргызстана, житель города Оша.


1 декабря 2010 г., около 12 часов, на улице Гагарина нашу машину обогнали и остановили незнакомые люди кыргызской национальности, которые представились сотрудниками уголовного розыска при ГУВД. Они незаконно арестовали меня и трех моих друзей, отвезли нас в ГУВД г. Оша и посадили в изолятор. Там сотрудники спецназа сразу поставили нас в позу, напоминающую букву «Г», — нас головой в стенку — и начали бить. Били только по корпусу и по ногам, чтобы не оставить следов от ударов, и постоянно угрожали, что если мы кому-нибудь расскажем о случившемся, они нас найдут и убьют. Там, кроме нас, было ещё около 15 человек. Они хотели выдвинуть против нас обвинения в преступлениях, которых мы не совершали. От нас не добились каких-либо показаний и перевели в ГСНБ г. Оша. И там точно так же ни с того ни с сего начали бить. Там меня сильно избили. Они угрожали посадить меня на электрический стул и затем осуществили это намерение. Потом облили голову водой. Они обещали, что всех узбеков по очереди забьют и повесят на них разные обвинения. А вечером, в 00:30, меня отпустили. Я не мог сесть за руль из-за боли в груди, а поехал домой в такси, оставив свою машину возле ГУВД г. Оша. На следующий день мои друзья поехали туда, чтобы забрать мою машину. Им удалось сделать это, только отдав сотрудникам ГУВД 20 тысяч сомов (500 долларов США). Как мне известно, имена некоторых сотрудников ГУВД и ГСНБ г. Оша: Урмат, Омурбек, Марат и Асылбек. После я обратился к врачу с жалобой на боли в области грудной клетки. Он направил меня на рентген, в результате выяснилось, что у меня трещины в двух ребрах. Также было зафиксировано несколько ушибов и синяков.


На фото — часть ноги, где видны следы пыток. Жертве прикладывали к ноге раскаленные гвозди, принуждая дать ложные показания. В целях безопасности мы не разглашаем имя жертвы и показываем лишь фрагмент фотографии.


По словам свидетеля, 11 декабря 2010 года агрессивно настроенными людьми — сотрудниками милиции и лицами в гражданской одежде — было арестовано 5 человек.


11 декабря 2010 года, около 9:30, в микрорайоне Амир Темур сотрудники ГАИ г. Оша остановили автомобиль «Mercedec-Benz» универсал. За рулем был его владелец Эгамберди Пазилов. Сотрудники ГАИ сразу начали обыск. А потом предъявили ему ложное обвинение о том, что у него найден оптический прицел от снайперской винтовки.



Через некоторое время, приблизительно в 12:30–13 часов они провели обыск в его доме, но ничего незаконного в доме не нашли и безо всякой причины арестовали племянника Эгамберди Пазилова — Юсуфбека Пазилова. Ему предъявили обвинение в том, что он соучастник какого-то преступления, но какого именно — не объяснили. В милицию за ним приехали родители, им тоже заявили, что он преступник, ничего не объясняя.


Когда сотрудники УВД г. Оша возвращались в своё отделение, по дороге в микрорайоне Амир Темур они арестовали не в чём не виновного Абдулло (фамилия не известна), его местонахождение ло сих пор неясно. Этот арест совершили сотрудники ГАИ и гражданские лица на такси — машине марки «Daewoo-Nexia».


13 декабря 2010 года нам написал Абиджан Ахунжанов, дата рождения — 8 марта 1934 года, уроженец села Шарк Карасуйского района города Оша. По профессии плотник-столяр. 40 лет он проработал в Кыргызстане. Воспитал 6 детей, все они образованные люди.


9 декабря 2010 года Абиджан Ахунжанов на остановке «Госуниверситет» сел в автобус №2, который ходит по направлению на Юго-Восток. Он спешил домой, чтобы успеть в мечеть на дневную мотитву. В автобусе было около 50 человек. Он думал о своем и совсем не обратил внимание на сидящих в автобусе. Как только автобус тронулся, он почувствовал внимание к себе со стороны агрессивно настроенных лиц. Несколько человек обратились к нему с вопросом: «Что ты здесь делаешь? Убирайся в свой Узбекистан!». Ахунжанов ответил, что он здесь вырос и находится на своей земле. Один молодой человек стал его изо всей силы избивать. Ему наносили удары по всему телу, но больше всего по голове и лицу. Остальные наблюдали за избиением. Абиджан Ахунжанов на вопрос, почему он не сразу обратился за помощью, ответил: «..я почувствовал бессилие перед этой несправедливостью, ведь спустя столько лет, отданных этой стране, этому городу оказался чужой…».


В городской больнице Абиджана Ахунжанова осмотрели специалисты и обнаружили у него сотрясение мозга и следы побоев. О нападении на Ахунжанова были проинформированы ОБСЕ, международная организация «Human Rights Watch», Ассоциация «Прав человека в Центральной Азии» (Франция), организация «Кылым Шамы» (Кыргызстан).



14 декабря 2010 года к нам обратилась Барно Раимджанова, дата рождения — 21 сентября 1968 года. Она гражданка Кыргызстана, жительница Карасуйского района, сельской управы Шарк. По профессии учительница, работает в средней школе имени Л.Толстого


В своем заявлении она пишет:
«12 декабря 2010 года я вышла на улицу и увидела двух 16-летных парней узбекской национальности — это мои ученики, их удерживала группа лиц кыргызской внешности. Я не могла не вмешаться, когда услышала мольбу о помощи. Я спросила, что происходит и в ответ услышала, что это не мое дело. А потом эта толпа взяла меня в заложники, пока мои ученики не принесут свои паспорта. Мои ученики ушли, а меня стали оскорблять, такими словами, что даже думать стыдно. В мой адрес звучало выражение «сарт» [В Кыргызстане это слово употребляют как оскорбление в адрес узбеков, дословно — «оседлые». Ред.] и говорили, что мы, узбеки, должны умереть. И что в Кыргызстане нам не место. Потом со всех сторон мне стали наносить удары по всему телу, и я потеряла сознание. Я пришла в себя в Ошской областной больнице».


14 декабря 2010 года нам также написала Махлиё Умурзакова, дата рождения — 14 сентября 1994 года, гражданка Кыргызстана.


Она сообщила:
«13 декабря 2010 года я вышла за покупками на рынок. Там меня с двух сторон поймали две девушки кыргызской внешности и приставили к моему телу нож, угрожая меня убить.Они бросали мне в лицо грубые слова и говорили, что узбекам не место в Кыргызстане. От ударов я потеряла сознание. Они меня ограбили — отняли 500 сомов и бросили меня у края реки Увам. Через два часа там меня нашла мать».


Только за 15 декабря 2010 года в нашу организацию поступило 12 телефонных звонков от пострадавших на юге Кыргызстана и их близких. Они сообщают, что всех, кто внешне похож на узбека, сотрудники правоохранительных органов останавливают, под любым предлогом задерживают. У кого-то «находят» пули. У кого-то документы оказываются не в порядке, тогда у задержанных вымогают взятку в обмен на освобождение. Часто поводом для нападений служит то, что пострадавшие узбеки получили помощь международных организаций — телевизоры, теплую одежду, ковры, мебель, временное жилье. Когда избивают жертв, их упрекают в получении этих вещей. Им говорят, что узбеков следует уничтожить, чтобы им не доставалась гуманитарная помощь, поступающая в страну. Во всех случаях репрессий и нападений представители власти города Оша заявляли, что живущие в Кыргызстане узбеки отвергнуты Исламом Каримовым, что полицейские силы ОБСЕ в страну не войдут, и теперь с узбеками можно делать что угодно. Эти разговоры задержанные узбеки слышат даже в кабинетах ГУВД. Каждый раз сотрудники правоохранительных органов оскорбляли узбеков по этническому признаку. Примечательно, что гражданские лица нападают на узбеков на глазах чиновников или с участием сотрудников милиции. И гражданские лица, и представители власти тщательно скрывают свои имена, порой просто говоря узбекам: «Я — смерть твоя!».


Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» направила полученную информацию в генеральную прокуратуру Кыргызстана, Верховному Комиссару ООН по правам человека, в ОБСЕ и международные правозащитные организации.


============================

Кыргызстан: участились похищения женщин в городе Оше



Ассоциация «Права человека в Центральной Азии»
Centre MBE 140, 16, rue de Docteur Leroy, 72000 Le Mans FRANCE
Tel.: +(33) 6 49 38 86 59; E-Mail:asiecentrale@neuf.fr

ПРЕСС-РЕЛИЗ

14 декабря 2010 года

В городе Оше участились похищения женщин — этнических узбечек, чаще всего для получения выкупа, либо с целью надругательства. Правозащитник Равшан Гапиров, возглавляющий Ошский правозащитный центр «Правосудие — Истина», сообщил нам о двух подобных происшествиях.




На фото – следы побоев на теле 
жертвы похищения
9 декабря 2010 года, примерно в 8:30, на улице у своего дома была похищена Зулунова Ирода, 01.08.1994 года рождения. Она замужем. Адрес ее проживания нам известен. Родственники почти сразу обнаружили ее исчезновение и занимались ее поиском, пока она не нашлась.


12 декабря, примерно в 14:30, Ирода позвонила матери из г. Аравана, куда ее привезли на белом автомобиле. Психологическое состояние пострадавшей критическое. Она напугана, у нее постоянное чувство тревоги.




Со слов пострадавшей стало известно, что ее похитили двое мужчин и одна женщина примерно 40 лет, внешне похожая на кыргызку. Это произошло так: к Ироде подъехал автомобиль, там сидела женщина, которая позвала ее. Когда Ирода, не подозревая ничего плохого, подошла, ей в лицо брызнули неизвестным веществом, и она потеряла сознание. Где и сколько времени она была, Ирода вспомнить не может. Ее жестоко избивали, особенно эта женщина, и заставляли принимать неизвестные лекарства. На голове Ироды гематома, на плечах следы побоев, на шее ножевые ранения. По словам Ироды, ее везли долго, она слышала шум воды.


30 октября 2010 года  была похищена Нигора Максудова, проживающая в Оше, на улице К. Датка. Через несколько часов ее нашли в тяжелом состоянии в микрорайоне Манас.


Нам известно и о других похищениях этнических узбечек в течение ноября: одна пропала на территории вещевого рынка, другая — в районе Шахид-тепе, третья — на улице Амура Тимура. Все они просят не называть их имена, так как опасаются, что им отомстят похитители за огласку.


Все эти происшествия имели место в разных частях Оша, но слухи быстро распространяются по городу. Пока ни по одному случаю не возбуждено уголовное дело. Пострадавшие обычно не хотят огласки и даже не обращаются в больницу.
This page was loaded Mar 29th 2024, 3:30 pm GMT.