Почему являюсь я роком - Тридцать четыре года спустя
February 17th, 2014
06:01 pm

[Link]

Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Тридцать четыре года спустя
Вашему вниманию предлагается пространная статья об Олимпиаде в Сочи, написанная специально для славного журнала САПИЕНС.

Олимпиада


От волнения не спалось. Измождённый, он ворочался с боку на бок, подсознательно уповая на то, что каждый оборот его небольшого крепкого тела хоть немного поможет сбавить обороты колеса времени. Но ход истории был неумолим. Будущее приближалось. Будущее обещало быть великим.

Устав вертеться, он лёг на спину. Закрыл глаза, увы, ненадолго, раскрыл их и замер: к изголовью кровати его, светясь тусклым и спокойным неземным светом, склонился благообразный большебровый старик.

— Ну что, Вова? — сказал старик, причмокивая. — Стало быть, завтра уже открытие. Волнуешься? Переживаешь?

Он хотел вскочить, чтобы рапортовать, стоя по стойке смирно. Ласковым жестом старик остановил его. Он всё же сел на край постели, и старик рядом с ним.

— Никак нет, Леонид Ильич!

— Переживаешь, — возразил старик. — Тридцать с лишним назад я тоже переживал. Ну, немножко. Самую малость.

— Разве что самую малость, Леонид Ильич!

— Самую малость можно, — разрешил добрый посетитель. — Капелюшечку. Сам посуди: хозяйства у тебя теперь поменьше. Стало быть, и управляться проще, нет худа без добра. Соседи, опять же, поспокойней настроены, в моё-то время нас каждый мечтал порвать. Кабы не боялись, так и порвали бы. Так они ж и порвали, как перестали бояться. Тогда просто бойкотировали. Народ сейчас тоже в целом поспокойнее, каждый второй в компьютере сидит. А насчёт того, что кругом бардак, ты не бойся. На этой земле всегда так, и при мне было, и при тебе, и при царе Горохе. От беспорядка на ней большими делами и спасаются. В больших делах — большой смысл, даже если речь идёт всего-то об играх. Так что ты… Глаза боятся, руки делают! О как! Спи спокойно, утро вечера мудренее, а завтра уж не подведи.

— Не подведу, Леонид Ильич! Не могу подвести!

— Правильно, — похвалил старик. — Верю в тебя, сынок. Дай я тебя поцелую, дорогой ты мой человек!

С этими словами он привычным движением привлёк к себе хозяина и подарил ему смачный душевный поцелуй прямо в губы. И тот безмятежно заснул, и спал всю ночь, как младенец.


*       *       *


Во избежание дальнейших недоразумений автор сразу должен заявить, что от спорта он далёк: никогда не интересовался, не привлекался и даже на учёте не состоял. До вчерашнего дня автор не знал даже, что такое кёрнинг и бобслей. Более того, в первом слове так и тянуло его писать «ё» без верхних точечек, а во втором слове «а» вместо «о». Однако могучее эхо всеобщего олимпиадного энтузиазма докатилось и до физкульт-профана. Этот скромный сам по себе факт железно свидетельствует о его — не профана, а эха — невиданной мощи.

Сначала долго и усердно несли огонь. Если верить оппозиционной российскому режиму прессе, огонь то и дело гас, факелоносцы то и дело спотыкались, а один из них даже умер после передачи факела. Лично мне больше всех прочих факелоносцев запомнился Геннадий Андреевич Зюганов, он живописнейше переваливался с ноги на ногу, очень довольный. И после пробежки, слава богу, ничего плохого с ним не случилось.

Потом строили олимпийскую деревню, в полном соответствии с национальными традициями то и дело сбиваясь на деревню потёмкинскую. Оппозиционеры с упоением фотографировали заблаговременно треснувшие унитазы и неправильно прикрученные дверные ручки. Сторонники режима видели в этом происки ЦРУ.

Открытие Олимпиады оказалось воистину грандиозным шоу. Правда, сразу же не раскрылось пятое олимпийское кольцо; патриоты было приуныли, но быстро приободрились, узнав, что оно соответствует Америке, и узрев в этом тонкий троллинг не приехавшего Обамы.

Г-н Путин явно нервничал, играя желваками и сжимая кулаки. Но после казуса с кольцом всё пошло как по маслу, и на лице его, по прежнему напряжённом, появились едва заметные признаки блаженства. Друг мой Исраэль Шамир в «Комсомолке» проницательно отметил, что президент проявил себя как непревзойдённый художник-акционист.

Уже продемонстрированная в начале «Азбука» сделала серьёзную заявку. Галантный век, европейскость а-ля рюсс, обильно представленные космические свершения. Космос авторы незаметно для себя, по сути, отождествили с до сих пор тщательно и стыдливо драпируемой коммунистической эпохой. Стадион орал, девочка в ночной рубашке парила над аллегорическими островами — осколками России-матушки, на них паслись механические лошади и коровы! Декорации были великолепны, хотя, созерцая их, трудно было не задуматься о тяжёлой судьбе восточнославянской деревни, где даже не железный конь идёт на смену крестьянской лошадке, а просто запустение и одичание. Вот бы туда да такие деньги! Впрочем, подобные разговоры на шоу неуместны.

Засим последовал очередной разрыв шаблона, когда советский гимн, трижды переписанный детским поэтом Михалковым, исполнил хор Сретенского монастыря. Монахи были в цивильном, а может, то были и не монахи вовсе, а просто певцы при монахах. Сынаша гибкого поэта, известный кинорежиссёр, был замечен ближе к концу церемонии. Не перевелись Михалковы на русской земле.

Выходили команды очень эффектно, и очень эффектными были девушки-снегурочки, которые, шествуя рядышком, несли названия стран. На них были сексапильные юбки с разрезом на бедре, и только у бедняжки, которой достался Иран, юбка безо всякого разреза длилась до пят. Чадру, однако, на неё не натянули, спасибо и на том.

Наши белорусики, горячо приветствуемые отцом нации и сыном его, выходили отчего-то под звуки мелодии из сериала про Штирлица: «Я прошу, хоть не надолго…» Бразильцы, что ещё страннее, тоже. Три человека мальтийской команды, из них две масонки и один масон, вышли вообще под «Яблочко». Команда Бермудских островов также насчитывала всего три человека в комичных шортах. Впрочем, исчезновение остальных членов вполне согласовывалось с имиджем этих мест. Но самым странным было то, что немногочисленная команда Зимбабве оказалась абсолютно белой. Английскую команду одели очень похоже на украинских милиционеров. Ни один мускул не дрогнул на лице г-на Януковича, когда он увидел её. Завидев, что подошли свои, ридни хлопци и дивчата, Виктор Фёдорович поднялся во весь свой богатырский рост, достал откуда-то жовто-блакитный флаг и принялся энергично им размахивать. Американские каналы, транслировавшие открытие на Украину, мстительно и мелочно вырезали президентский перфоманс.

Ледяная птица-тройка пролетела над полем стадиона: главная часть шоу представляла историю России. То было нечто непревзойдённое. Купола Китежа казались кораблями пришельцев из фильмов семидесятых. Когда они взмыли ввысь, это только подтвердило впечатление. В масленице-балете не было ничего сермяжного, а вот марсианского — хоть отбавляй. И это было здорово. Резиновые бояре размахивали надувными рукавами.

Петровская эпоха была подана гравюрно-мультяшно, с парадом, ведущимся на непостижимо меняющейся географической карте. Балет, долженствующий изображать бал Наташи Ростовой, удался хуже: немного хаотично, и среди собранных здесь почитаемых персонажей анекдотов остро не хватало поручика Ржевского.

Так, в ключевых эпизодах, была рассказана история империи; я почему-то обиделся, что не показали Ивана Сусанина. Наступала эпоха Ленина. Над головами зрителей летел, клубясь рубиновым паром, супрематический большевистский паровоз. Самого Ленина, в отличие от безопасного Петра, так и не показали, так и не вышел он из своего пломбированного вагона. Справедливо опасались, что если бы таки вышел и призвал к мировой революции, то она, при всеобщем ликовании, чего доброго, и началась бы. Как тогда одновременно эвакуировать такое количество президентов и министров?

Этот ранний советский период, как по мне, был самый впечатляющий. Крутились шестерёнки, парили в воздухе стройные геометрические формы, всем своим видом как бы напоминая о нелёгкой, но благородной миссии пролетариата. Маршировали неудержимыми красными ордами революционные массы. Наконец в коммунизме уловили главное — авангардную суть его, дерзко направленную в будущее.

Войну показали совсем недолго, непраздничная всё-таки тема, послевоенный период был сделан неплохо, хотя уже казался несколько затянут (а может, я просто устал, как премьер Медведев, который вскоре просто заснул). Бодрые балетные космонавты, словно битлы, шагали через пешеходную зебру, а мимо них сновали трогательные старинные «волги» и «победы». В воздухе парили отделённые от мощных телес головы Рабочего и Колхозницы, вперяя друг в друга невидящие глазницы. Студенты сидели с книжками, в том был дух эпохи; а вот всеобщее увлечение шахматами как-то не отразили.

Потом были выступления высоких гостей, во время которых и задремал г-н Медведев. Я их благополучно промотал, поскольку смотрел действо в записи. Далее символически выпустили «голубей», почему-то под музыку из «Лебединого озера». Да и балерины, должные изображать голубок, в своих странных костюмах более походили на медуз. Но всё равно всё было очень стильно и красиво.

Когда огонь наконец зажгли, и он взорвался небывалым фейерверком, я вспомнил о первой олимпиаде, что проходила на русской земле в далёком уже 1980-м и представил в общих чертах описанный в начале разговор. Движимый любопытством, я скачал ролик и её открытия.

Сочи-2014, с его размахом, колоссальностью, мощью и шиком, со специально отстроенными футуристическими зданиями, с тысячами vip’ов, танцоров, статистов, лазеров, прожекторов и огней, — разумеется, я ожидал, что старенькую Советскую Олимпиаду нельзя будет с ним сравнить. Ожидания оправдались. Но сравнения мои, субъективные, разумеется, внезапно оказались не в пользу этого великого шоу.

По сравнению с путинской Олимпиадой — исполненной холода и пиротехнической гигантомании, подавляюще грандиозной и отстранённой от зрителя, Олимпиада Брежнева смотрелась, как вечеринка у старого друга. Она была теплее, значительно теплее, и не только и не столько разница между летом и зимою, днём и вечером, тому причиной.

Да, вложенные в действо средства, финансовые и технические, были несопоставимы. Не было плазменных экранов — живые картины рисовали сидящие в специальном секторе стадиона люди. Не было спецэффектов — их заменяло мастерство живых людей, мастерство именно спортивное, а не техническое. И это мастерство, не хочу никого обидеть, осязаемо превосходило мастерство нынешних шоуменов именно в спортивном плане. Изящество, слаженность и выверенность движений, немыслимая точность и стройность в пируэтах и построениях.

То было не шоу — то был настоящий праздник спорта, живой и весёлый культ человеческого тела, демонстрация красоты и возможностей его. Паки и паки повторю это слово: живые, истинно живые цветы строили своими телами гимнасты, и не нужна им была компьютерная графика, которую бы для такого наверняка стали использовать потомки. Как сказал поэт: «Нет на свете прекрасней одёжи, чем бронза мускулов и свежесть кожи!» Так и брежневская Олимпиада в дорогих одёжах не нуждалась, являясь праздником истинно спортивной нации, даже вот меня, страшно далёкого, этим спортом успели изрядно помучить. Никаких десятиметровых шестерёнок и надувных куполов: физкультура как она есть во всей своей аутентичности и победоносности. «О спорт, ты мир!» Как говорится.

Вот почему, в то время, как Владимир Владимирович на Олимпиаде нервничал и поёрзывал, Леонид Ильич на своей, канувшей в вечность, проявлял подлинно олимпийское спокойствие. Кстати, на открытии он прозорливо проиграл советский гимн без слов, словно бы намекая с лёгкой укоризной из своей вечности на нынешние шевеления Михалковых и иже с ними.

Пафос Олимпиады-2014 — смотрите, сколько; пафос Олимпиады-1980 — смотрите, как. Старая Олимпиада — Древняя Греция, новая — Древний Рим; обе они прекрасны, но мне ближе первая. Да и к истокам ведь она поближе. Она аутентично антична. Недаром восторженная, но строгая советская дикторша объявила о «нашей дани уважения древней земле Эллады». Древние греки, а не шестиэтажная Хохлома, ехали на колесницах по стадиону! И мудрый добродушный старец, шевеля бровями, отдавал им салют слабым манием руки.

Ну и что особенно меня тронуло: когда начались пляски представителей союзных республик, наши белорусы танцевали первыми.

Tags: , , , , ,

(5 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:[info]freir
Date:February 17th, 2014 - 08:27 pm
(Link)
анекдот вспомнился:

Октябрь 1974 г. Кремль.

Брежнев читает западные и самиздатовские отзывы о «Бульдозерной выставке»:

«чудовищное преступление против свободы творчества… красный сапог на горле культуры… варварская выходка… гневно осуждаем… передовая общественность не допустит… деятели культуры протестуют»…

Леонид Ильич отбрасывает эти бумаги, закрывает лицо руками и гневно шепчет – «Быдло!! Бескультурные, чумазые быдланы! Это же был перформанс! Бульдозер, сметающий картины — это же аллегорическое олицетворение хтонического ужаса, экзистенциальное воплощение протеста против агрессивных тенденций мироздания! Современное искусство обязано шокировать и эпатировать!! Боже, какие же они бесчуственные и бескультурные быдланы! Осуждают они… что эти дикари вообще смыслят в передовом акционизме?!»
[User Picture]
From:[info]genosse_u
Date:February 17th, 2014 - 08:44 pm
(Link)
:)))
лучше б даже ж сам хрущ это и читал
From:[info]asper
Date:February 19th, 2014 - 08:24 pm
(Link)
Зимбабве меня тоже поразило, сразу захотелось их Родезией обозвать)

Венгры и вовсе выходили под цоевское "Я выключаю телевизор, я пишу тебе письмо, про то что больше не могу смотреть на дерьмо". А словаки под "Я тебя так искала, ты моей любовью не стала" Гостей из Будущего, гей-пропаганда прям.

Ну, впрочем, педогей-пропаганды и без этого хватало; собственно "Нас не догонят" для российской сборной, а также перечисление азбуки где были Дягилев, Чайковский и Набоков - я аж удивился толерантности сценаристов и цензоров.

Тоже больше всего понравились фрагменты в стиле авангарда 1920-х.
From:[info]asper
Date:February 19th, 2014 - 08:25 pm
(Link)
из музыки, кстати, в каком-то месте Тату замиксовали с Хачатуряном - вообще ок получилось, надо бы поискать, если где-то можно отдельно скачать
[User Picture]
From:[info]genosse_u
Date:February 19th, 2014 - 08:41 pm
(Link)
рингтончик сварганить
My Website Powered by LJ.Rossia.org