Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет kouzdra ([info]kouzdra)
@ 2011-04-19 16:50:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Атомные страсти:
[info]taki-net@lj отмечает:
Советские люди ведь знали все о концепции "многократного взаимного уничтожения" (да даже генсеки ЦК заклинали "в атомной войне победителя не будет"). Но если на Западе страх перед Окончательной войной породил практически всю современную музыку, инициировал сексуальную революцию, радикально перестроил литературу и кинематограф - в СССР тема гибели человечества в атомной войне была абсолютным, предельным цензурным табу. И это при том, что некоторые соответствующие западные романы и фильмы импортировались и переводились, а их творцы назывались "прогрессивными художниками" и "друзьями СССР, защитниками дела мира"

А ведь вроде бы правда - я ничего практически атомного местного разлива в голову не приходит (разве что казанцевские "Фаэты", да тогда, несмотря на ое увлечение Лемом, мной не читанные "Астронавты", в которых, конечно, тема раскрыта весьма своеобразно :) ). Интересно - а почему?

В то, что злая цензура это как-то запрещала я верю слабо, причины скорее другие какие-нибудь.


(Добавить комментарий)


[info]dexter
2011-04-19 18:58 (ссылка)
Было такое, например:
http://www.youtube.com/watch?v=WfI69DC_jaw
"На берегу" Стэнли Крамера вроде тоже прокатывался.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]p_k
2011-04-19 19:46 (ссылка)
Ага, так и знал - 1984-й год. Тогда был массовый вброс на "эту тему" - "письма мертвого человека", "The day after", что-то еще было. Готовили общественное мнение к изменению курса.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dexter
2011-04-19 19:54 (ссылка)
"Письма мёртвого человека" уже при Горбачёве были. Но на мою детскую психику произвели гнетущее впечатление при показе в прайм-тайм по ящику.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]p_k
2011-04-20 02:02 (ссылка)
Да, точно - в 1986, и "На следующий день" тогда же показали, в раннюю перестройку. Но какие-то звоночки точно были до официального поворота. Про "ядерную зиму" у нас в 83-м заговорили, даже какие-то семинары, помнится, были в ИФП.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dexter
2011-04-20 02:28 (ссылка)
Без Чернобыля всё это вряд ли имело бы резонанс.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Имело-имело
(Анонимно)
2011-04-20 02:44 (ссылка)
Американский The day after таки оказал воздействие.
Ну более-менее всем понятно было, что очередной виток гонки хорошим не кончится. Что наши с вояцко-флотскими амбициями, что рейгановская администрация с их крестовым походом супротив коммунизма (600-ship-fleet и прочая муть).
"в этой речке утром рано утонули два барана".
А уж после того, как партии и правительству показали першинг с КВО в десятки метров и пообещали накрутить на него бункеробойку ( килотонна, зато на глубине метров 50) стало ясно, что ни в каких убежищах им не отсидеться.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]levsha
2011-04-19 22:24 (ссылка)
"Крик дельфина", ЕМНИМС. Хотя м.б. он был позже.

(Ответить) (Уровень выше)

Это потому, что
(Анонимно)
2011-04-19 20:00 (ссылка)
американское руководство сделало беспроигрышный ход - заставило детишек в школах прятаться под парту и бояться там коммунистов. Весь пласт фоллаут-культурки - побочный выхлоп детских страхов а-ля "не будешь слушаться - заберет бабай", черная рука итд - ну, и работы продолжателей дела тех самых проповедников, некогда состязавшихся в количестве потерявших сознание прихожан. Бойтесь бога, жертвуйте богу, - ну и профит, куда же без него.

(Ответить)


[info]max630.net
2011-04-19 20:30 (ссылка)
> В то, что злая цензура это как-то запрещала я верю слабо

Насколько я понимаю, интернета тогда не было, и для печати книжки надо было пройти стопицот худсоветов. Для осусествления цензуры при таком процессе особой злости не требуется.

(Ответить)


[info]alamar
2011-04-20 02:41 (ссылка)
Было, но в самом конце.


А вообще - зачем заниматься кликушеством?
Про саму атомную войну знали и писали, а именно пугать неотвратимым апокалипсисом - дешёвый и неприятный пиар.

(Ответить)


[info]ende_neu
2011-04-21 23:11 (ссылка)
Борис Стругацкий писал так:


«ДАЛЕКАЯ РАДУГА»



В августе 1962 года в Москве состоялось первое (и, кажется, последнее) совещание писателей и критиков, работающих в жанре научной фантастики. Были там идейно нас всех нацеливающие доклады, встречи с довольно высокими начальниками (например с секретарем ЦК ВЛКСМ Леном Карпинским), дискуссии и кулуарные междусобойчики, а главное – был там нам показан по большому секрету фильм Крамера «На последнем берегу».

(Фильм этот сейчас почти забыт, а зря. В те годы, когда угроза ядерной катастрофы была не менее реальна, чем сегодня угроза, скажем, повальной наркомании, фильм этот произвел на весь мир такое страшное и мощное впечатление, что в ООН было даже принято решение – показать его в так называемый День Мира во всех странах одновременно. Даже наше высшее начальство, скрепя сердце, пошло на этот шаг и показало «На последнем берегу» в День Мира в одном (!) кинотеатре города Москвы. Хотя могло бы, между прочим, и не показывать вовсе: как известно, нам, советским, чужда была и непонятна тревога за ядерную безопасность – мы и так были уверены, что никакая ядерная катастрофа нам не грозит, а грозит она только гниющим империалистическим режимам Запада.)

Фильм нас буквально потряс. Картина последних дней человечества, умирающего, почти уже умершего, медленно и навсегда заволакиваемого радиоактивным туманом под звуки пронзительно-печальной мелодии «Волсинг Матилда»... Когда мы вышли на веселые солнечные улицы Москвы, я, помнится, признался АН, что мне хочется каждого встречного военного в чине полковника и выше – лупить по мордам с криком «прекратите, ... вашу мать, прекратите немедленно!» АН испытывал примерно то же самое. (Хотя при чем тут, если подумать, военные, даже и в чине выше полковника? В них ли было дело? И что они, собственно, должны были немедленно прекратить?)

Разумеется, это было совершенно, однозначно и безусловно исключено – написать роман-катастрофу на сегодняшнем и на нашем материале, а так мучительно и страстно хотелось нам сделать советский вариант «На последнем берегу»: мертвые пустоши, оплавленные руины городов, рябь от ледяного ветра на пустых озерах, черные землянки, черные от горя и страха люди и – тоскливая мелодия-молитва над всем этим: «Летят утки, летят утки да два гуся...» Мы обдумывали все возможные и невозможные варианты такой повести (у нее уже появилось название – «Летят утки»), строили эпизоды, рисовали мысленные картинки и пейзажи и понимали: все это зря, ничего не выйдет и никогда – при нашей жизни.



То есть - все и без явных цензурных указаний понимали, что нельзя.

(Ответить)