Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Игорь Петров ([info]labas)
@ 2011-07-31 14:24:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
проф. мельгунов, советские ученые и трудности демократии
Также начал разбираться с материалами OMGUS. Попадаются интересные документы, хотя, конечно, общее представление пока составить трудно.
Вот, например, переписка 1948 г. о планах устройства русского института в Вашингтоне, этакий померший на стадии проекта предшественник мюнхенского Института по Изучению СССР (который был основан двумя годами позже тоже при американской поддержке, но с совершенно иным научным составом).
Что меня несколько удивило, так это активное участие С.П.Мельгунова во всей этой возне, я как-то его больше считал кабинетным ученым.

I.
Американское посольство, 15 июня 1948 г.
Дорогой Кармель.
В связи с телеграммой посольства N71, адресованной USPOLAD [United States Political Adviser] Гейдельберг, спешу приложить список возможных кандидатов для предполагаемого вашингтонского института, равно как и возможные источники информации для армии. Возможно, что наши друзья из авиации не знают о существовании некоторых из этих людей, хотя подозреваю, что мюнхенские ребята в контакте с ними.

Также прилагаю выдержки из письма, отправленного из Германии Мельгунову, вне всякого сомнения крайне преувеличенно отражающего тамошние условия в среде американцев и русских, но возможно, содержащего и зерно истины. Предполагаю, что нашим ребятам непросто найти правильную тропинку в хаотичном и беспорядочном русском лабиринте. Германия определенно полна чудес и загадок. Я думал, что Франция - полная лажа, но теперь я знаю, что на деле tout est relatif.

II. Предварительный список с именами кандидатов для предполагаемого Института Изучения России в Вашингтоне, а также возможных источников военной информации.

A. Советские невозвращенцы, проживающие в Германии.
1. Профессор МОСКВИТИНОВ - специалист по гидротехническим сооружениям, ранее в Ленинградском политехническом институте. [Специалист] очень крупного калибра. Подал прошение на переезд в США. Адрес: Мюнхен. DP-лагерь Фельдмохинг.

2. Профессор ДОЛИН (псевдоним сына знаменитого профессора Карпинского), директор лаборатории инженерной геологии в Ленинградском горном институте. Адрес: Мюнхен. DP-лагерь Фельдмохинг.

3. Профессор ХАХУТОВ, директор Киевского института экспериментальной хирургии. Адрес: через проф. Мельгунова, Шампиньи-Сюр-Марн.

4. Профессор БОГАТЫРЧУК, специалист-рентгенолог.Адрес: Байрейт.

5. Профессор ЧУРАЕВ, декан горно-электромеханического факультета в Ленинградском горном институте. Адрес: Байрейт.

6. Профессор ДАВИДЕНКОВ, специалист по гидротехническим сооружениям, Ленинградский политехнический институт. Адрес: Карлсруэ.

7. Профессор АНДРЕЕВ, психиатр, Гамбург (подробности неизвестны).

8. Профессор ЗАЙЦЕВ, биолог, французская зона (подробности неизвестны).

9. Инженер БРОВЦЫН, бывший ассистент профессора в Ленинградском политехническом институте, специалист по гидротехническим сооружениям, изучал в 1940 г. реку Лена, Якутскую область, Берингово море, Камчатку для сооружения военных и морских баз. Выехал в США в июле 1948 г., лично знаком со многими советскими невозвращенцами технических специальностей в Германии. Временно находится в Германии, связь через профессора Долина, DP-лагерь Фельдмохинг.

B. Советские невозвращенцы, проживающие во Франции.

1. Профессор ЦАГОЛО (из Осетии). Экономист, специалист по финансам, кредитам, денежному обороту. Читал лекции в Московском планово-экономическом институте, эксперт Госбанка. [Специалист] очень крупного калибра и настоящий эксперт по информации проф. Мельгунова. Подал прошение на переезд в США и заявление на визу. Адрес: через проф. Мельгунова, Шампиньи-Сюр-Марн.

2. ПОПОВ. Известный русский физиолог. Бывший профессор Московского университета, автор 250 научных работ. Ближайший ученик Павлова. Адрес: через проф. Мельгунова.

3. Профессор СТЕПАНОВ (настоящее имя КОНЧАЛОВСКИЙ, брат г-жи К. из Ecole des langues orientales). Историк, Московский университет.

4. ЛАГОВСКИЙ, специалист по советской школьной системе. Адрес: через проф. Мельгунова.

5. ТРУБЕНКОВ, инженер-механик, в Советском Союзе преподавал в высших учебных заведениях, автор работ, переведенных на иностранные языки. Адрес: Росселанж, Мозель.

III. Письмо из Мюнхена, Германия, полученное проф. С. Мельгуновым 14 июня 1948 г.

... Многие хотят следовать Вашему курсу, но здесь не очень просто создать организацию. Мы уже предприняли одну попытку, но были вынуждены закрыть клуб в результате доносов. Американцы верят всем доносам и, не расследовав дело, они помечают вашу карточку раз и навсегда (если рапорт подан их агентом), и с вами покончено (а число их агентов в нашей среде огромно). Если ваша карточка помечена, вы не можете путешествовать и можете считать себя мертвым. С другой стороны, никто вас не трогает, и вы живете абсолютно свободно. Такой способ действий применялся прежде агентами Гестапо-НКВД и немецкими коллаборационистами, чтобы бороться с российскими эмигрантами демократических и либеральных взглядов. На правых (монархистов-легитимистов) почти нет доносов, потому что доносчики берутся из антидемократических групп. Уже достигнута точка, когда вы можете услышать на собрании "Ах, Вы против солидаристов - следовательно Вы работаете на Советы - здесь для Вас нет места - возвращайтесь в Москву". Точно также вы рискуете, если выступаете против монархистов. Деморализация достигла такого уровня, что в прессе появляются абсолютно необоснованные обвинения относительно просоветских взглядов у лиц, имеющих иные взгляды кроме реакционных.

Новые эмигранты (невозвращенцы) - не исключение из правила. Напротив они даже более склонны к такого рода делам. Колоссальное число людей, сотрудничающих с американской разведкой среди нас, совершенно нас деморализует. Политическая жизнь некоторых организаций (последователи Власова) полностью в руках людей, сотрудничающих с американской разведкой. И доносы, которые делаются, не направлены против большевиков... Массы в общем настрое, с другой стороны, больше расположены к демократической линии, и здесь можно достичь успеха - я все еще надеюсь, что клуб удастся снова открыть и мы начнем работать, устанавливая более тесные отношения с Вашей группой.

Вчера мы получили такие известия. СОЛОВЬЕВ, редактор газеты КОЛУМБ в Зальцбурге, недавно арестован американскими властями и помещен в тюрьму. Его обвинили в оскорблении союзных властей. Причина: Соловьев перепечатал из Вашего издания ЗА СВОБОДУ РОССИИ статью об "оккупационной армии". Его адвокат - К.М.ТИХОМИРОВ. Суд назначен на 22 июня. Вы видите, что наша пресса вроде бы кажется свободной, но все мы здесь под атакой Советов. Им достаточно лишь потребовать, и американские власти в таких мелких делах готовы им услужить. Так как вся русская пресса здесь находится в руках солидаристов (которые суть фашисты) и правых монархистов, они [Советы] очень довольны. Все, что имеет более или менее демократический дух, очевидно, мешает Советам...

OMGUS POLA/818/36


Небольшой биографический комментарий к списку ученых.
МОСКВИТИНОВ - Москвитинов Иван Иосифович, профессор гидравлики Ленинградского университета, пропагандист гидроэнергетики в СССР ("Белый уголь в России", 1923; "Водные силы Днепровских порогов и проекты их использования", 1930 и пр.). Возглавлял в 1929-30 г.г. всесоюзный научно-исследовательский институт гидротехники. По сведениям одного из биографов в 1937 г. провел восемь месяцев в заключении. был эвакуирован из Ленинграда в Пятигорск, где в 1942 г. вместе с другими ленинградскими профессорами попал к немцам. Уехал в Германию. В 1944 г. вошел в КОНР, подписался под Пражским манифестом. Возглавил Научный Совет КОНР. С 1945 по 1950 г.г. в лагерях DP, затем в США, преподавал в Сити-колледж в Нью-Йорке. Умер в 1963 г.

ДОЛИН - существуют некоторые сомнения, что он действительно был сыном "знаменитого профессора Карпинского", хотя бы потому, что того звали Александр Павлович, а этого Андрей Андреевич. Действительно, в геологических журналах 30-х годов присутствуют публикации А.А. Карпинского. В архиве Б.Николаевского есть переписка с Долиным-Карпинским за 1947-49 г.г. Дальнейшую судьбу пока установить не удалось.

ХАХУТОВ - Хахутов Шалва Дмитриевич, известный хирург, существует метод Олби-Хахутова (об американце Олби советская медицинская энциклопедия дает хотя бы даты жизни, про Хахутова скромно замечает: "советский хирург-ортопед"). Был профессором Киевского мединститута. В 1944 г. вошел в КОНР. В 1955 избран членом Нью-Йоркской Академии Наук. Умер в марте 1958 г.

БОГАТЫРЧУК - Богатырчук Федор Парфеньевич (1892-1984)

ЧУРАЕВ - Чураев Анатолий Степанович, бывший декан горно-электромеханического факультета Ленинградского горного института, кандидат технических наук. Попал в оккупацию в Пятигорске. В 1943-м с другими ленинградскими профессорами совершал ознакомительную поездку по Германии. Послевоенная судьба пока неизвестна. (Ни у кого нет под рукой книги "Дикая историческая полоса...": судьбы российской научной эмиграции в Европе (1940-1950), Росспэн, 2010" ?)

ДАВИДЕНКОВ - Давиденков Ростислав Николаевич (1900 — до 6 дек. 1973). Инженер. Родился в семье профессора Спб. политехнического института Н.Н.Давиденкова. Окончил Институт инженеров путей сообщения в 1920-х гг. и стал сотрудником НИИ гидротехники при Спб. политехническом институте... В 1931 г. опубликовал книгу в соавторстве с Н.Н.Павловским. Во время блокады Ленинграда защитил докторскую диссертацию (доктор технических наук). Через 2 года работал в Германии в Берлине в научных учреждениях. После войны — сотрудник Управления водных путей Германии, где прослужил до отставки в возрасте 65 лет. Выпустил в Германии ряд книг.
(Источник: Незабытые могилы, 1999)

АНДРЕЕВ - ? Профессор С.А.Андреев, начальник финансового управления КОНР был вроде бы вывезен в СССР и давал показания на процессе против Власова.

ЗАЙЦЕВ - по всей видимости Зайцев (Артемов) Александр Николаевич (1909 - 2002). Окончил биологический факультет МГУ и поступил в аспирантуру АН СССР; специалист по промышленной микробиологии, автор научного труда. Участник похода в Польшу 1939 г., призванный как лейтенант запаса. Старший лейтенант Красной армии (1941). В августе 1941 г. в Эстонии попал в плен. Содержался в различных лагерях военнопленных, с февраля 1942г.-в Вустрау, в лагере пропагандистов. Вступил в НТСНП. В марте 1943г. назначен старшим преподователем на Дабендорфские курсы, читал лекции по идеологическим вопросам. Капитан РОА (1943). Один из авторов Пражского манифеста (октябрь 1944). Служащий КОНР. Насильственной выдачи избежал. После 1945 г. в лагере Менхегоф под Касселем избран в Совет НТС, руководил идеологическим и програмным творчеством. Занимался редакционной работой в издательстве "Посев", был редактором журнала "Посев". Автор многочисленных публикаций в "Посеве", "Гранях" и др. союзной печати. В 1972-1984 гг.-председатель НТС, был также членом Исполнительного Бюро, его Председателем, Председателем Идеологической и Политической Комиссии Совета НТС.
(источник К.М.Александров "Против Сталина").

БРОВЦЫН - Бровцын Борис Сергеевич (1913—1989), гидролог, сотрудник И.И. Москвитинова, автор воспоминаний о нем; в эмиграции сотрудник редакции "Нового журнала".

ЦАГОЛО - Цагол (Цаголов) Афанасий Саввич. Ученый-экономист. Профессор. Член КОНР. После войны - один из ближайших сотрудников С.П.Мельгунова по Союзу Борьбы за Свободу России. Под псевдонимом профессора Богданова публиковался в русской зарубежной прессе. Скончался в Нью-Йорке в 1962 г "при загадочных и невыясненных обстоятельствах".
(источник: "Материалы по истории русского освободительного движения", том 1, указал [info]iz_kustov_ved@lj)

ПОПОВ - Попов Николай Александрович. Родился в 1888 г. Физиолог, ученик Н.И.Павлова, автор множества статей ("К физиологии ориентировочного рефлекса", "Об остром случае невроза навязчивости, его физиологическом механизме и излечении бромом по И. П. Павлову", "Физиология овцы" и пр.) Послевоенная судьба пока неизвестна.

СТЕПАНОВ - Кончаловский Дмитрий Петрович (1878 - 1952)

ЛАГОВСКИЙ - ?

ТРУБЕНКОВ - возможно, Трубенков В.С., автор статьи "Служба стопорных трубок заводов «Красная звезда» и Запорожского на заводе «Электросталь»" (Огнеупоры 1938, No 4)


(Добавить комментарий)


[info]severr@lj
2011-07-31 09:36 (ссылка)
///ТРУХЕНКОВ - ? (ошибка транскрипции?)

может быть ТруШенков?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]labas@lj
2011-07-31 11:18 (ссылка)
Скорее всего, Трубенков - h и b схожи, а копия там была так себе.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]iz_kustov_ved@lj
2011-07-31 12:45 (ссылка)
Заголо = Цаголов?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]labas@lj
2011-07-31 13:15 (ссылка)
Точно, спасибо!

ЦАГОЛ (Цаголов) Афанасий Саввич. Ученый-экономист. Профессор. Член КОНР. После войны - один из ближайших сотрудников С.П.Мельгунова по Союзу Борьбы за Свободу России. Под псевдонимом профессора Богданова публиковался в русской зарубежной прессе. Скончался в Нью-Йорке в 1962 г "при загадочных и невыясненных обстоятельствах".

Запись пока поправить не могу, т.к. LiveJournal is currently up, but experiencing some temporary issues.

(Ответить) (Уровень выше)

Мельгунов - кабинетный учёный
[info]ibo0204@lj
2011-07-31 13:48 (ссылка)
А историки другими бывают?:)
Читал только "Красный террор", долго думал:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Мельгунов - кабинетный учёный
[info]labas@lj
2011-07-31 14:29 (ссылка)
Ну вот как-то до второй мировой он больше писал, чем конспирировал, а после наоборот.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Мельгунов - кабинетный учёный
[info]uldorthecursed@lj
2011-07-31 17:37 (ссылка)
> Ну вот как-то до второй мировой он больше писал, чем конспирировал,

Да ну? :-)
Вообще-то Мельгунов был зампредом ЦК партии народных социалистов, а затем одним из руководителей "Союза возрождения"/"Тактического центра". Так что заниматься политикой он любил и толк в конспирации знал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Мельгунов - кабинетный учёный
[info]labas@lj
2011-07-31 18:21 (ссылка)
Ну это, так сказать, революционные бури, дело другое.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Мельгунов - кабинетный учёный
[info]uldorthecursed@lj
2011-07-31 18:32 (ссылка)
Так политикой он начал заниматься задолго до 1917 года -- сначала был кадетом, потом перебежал к энесам, почти как Черчилль...
В 20-е годы в эмиграции продолжил. "Красный террор..." -- ни коим образом не научное исследование, это политическая акция в контексте процесса Конради. В 30-х возможностей заниматься политикой стало гораздо меньше (для этого требуется внешнее финансирование); тем не менее, даже тогда Мельгунов успел многим наступить на хвост. "Какой он историк, он истерик" (Марк Алданов).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Мельгунов - кабинетный учёный
[info]labas@lj
2011-07-31 18:33 (ссылка)
Да, я сейчас посмотрел, соглашусь, видимо, я просто недостаточно интересовался его политической биографией.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bbb@lj
2011-07-31 14:31 (ссылка)
Я, наверно, недостаточно внимательно следил за предыдущими постингами по этой тематике, поэтому не улавливаю, почему эта переписка должна считаться "возней" и что в ней такого интересного и/или компрометирующего по отношению к Мельгунову?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]labas@lj
2011-07-31 14:35 (ссылка)
Мне не кажется, что сотрудничество с иностранной разведкой, будь она белая или красная, вплоть до представления отрывков из частной корреспонденции, сильно украшает ученого историка. Но это, разумеется, личное мнение.

Но - ремарка - я не считаю это "компрометирующим".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bbb@lj
2011-07-31 15:56 (ссылка)
Так этот институт был собственно разведывательной организацией (то есть вербовал агентов, подкупал дипломатов, подслушивал переговоры и т.д.) - или аналитической? Если второе, то я бы не был слишком категоричен. Ведь этак можно считать скомпрометированными всех советских ученых скомпрометированными - ведь все академические институты так или иначе, и чаще вполне напрямую, работали на ЦК и т.д. Или вот корпорация Рэнд - пачкает ли сотрудничество с ней? Или вот я читаю в открытом бюллетене ЦРУ вполне интересные аналитические работы - что в этом плохого?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]labas@lj
2011-07-31 16:37 (ссылка)
Но я сделал ремарку, что не считаю это факт "компрометирующим". Кроме того различие между разведкой своего государства и иностранного, на мой взгляд все же есть.

Кроме того я вовсе не хотел как-то принизить заслуги Мельгунова как историка. Меня лишь удивило, что он так глубоко был связан с этими делами - больше ничего. Ну а общие политические интриги в "хаотичном и беспорядочном русском лабиринте" (тут я скорее про документ 3, а не про документ 2), да, как мне кажется, можно назвать "возней".

Есть еще один забавный документ, в котором прогрессивная общественность из Парижа наносит ответный удар по мюнхенским монархистам, тоже переведу его и выложу, тем более копия в OMGUS была совсем слепая, все глаза сломал, пока разбирал.
Там Мельгунов впрямую не упоминается, но какая-то взаимосвязь между документом номер три из этой публикации и тем представляется возможной.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bbb@lj
2011-07-31 16:41 (ссылка)
Я очень мало знаю про Мельгунова, но не исключаю и того, что он тогдашние власти СССР считал не столько "своим государством", сколько вражеским, а сотрудничество с американцами рассматривал, помимо прочего, как патриотическую работу на благо России. Впрочем, может быть, все было и не так.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]labas@lj
2011-07-31 18:35 (ссылка)
Безусловно, не считал своим государством. Из чего, однако, впрямую не следует необходимость сотрудничества с другим государством. Но это, повторю, мое личное мнение.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bbb@lj
2011-07-31 18:48 (ссылка)
В общем случае, конечно, не вытекает. Но если исходить из того, что Мельгунов считал свержение советской власти благом для России, то сотрудничество с государством, могущим помочь в этом деле, могло выглядело достаточно рациональным. Особенно если он предполагал, что США не планируют ограбить Россию, устроить России геноцид и т.д.

Другой вариант - Мельгунов вообще мог на тот момент считать себя американцем, хотя бы и русского происхождения.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]labas@lj
2011-07-31 18:55 (ссылка)
> Мельгунов вообще мог на тот момент считать себя американцем, хотя бы и русского происхождения.

Вряд ли, поскольку жил во Франции и, полагаю, был гражданином Франции.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bbb@lj
2011-07-31 18:59 (ссылка)
Ну я же говорил, что очень мало знаю про биографию Мельгунова. Тогда можно предположить, что он рассматривал США как союзника своей страны (если идентифицировал себя как француза). Все это, конечно, сугубо гадательно.

(Ответить) (Уровень выше)