_me's Journal - Day

Sunday, February 8, 2009

4:30PM


        - Ваш проект носит название "Дурная бесконечность". А что это такое?

        - Фестиваль и вообще вся серия проектов, которые я делаю уже девятый год, называются "Дурная бесконечность". Это можно расшифровывать двояко. В философском понятии это прежде всего Иммануил Кант, который однажды изрек, что "природа существует отдельно от человека, не заботясь о его благе, в своей дурной бесконечности". То есть, если цивилизация погибнет, то природа обойдется без человека. С другой стороны, мои гигантские объекты, которые очень похожи на зерна, - прямой образ российской действительности. В европейской культурной традиции брошенное зерно прорастает, меняется в качестве, и получается растение. А в России происходит странная вещь - зерно растет само по себе до безумного размера, не превращаясь ни в дерево, ни в растение. Вот это и есть "дурная бесконечность". И вот в этой бесконечности существует человек, он плывет дальше и иногда даже веселится и иронизирует. И в этом его спасение. Поэтому то, что мы проводим, можно назвать праздником, своего рода веселым скандалом. В общем - комбинация культуры, некультурности, культуры традиционной и театральной. Вон, видите, висит гигантский мешок муки, он будет медленно-медленно высыпаться, это будет аккомпанироваться музыкой. И мы попытаемся все это смешать вместе и сварганить один гигантский блин. А вообще этот спектакль я собираюсь доделать и довезти до Эдинбурга.

        Теодор Тэжик

(comment on this)

4:31PM


"Мастерство больше не является определяющим фактором современного искусства."


        Думаете, это экзальтированные английские дамы палку перегибают? Ничего подобного – напротив, повторяют общие места из актуальной парадигмы. Как говаривал Познер в телевизоре, такие нынче у нас времена. Но какими же критериями тогда прикажете руководствоваться? Понимающие люди по данному поводу лишь улыбнутся.
        Здесь срабатывает элементарный коммерческий фактор: все остальные картины условного ренессансного художника давно разошлись по музеям и частным владельцам, и эта, залетевшая по случаю на аукцион, в ценовом раскладе ничего не изменит. Она получит реальную стоимость, благополучно перейдет из рук в руки – вот и вся механика.
        С актуальным же искусством есть шанс поиграть, вздуть расценки в десятки раз, нагнать волну ожидания в связи с еще не созданными произведениями... Узнаете модель? Да, вы не ошибаетесь: аналогичные схемы в экономике породили обожаемый нами глобальный кризис. Само собой, вызвал его не арт-рынок. Дилеры современного искусства лишь дежурили на подхвате, но за пособников они сойдут. Оговоримся: речь о западном варианте, наши до полноценной встроенности в подобный механизм пока не доросли. У них все еще впереди.

        Велимир Мойст

(comment on this)

4:33PM


        За то время, когда цены на китайский контемпорари-арт росли как на дрожжах, некоторые из авторов доросли до статуса живых классиков. Чжан Хуан из их числа.

        Он начинал лет пятнадцать назад с экстремальных перформансов. Обмазавшись медом, завлекал собою бесчисленных мух или еще «работал языком» внутри большого колокола. Фотодокументация некоторых его перформансов фигурирует на выставке – например, кадры коллективного погружения единомышленников Чжан Хуана в пекинский пруд с целью подъема уровня воды. Но это, скорее, очерки бэкграунда. В последнее время художник, успевший пожить в Нью-Йорке, а затем перебравшийся в Шанхай, занят вещами совсем другого характера. Он производит картины и скульптуры из пепла, создает иные рукотворные арт-объекты, даже не прочь порисовать тушью на бумаге – прямо как традиционный китайский автор. Надо полагать, годы берут свое: в разных смыслах. организм уже не так прочен, чтобы устраивать над ним публичные эксперименты, а душа тянется к чему-то вечному. Из коровьей шкуры, повешенной на стене, проступает выпуклый лик Будды.

        Или же нет никакой реальной эволюции, а есть лишь коррекция имиджа? С современным искусством в этом отношении непросто, практически ни за чью искренность нельзя поручиться. Хотя в случае с Чжан Хуаном перемены выглядят психологически достоверными. Вряд ли бы он из сугубо рекламных соображений решил на годы забросить свой прежний жанр и переключиться на создание объектов. Что-то у него внутри, должно быть, щелкнуло. И результаты этой трансформации представляются небессмысленными – правда, для полного их осознания одной московской гастроли маловато. Просто не набирается нужного объема вещей, чтобы оценить масштаб творческой реформы. Но, по крайней мере, один из распространенных мифов оказывается поколеблен: будто китайские художники способны передвигаться по арт-сцене лишь гурьбой и делать готовы только то, чего ждет от них западный потребитель. Похоже, бывают у этих ребят и персональные муки творчества.

        Велимир Мойст

(comment on this)
Previous day (Calendar) Next day