злой чечен ползет на берег - я пастернака [entries|archive|friends|userinfo]
aculeata

[ website | Барсук, детский журнал ]
[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

я пастернака [Aug. 25th, 2005|08:46 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Взрослое общество умеет чувствовать
более или менее одно чувство, не то
чтобы целесообразности, а не знаю,
как назвать. Оно выражается словами
"что люди скажут?"

В советское время на собрании считалось
правильно говорить "я Пастернака не читал, но..." -
а потом оказалось, что нужно совершенно наоборот:
"но..., хотя не читал".

Так же устроены молодежные моды. Допустим, черные
носки - это круто, но еще месяц, и все изменится.

У интеллигенции были "духовные ценности".
Потом это стало некруто, в смысле, не принято.
Их место заняла "достойная зарплата" и "достойная
старость".

Моменты перемен, которые кому-то могли показаться
прозрением, на самом деле читались так: "У людей-то
совсем не так, как мы думали! У людей иначе. А мы
лохи, поверили и обманулись."
LinkLeave a comment

Comments:
[User Picture]
From:[info]nika
Date:August 25th, 2005 - 08:24 pm
(Link)
В таком коллективном формировании ценностей есть чтото деревенское.
Говорим: "личное решение", понимаем :"нужно делать, как думают все".
А как формируется это общественное мнение?
Политтехнологи считают, что оно управляемое. Но мне чтото так не кажется.
В конце концов, людей, которые в силу разных обстоятельств сохранили приверженность "духовные ценности" (если под ними понимать, именно наличие внутреннего независимого выбора), в любое время постоянное количество.
И перемены моды затрагивают только модников, даже если их и большинство.
[User Picture]
From:[info]aculeata
Date:August 25th, 2005 - 09:22 pm
(Link)
Оно управляемое.

Есть ведь простое (может, и неверное) объяснение
общественного инстинкта с точки зрения пользы для
выживания. Это вообще "естественная история чувств".
Представление о норме (из той же серии - чувство меры)
и твердое ощущение, что все выходящее за рамки - плохо,
пошло, грязно, аморально, опасно - нужно, конечно, для
выживания социума. Для верности оно уже вошло в сферу
чувств (это значит, что расчеты совершает инстинкт,
втайне от рассудка, чтоб не мешал).

Но это и значит, что оно управляемое. Инстинкт
делает сладкое вкусным, чтобы люди набивали живот
фруктами - ради витаминов. А технология наивно
обманывает инстинкт, и он жрет конфеты. То есть,
не инстинкт, а человек.
[User Picture]
From:[info]nika
Date:August 25th, 2005 - 10:23 pm
(Link)
Смотря, что понимать, под словом "управляемая". Можно паразитировать на механизме подсознательного, извлекая выгоду из "глупости" масс, но в целом нет никаких "самых умных", которые являясь законодателями социальной и экзистенциальной моды, притворяют свои соображения в действительность в реальном режиме времени. Политтехнологи все врут.
Модная индустрия и социально-политическая реальность работают, скорее всего, по разному.
Я бы рискнула предположить, про происходит примерно следующее:
когда молодой талантливый прозаик Солженицын призывал всех бороться за Спасения России, массы его не слушали, а когда выживший из ума Старый Дед станет грозить всем пальцем, усевшись в удобное кресло посреди Москвы, то за ним будут повторять каждое слово.
То есть, когда сообщение выхолащивается, становится безопасным, тогда оно и принимается бессознательным народа, а пока оно "горячее" – отторгается.
Вот революции, пожалуй, редкий момент, когда интеллектуальные сообщения претворяются в жизнь «живыми», «осмысленными».
[User Picture]
From:[info]aculeata
Date:August 25th, 2005 - 10:43 pm
(Link)
Это правильно тоже.

И все-таки -- политтехнологи не то чтобы врут,
просто в их распоряжении лишь эмпирические методы.
Перетолковывая их в ноу-хау, они заблуждаются.
А общественное мнение -- управляется.

Повторюсь, инстинкт, переводя расчеты в чувство,
активно пользуется ключами и индикаторами. Это
потому, например, что витамины вкуса не имеют.
Если ключ в принципе отчуждаем (как вышло с сахаром),
есть принципиальная возможность паразитировать.

Модная индустрия заработала на ужасно-ужасно простом
одношаговом инстинкте приматов: на подражании "альфам",
успешным и известным. Удалось на этом замкнуть петлю:
раскручиваешь знаменитость как законодателя мод, а
законодателю мод все подражают, потому что он знаменитость.
"Общественное мнение" гораздо более сложная конструкция
(и более шаткая), и однако.
[User Picture]
From:[info]5cr34m
Date:August 26th, 2005 - 08:07 am
(Link)
ценно. спасибо.
From:[info]a_p
Date:August 26th, 2005 - 10:12 am
(Link)
Кстати, сами политтехнологи тоже, наверное, являются социумом-тусовкой и поэтому манипулируемы (какими-нибудь гипер-политтехнологами) точно так же, как и манипулируемые ими массы. Это конспирология?
[User Picture]
From:[info]aculeata
Date:August 26th, 2005 - 11:13 am
(Link)
Конечно, еще какая! Впрочем, это совершенно
не нужно. Политтехнологи поддаются собственной
промывке мозгов (даже самые циничные из них),
постольку, поскольку она вообще работает. Она
же не на рассудок действует, тем более, что у них
его и немного.
From:[info]a_p
Date:August 26th, 2005 - 12:06 pm
(Link)
Интересно, на специально разработанные мозги она лучше действует, чем на девственные? Или наоборот?
[User Picture]
From:[info]aculeata
Date:August 26th, 2005 - 12:16 pm
(Link)
Она на программы действует. А программы могут
оказаться разными. Совершенно разные вещи в свое
время казались убедительными африканским людоедам
и белым миссионерам (включая интонации, мимику и
прочее неуловимое).
From:[info]yolike
Date:August 25th, 2005 - 08:50 pm
(Link)
По поводу молодежной моды было одно забавное место в каком-то старом фильме. Девочка говорит: "Прическу хочу оригинальную". А ее спрашивают: "А какую это - оригинальную?" Она отвечает: "Это - как у всех".
[User Picture]
From:[info]aculeata
Date:August 25th, 2005 - 09:26 pm
(Link)
Правильно!