Urban legends |
Sep. 3rd, 2006|11:58 am |
Мракобесие — оно всё в основном пришлось на тот же период, что и "горящие глаза".
Точнее, даже так. "Век двенадцатый-тринадцатый" и далее — это "горящие глаза" по разным поводам, до этого всё было просто несколько иначе.
Есть такой распространённый штамп — "средневековое мракобесие" (ещё иногда "зверства средневековой инквизиции" говорят, ага). Отчасти его существование объясняется тем, что в советской историографии в Средневековье попадал весь период феодализма, вплоть кабы не до Великой французской революции (впервые я это прочитал в "Детской Энциклопедии" советской — великая вещь!). В сочетании с ухудшением в последние десятилетия качества образования (которое по гуманитарным предметам и было-то всю дорогу из рук вон, в отличие от математического и естественнонаучного) мы получили представление, что Европа в Средневековье по "идеологическому климату" была чем-то вроде Ближнего Востока сейчас.
Это, мягко выражаясь, неправда. Ричард Львиное Сердце был, кажется, открытым сатанистом, как и несколько римских пап, и никого это не трогало. Инквизиция (папская) как институт появляется только в XIII в. (самый конец Средневековья!), во время альбигойских войн, но это совершенно не та организация, которую мы знаем из популярных советских книжек. Та — королевская инквизиция — учреждена Изабеллой и Фердинандом в Испании к концу XV в., да и то поначалу занимается в основном евреями и маврами, недостаточно искренне принявшими христианство (тоже нехорошо, но всё же…), а не "своими" еретиками. А массовой охотой на ведьм вообще отличилась уже протестантская (sic!) Европа, как раз в те времена, когда работали Декарт и сэр Исаак.
Я не то, чтобы был фанатом европейского Средневековья (хотя по сравнению с кровью, грязью и мракобесием Возрождения и Реформации эпоха действительно относительно приличная). Но и холмогоровы-малеры, и их интеллигентные оппоненты "Средневековьем" называют какие-то уж совсем странные вещи. Ну не было у средневекового европейца в массе своей желания поститься, молиться и слушать радио-радонеж, у него и без радио-радонеж забот хватало. |
|