Нетерпимости мы не потерпим! Вот ведь странная на первый взгляд штука... Но только на первый взгляд.
Глядя на своих знакомых, я вижу четкую закономерность. Самые нетерпимые из них, те, кто готов на тебя наброситься за мельчайшее отступление от... да даже не от генеральной линии, а от своих представлений о ней - это как раз те, кому положено наоборот. Кто читает, да и говорит "не судите, в доме Отца обителей много" и все такое прочее. Это христиане.
Неверующие мои знакомые относятся ко многим вещам просто и легко: ну, все люди разные, если что-то не моё, то разве я могу осуждать других? При этом они могут быть очень резкими в абстрактных разговорах, клеймить позором, условно говоря, тупых американцев или гнилую интеллигенцию, но с конкретным живым человеком будут бережны. А вот те, кто могут осудить и с удовольствием это делают, и не по разу на дню - это будут, скорее всего, христиане.
Эстремисты-фундаменталисты? Да я с такими, в общем-то, не общаюсь. Нет, это будут скорее либералы, самых широких взглядов. Они будут, например, рассуждать, что между католицизмом и православием нет существенной разницы, и что можно нам запросто ходить друг к другу причащаться... Но стоит тебе возразить, что все же не совсем так, что нужна по крайней мере веская причина - всё. Ты будешь немедленно отставлен в сторону как ретроград. Нетерпимости мы не потерпим!
А уж сколько дадут просторов подробности твоей личной жизни - что-то услышали, что-то увидели, на три четверти сами домыслили, и готово... И обличат, и наставят, и скажут, что молятся о тебе, заблудшем. Не удосужатся сделать одного - понять, а что там на самом деле. Им это, в общем-то, будет неинтересно.
На самом деле это понятно. Христиане имеют дело с абсолютными ценностями. Им кажется, что нет ничего важнее вот этого вот, и вот этого, и еще вот этого. Трудно, невероятно трудно понять, что на самом деле нет ничего важнее живого человека, который сейчас стоит перед тобой. Неверующим это обычно дается легче, у них меньше сверхценностей.
Дополнение из о. Софрония Сахарова, взято у
alpaca@lj - это практически ответ на мой вопрос:
"... Да, я тоже решил, что тайна человеческих взаимоотношений для меня останется не разрешённой до конца моих дней, конца, уже близкого. У меня усилилось сознание того, что все мы, люди, в той или иной мере слепые. Мы видим некую частичку мировой жизни и исходим в своих суждениях из нашего частичного видения. Это частичное, индивидуальное видение так сильно овладевает человеком, что он не может судить ни о чём иначе как исходя из своего восприятия вещей, или, как выше сказал, видения. Как следствие всем нам свойственной слепоты мы не понимаем - все мы без исключения - когда раним других, когда разрушаем их жизнь, когда судим о них по той реакции, которая явилась следствием, быть может, нашего некоего действия. Мы знаем, что в основе нашего личного сознания лежит желание добра, искание совершенства, и в силу уверенности в правде нашего искания мы неизлечимо склонны оправдывать себя самих. И это всех нас общая болезнь. Отсюда неразрешимые конфликты во всём мире, неразрешимые потому, что каждый оправдывает себя, отвергая правду другого, стоящего против него..."