Я - отец еврея? Ребенок сегодня вдруг выдает со значительным чувством собственного достоинства: "я еврей!" Это он посмотрел какой-то исторический фильм о преследовании евреев в Испании, и преисполнился соучастия. А потом решает на всякий случай уточнить: "а если я еврей, то почему я говорю по-русски?" Пытаюсь что-то объяснить насчет происхождения и культуры. Кажется, что-то понимает, и потому спрашивает: "А когда я вырасту, то буду евреем?" "Как захочешь, - отвечаю я, - но скорее ты все-таки будешь русским". Его этот ответ удовлетворил.
Забавно, что всего за полдня до этого мы обсуждали ровно этот же вопрос с
eremei@lj: еврей ли тот, кто живет в России и говорит по-русски. Все-таки идеи живут своей жизнью и иногда окружают нас с самых разных сторон.
А что касается самого вопроса, то моя всегдашняя позиция такова: чувство этнической принадлежности штука сложная, и надо позволить людям самим выбирать свою этничность. К тому же она часто зависит от контекста; один и тот же человек искренне скажет "я еврей" или "я русский" в зависимости от того, где, кто, когда и по какому поводу его об этом спросит. И это касается не только евреев. А многим понадобится уточнение, оговорка. Один человек представлялся: "я татарин, но я пьющий московский татарин". А в Латвии можно услышать слово "латвиец" (житель Латвии, который отождествляет себя именно с этой страной, но все же не латыш или не только латыш).
К тому же русские - точно составной этнос, как британцы или американцы, и в этом скорее наш плюс, чем минус. Жена, которая и дала Сережке это право выбора, только что сказала мне, что сама она себя называет еврейкой, но за границей скажет: "I am Russian". Можно быть евреем, украинцем, армянином или чувашом, и при этом - русским. Мне кажется, это только обогащает нас. Я, например, по происхождению на четверть латыш, а по характеру так я латыш на три четверти, и всегда об этой составляющей своей личности помню очень хорошо.