Демократия на блюдечке? Навеяно отзывами
piotr_sakharov@lj и
вот этим постом.
Сам я отношусь к числу людей, для которых демократия - предпочтительный образ общественного устройства. Не идеальный, нет. Но в реалиях нашей жизни - наименее плохой, по Черчиллю. А еще я из тех, кто, неожиданно для себя самих проснулся в шесть часов августа 91-го, не обнаружив ни резинки от трусов, вкупе с прочими товарами народного потребления, ни советской власти - и понадеялся, что теперь-то у нас будет Настоящая Демократия. А потом круто обломался.
Но, собственно, кто нам обещал придти и дать эту самую демократию на блюдечке? И вообще, кто, кому и когда давал ее так? Страны, в которых она стала нормой жизни, шли к ней веками. "Великая хартия вольностей", копия которой лежит теперь при входе в Британскую Библиотеку, была вырвана у короля баронами в 1215 году и, кстати, она не затрагивала основную часть населения, крестьян. К нынешней демократии Британия шла долго, трудно, каждый шаг давался ценой огромных усилий. Достаточно будет сказать, что лишь 200 лет назад Британия запретила работорговлю - но рабство сохранялось в империи еще пару десятилетий. Мы в России начали в 1917 году, причем начали с блистательного провала. Ну ничего, в 1991 получилось уже гораздо лучше.
А от кого и от чего это зависит? Да от нас с вами, сограждане. От нас с вами зависит всё. В 1989-91 годах рухнули коммунистические режимы по всей Восточной Европе - и почему, как вы думаете, страны, начав с одного стартового положения, пришли к таким разным итогам? Почему в Чехии одна власть, а в Туркмении - совсем другая? Почему не наоборот? Потому что граждане в этих странах разные. Потому что в одной стране граждане позволили власти сделать с собой всё, что угодно (а немногочисленные несогласные или исчезли, или бежали), а в другой даже и подумать о таком никому не пришло в голову.
Помните, как в нашей стране начинался рынок? В начале девяностых один мой приятель называл его "русский рынок, бессмысленный и беспощадный". Он и был таким. Он изменился, правда? Почему? Да только потому, что нам, потребителям, было не всё равно, покупать ли дрянную подделку в грязном ларьке у наглого жулика, или хороший товар в светлом и чистом помещении у вежливого продавца. Мы быстро объяснили это торговцам. До политиков доходит труднее, согласен. Политики упорнее, наглее, циничнее. У них СМИ и силовые ведомства, да. Но они, как и торговцы, живут на наши деньги и не могут забыть об этом (хотя все время пытаются).
Так вот, когда говорят: всё заранее известно, от нас ничего не зависит - это ложь. Да, заранее известно, какими будут результаты ближайших выборов, ну и что? В 1993 году на выборах победила ЛДПР, в 1996 - Ельцин... Где теперь эти победители? От нас с вами зависит самое главное, в долгосрочной перспективе: будет власть спрашивать наше мнение, будет она хотя бы иногда оглядываться на него, или она поймет, что нам действительно всё по фигу и можно вытворять, что угодно. И если нам по фигу, то можем сколько угодно ворчать, сколько угодно возмущаться, сколько угодно сетовать, как нам не повезло со страной и народом. Но всё равно это будет наша, лично наша вина.
А можно постараться этим народом - стать. Мы были им в августе 91-го у Белого дома. Это не так важно, чем тогда кончилась политическая интрига, важнее другое: мы были народом и мы меняли ход истории. Такие особые случаи выпадают редко, но возможность быть гражданином, а не бараном, у каждого из нас пока еще есть. Скоро ее может не стать, как не было ее 25 лет назад, и зависит всё только от одного: нужна нам самим эта возможность или нет. Всё зависит от нас.