ailoyros' Journal
[Most Recent Entries]
[Calendar View]
[Friends View]
Friday, January 4th, 2008
Time |
Event |
12:02p |
Что для вас значит "не судить"? Вроде бы всё просто - христианам заповедано не судить других. Но на практике...
Как часто эта цитата: "не судите" - вспоминается тогда, когда говорят неуважительно о том, что тебе дорого. А на следующий день, того не замечая, говорим во много раз худшее о чем-то или ком-то другом. Но называем это "обсудить", "выяснить", "предупредить". Получается та же разница, что между "разведчиком" и "шпионом".
Кроме того, существует очень много ситуаций, когда мы просто обязаны выносить суждения и оценки поступкам, явлениям и даже людям. Не говорю уже о суде, но любой учебный процесс немыслим без этого, любое руководство другими людьми. Да и вообще, если у человека есть представления "что такое хорошо и что такое плохо", он неизбежно выносит свои оценки происходящему.
Мне представляется, что идеал здесь - различение личности и поступка, явления, иногда даже отдельной черты этой личности. Но кроме того - различение ситуации, когда от твоей оценки зависит нечто важное (хотя бы для тебя самого), и ситуации, когда от нее ничего не зависит, но просто хочется ее дать.
Upd: Подсказали здравую мысль: многое зависит от наших мотивов. Зачем мы выносим эту оценку? Другое дело, что мы свои мотивы сами не всегда понимаем. И что еще очень важно - тотальность наших оценок. Когда мы говорим "этот человек такой, такой и такой, и ведет себя всегда так" - даже если мы говорим о нем хорошо, мы все же немного присваиваем себе права Творца. Особенно если трактуем за него самого все его мотивы, взгляды, убеждения! А вот когда мы говорим "мне (не)нравится в нем... он часто делает то-то... для него вполне обычно то-то..." - мы все же говорим о частностях. | 6:10p |
Отпусти ветку красивая притча(Утащено у zamorin@lj) На самом деле куда серьезнее тема, чем кажется. Да, когда действительно плохо, когда даже не на ветке висишь, а только поскользнулся - тогда ты и молишься. А потом смотришь: вроде всё нестрашно, живем дальше... как умеем... А вот как видели это те, кто и вправду висел над пропастью? Не верю, что "в окопах атеистов не бывает". Теплохладных вроде меня не бывает наверняка, а вот атеистов - полно наверняка. Читаю сейчас воспоминания Олега Волкова "Погружение во тьму". И вот он пишет о том, что думал он, находясь под следствием в тюрьме конца двадцатых годов: "Нет, нет! Невозможно было бы... такое выставление на позор и осмеяние нравственных основ жизни, руководи миром верховная благая сила. Каленым железом выжигаются из обихода понятия любви, сострадания и милосердия - а небеса не разверзлись". А потом, на Соловках, все же ходил он на богослужения (в конце двадцатых еще были они там, и собрался там цвет российского духовенства), потому что именно в тесном кладбищенском храме, где сослужили по нескольку епископов, не считая священников и диаконов, открывались эти утраченные за его стенами нравственные начала. Лица там были другие. "Всё, что вы сказали, верно. Я всегда хочу знать худшее и держаться как можно лучше. Потому спорить не стану. Допустим, мы видели во сне или выдумали всё это: деревья, траву, солнце, звезды и даже Аслана. Но тогда выдумка лучше и важнее реальности. Допустим, это мрачное место и есть единственный мир. Тогда он никуда не годится. Может, мы и дети,играющие в глупую игру. Но четверо детей создали игрушечный мир, который лучше вашей реальной ямы. Я не предам игрушечного мира. Я останусь с Асланом, даже если Аслана нет. Я буду жить как нарниец, даже если нет Нарнии" - так у Льюиса говорит Квакль-Бродякль. И это те слова, которые действительно помогают в минуты сомнений (а они есть). Но ветка... как же отпустить ветку? Я буду жить как нарниец, но только не проси меня отпустить ветку! Вот оно как выходит. |
|