Как бы о нас кто плохо не подумал... Навеяно
комментарием С. Худиева.
Есть такая позиция: не стоит ничего дурного говорить о людях Церкви, по крайней мере так, чтобы это слышали нецерковные, ведь это повредит авторитету Церкви!
Да, повредит, без сомнения. Но вот представим себе
такой, например, отзыв. Как вы думаете, это человек будет думать лучше о Церкви, если не услышит о ее внутренних проблемах? Или станет думать хуже, если услышит? Не верю, если честно.
Ну, возьмем пример попроще: знаменитый тезис "толстые попы ездят на мерседесах, а еще о духовности рассуждают". Что с ним сделать? Срочно обязать всех толстых попов похудеть и пересесть на ржавые жигули? Не получится, да и глупо. Или просто деликатно не замечать, что они действительно бывают толстые (в наши дни это, кстати, не показатель богатства), и что ездят порой на очень дорогих иномарках? Можно не замечать, но люди-то заметят. Или терпеливо объяснять, что толстый вот этот вот батюшка от диабета и строгого поста (сплошь картошка с макаронами), а мерседес ему благотворитель подарил, и неудобно обидеть человека отказом? Да ведь это никого не убедит.
Ведь на самом деле про "толстых попов на мерседесах" обычно говорит человек, которому попы не нужны никакие, совсем, никогда - и такой довод только оправдывает его позицию. Не это, так другое что-нибудь найдет, невозможно ведь ждать, что все в Церкви будут безупречными людьми, которые нравятся всем без исключения.
Мой ответ: жить так, чтобы люди замечали пузо и марку автомобиля в последнюю очередь. Как конкретно это делать, вопрос для каждого индивидуальный: кому-то в самом деле похудеть и пересесть на другую машину, а кому-то начать проповедовать Христа, наконец, как оно и по должности полагается. Я не знаю, насколько был толст и в каком экипаже ездил Св. Иоанн Кронштадтский, но мне почему-то кажется, что это люди за ним в последнюю очередь замечали.
Вот чего у нас точно не хватает, так это
внутрицерковного обсуждения
внутрицерковных проблем. Есть либо благостный официоз типа ЖМП, либо надрывная истерика в стиле "Благодатного огня", либо унылые рецепты куличей и списки грехов на исповедь, либо келейное диссидентство околоцерковных изданий, либо православно-миссионерский глянец... Всё это (кроме истерик) на своем месте хорошо и полезно. Но пространства для диалога нет нигде. Значит, диалог будет выплескиваться наружу, в светские СМИ, почти всегда в скандально-обличительном тоне, потому что в спокойном тоне просто негде и не с кем говорить.
"Сор из избы"... В старину сжигали сор в печке - и потому не было нужды его выносить. А если и не выносить, и не сжигать, то и внутри избы он станет слишком заметен даже снаружи.