2:37p |
Краткость - сестра таланта: три истории 1. Некий византийский патриарх был простым мирянином, а в патриаршее достоинство был возведен императором буквально за один-два дня. Был рождественский сочельник, и весь народ с нетерпением ждал праздничной проповеди нового патриарха, чтобы выяснить его политическую принадлежность и догматические воззрения (дело очень важное в те времена). Полный текст речи патриарха был, однако, такой: «Братие и сестры, Рождество Господа нашего в молчании должно быть чтимо, ибо одним только слухом было в Пресвятой Деве зачатие Бога-Слова, Ему же слава во веки, аминь».
2. Популярный церковный анекдот рассказывает о некоем батюшке, которому сразу после хиротонии надлежало сказать проповедь. Он долго готовился, писал проповедь, учил наизусть. Но когда он оказался на амвоне, язык прильпе к гортани, и он не мог ничего ни сказать, ни вспомнить под взглядами сотен верующих и клира, собравшегося в алтаре. После пятиминутной драматической паузы батюшка воскликнул: «Братие и сестры! Спасайтесь!» - и ретировался в алтарь. Проповедь его, как утверждает молва, вошла в анналы церковного красноречия.
3. Третья история к церкви не относится. Самая краткая речь, какую доводилось слышать мне, принадлежала 98-летнему почетному председателю Общества греко-арабской дружбы. На некоем симпозиуме старец вышел на трибуну и сказал: «Я не стану долго задерживать вас своим выступлением», после чего упал и немедленно скончался. |