11:17a |
О Ельцине и немного в сторону Немного схлынула волна в ЖЖ, теперь, чувствую, пришло и мне время написать. Мне кажется, что не следует давать однозначных оценок времени Ельцина. Потому что давать оценки в любом случае будем не мы, а история. Светонии, которые адекватно опишут ельцинскую эпоху, еще не родились. И это совершенно нормально.
Я призываю только понять, что от СССР не было и не могло быть немедленного перехода к нормальной жизни. Выбирать приходилось не между империей зла и райскими кущами, а между нежизнеспособной больше системой-оксюмороном и шоковым возвращением к действительности. Россия выбрала второе и заплатила за это сполна. Мы с вами выбрали это, а также подавляющее большинство наших сограждан. Ну так давайте отвечать за свой выбор.
Куда мы пришли? Безусловно, не к райским кущам, однако же получили то, что хотели. В конце восьмидесятых люди хотели прежде всего человеческого уровня жизни и свободы слова. Ах, не получили человеческого достоинства? По-прежнему власти с вами не считаются? А вспомните – просили ли вы этого, или готовы были удовлетвориться уровнем жизни и свободой говорить, но не свободой быть услышанными?..
Ельцинская эпоха была катастрофичной, но она сделала нас свободными. Мы поняли, что обратной дороги нет, однако же не пришли еще к тому состоянию, которым были бы все довольны. И тут следует вспомнить вот о чем.
Бог обещал евреям ввести их в землю, текущую молоком и медом. И что, застали они райские кущи, придя туда? Отнюдь нет. Эта земля потекла молоком и медом только тогда, когда они полили ее своим потом и поколениями трудились над этой почти бесплодной землей. Посмотрите на землю современного Израиля, в которой повторилась эта история. К началу ХХ века это была выжженная бесплодная пустыня, а в низинах лежали ядовитые малярийные болота. Земля единодушно признавалась непригодной для земледелия – такой ее сделали века варварского хозяйствования. Однако когда на эту землю пришли люди небезразличные, осушили болота, по капельке полили пустыню своим потом, отвоевывая у нее сантиметр за сантиметром, тогда эта страна снова стала цветущей и снова потекла молоком и медом. Я видел цветущие оазисы пустыни Негев – могу вас заверить, что это редкое потрясение.
Так давайте помнить, что лучшая жизнь достигается не правильным заполнением бюллетеня, а тяжелым трудом. Давайте подумаем, почему евреи сорок лет ходили по пустыне и что это им, по мысли того, кто их вел, должно было дать. Будем помнить, что за периодом краха не сразу наступает благоденствие, а если оно и наступает, то как наша заслуга, а не выигрыш в лотерею. Тогда, возможно, мы сможем лучше понять эпоху Ельцина. |