"Троица" - скажу и я. Это поразительно. Со вчерашнего утра в блогосфере появились сотни ссылок на
запись научного сотрудника с опасениями относительно сохранности рублевской "Троицы", если ее перевезти в Сергиев-Посад на три дня, как просит патриархия (я лично предлагаю читать
запись другого искусствоведа, она менее резкая и более выдержанная, что в данном случае важно). Так вот, эти сотни ссылок не привели к тому, чтобы хоть единая из этих записей, в том числе та, на которую ссылались все, появилась в "топе" Яндекса. Это крайне странно и вызывает серьезные вопросы относительно того, как работает этот "топ". Про большинство российских СМИ я уже и не говорю.
Что касается сути дела, то следует найти здравый подход. Икона создана для церкви и вне церкви теряет свой контекст. Увы, это не значит, что ее можно поставить в церкви - речь идет о памятнике очень плохой сохранности, с очень проблематичной историей поновлений, варварских переписываний и аккуратных, но запоздавших реставраций. Три рассыпающиеся доски шестисотлетней давности очень и очень трудно сохранить даже в нынешнем неподвижном состоянии под неусыпным присмотром специалистов.
Те, кто пытается икону "отнять и поделить", - антиклерикалы всех мастей, поносящие церковь, и сторонники требований иерархии, требующие отнять ее у ученых, высказывают одинаково неприемлемые позиции. Икона должна быть в музее, условия для молитвы перед ней должны быть созданы (собственно, они уже созданы и сейчас, имеется храм, куда икону периодически относят, и стоит он дверь в дверь к музею). Церковным деятелям следовало бы вспомнить о пословице про гору и Магомета, и находить радость не в достигнутом административном превосходстве над спесивыми учеными, а в возможности сохранить одно из главных своих сокровищ.