К ватопедской истории Меня спросили, что я думаю по поводу этого:
"В своем решении Синод специально отметил, что причинами разразившегося скандала стали не действия игумена Ефрема, а шумиха, поднятая медиа-средствами. Несмотря на то, что судебные процессы против архимандрита Ефрема еще продолжаются, Синод посчитал, что на сегодняшний день нет ни одного доказательства его преступных действий"А думаю я вот что (выношу частично из комментариев).
Ни игумен Ефрем, ни Константинополь не отрицают, что суть дела заключалась в следующем: монастырь Ватопед
обменял ксерокопии византийских
хрисовулов на принадлежащую Греции элитную недвижимость стоимостью порядка 100 миллионов евро. Дело здесь не только в том, что Грецией до сих пор "правят" византийские императоры и султаны, владетельные грамоты которых (подлинные и подложные) признаются законом, так что церкви принадлежит половина страны. Дело в том, что если даже те леса действительно принадлежали монастырю, сделка выглядела мошеннической или идиотской (в последнее я, извините, не верю).
Синод со своей колокольни рассудил совершенно правильно: нечего светскому правосудию вмешиваться в дела церковной коммерции. Игумен Ефрем, кстати, проигнориовал заседание парламентской комиссии, куда был вызван давать показания, хотя является пока еще не гражданином горних чертогов, а гражданином Греции, как и любой афонский монах.
Был такой министр греческого правительства Йоргос Вулгаракис, жена которого в качестве нотариуса по чистому совпадению визировала сделки с игуменом (всего в дело замешано человек пять из бывшего кабинета министров). У Вулгаракиса помимо ватопедской истории всплыло с десяток оффшорных фирм на далеких островах, на которые он зарегистрировал все свое немаленькое имущество, чтобы не платить с него налогов. Так вот, когда его вынудили уйти в отставку, он был очень расстроен и выдал в одном из интервью замечательную фразу:
"Все, что законно, то и этично". Конечно, его не судили за уклонение налогов, - в Греции все прегрешения министров списываются после роспуска следующего парламента по закону. Такой вот милый закон.
И пока не будет закона, перед которым мог бы ответить министр, а монастыри будут вести коммерческую деятельность, не облагаемую налогом и не подотчетную закону, все будет именно так. Константинополь абсолютно прав: если гарантирована безнаказанность, наказывать "своих" не с руки.
Есть у ватопедской истории еще одно маленькое такое последствие. Как известно, осенью 2008 года, когда открылась сделка, правившая в Греции партия "Новая Демократия" потеряла 10 процентных пунктов рейтинга. Никакие усилия, включая отставки пяти членов кабинета и их невключение в списки кандидатов в депутаты, не смогли обратить вспять эту тенденцию. Завтра, 4 октября, в Греции состоятся выборы, и с большой вероятностью к власти придут социалисты, а они намерены обложить налогом церковную недвижимость. Думаю, афонским монастырям это не понравится.