Удовольствия суперЭго В настоящей заметке я хочу показать, что на такую инстанцию личности (согласно топографической модели Фрейда) как суперЭго также распространяется принцип удовольствия, как и на Оно.
Я отталкиваюсь от понимания суперЭго (далее СЭ) как реактивного образования по отношению к Оно. Известно, что СЭ вторичная инстанция. У новорожденного она отсутствует и появляется по разным версиям в период с 1 до 5 лет. До сих пор окончательно неясны факторы и механизмы её возникновения. Я придерживаюсь той точки зрения, что главным условием возникновения СЭ являются запреты (фрустрации) на удовлетворение тех или иных инстинктивных побуждений Оно. Очевидно, что поначалу такие запреты, преимущественно (если не полностью) носят экзогенный характер. То или иное влечение осуждается (блокируется) со стороны окружения ребёнка. В результате мы имеем отказ в удовольствии для Оно. Неудовлетворённое влечение, которое вследствие отказа не исчезает, но становится неудовлетворённым (фрустрированным), должно искать себе другой путь (непрямой) для сатисфакции. В любом случае необходим выход на те объекты, которые необходимы для достижения удовлетворения. Без обладания ими влечение будет оставаться фрустрированным. Перед влечением возникает сложнейшая задача овладения объектом. Но прямая дорога, как путь в комнату исполнения желаний (Сталкер) закрыта. Следует искать обходной путь. Обходной путь, чаще всего становится противоположностью прямого пути (любви к объекту). Это путь осуждения, доходящего до ненависти. Что общего между любовью и ненавистью? Интерес к объекту. В обоих случаях объект в центре внимания, он не оставляет в покое, он привлекает внимание. Ещё одним вариантом интереса в широком смысле этого слова является страх. В этом случае субъект также внимателен к объекту, испытывает по отношении к нему известное напряжение. Итак, если не любовь, то ненависть или страх, или и то и другое одновременно. Даже равнодушие не может однозначно рассматриваться как отсутствие интереса к объекту. Не потому, что оно может быть напускным, а вследствие немалой возможности того, что может быть результатом отщепления аффекта от соответствующего образа. В этом случае субъект искренне уверен в том, что данный объект его не интересует. Но при этом у субъекта наличествуют иррациональные интересы, т.е. влечение к таким объектам, которые являются символическим замещением первичного.
СуперЭго, как на дрожжах, растёт на осуждении влечений. Это сопровождается нарастанием переживаний страха, ненависти (гнева) или, наоборот, эмоциональной отчуждённостью (равнодушием). Подобное осуждение бессознательно. Основано на принятии авторитета, вызвавшего их фрустрацию. Поэтому критике не подлежит. Это так потому, потому что так!
Адаптационный смысл подобного положения очевиден. Ребёнок становится управляемым, покорным в отношении родителей и, тем самым, обеспечивает себе безопасность, защиту и удовлетворение разрешённых с их стороны влечений. Он начинает осуждать свои страсти сам, у него возникает совесть. Он становится воспитанным. Но главное состоит в том, что запрещённое влечение также не остаётся в накладе! Оно интегрируется в состав суперЭго и начинает удовлетворяться посредством борьбы с объектами, предназначенными для прямого удовлетворения. Они начинают преследовать, что называется, с пылом и жаром! Один из показательных примеров подобного пути удовлетворения – борьба за чистоту (и не только в узком смысле этого слова). Повышенное внимание к «грязи», не оставляющие мысли о ней, своеобразная радость, когда она обнаруживается, неуёмная энергия, направленная на её ликвидацию, всё это с головой выдаёт ту страсть, которая скрывается за всеми этими внешне пристойными действиями. А ещё та своеобразная пустота в душе, когда с «грязью» покончено… СуперЭго жаждет нового удовольствия!
Ещё про суперЭго.