Журнал Андрея Мальгина - Post a comment
( Read Comments )
TimeText
05:57 pm

[info]amalgin

[Link]

Нарком Ежов и его Евгения Соломоновна
Целый день выискиваю с помощью яндекса и гугля крохи про жену наркома Ежова - Евгению Соломоновну. Ему же вменили, среди прочего, ее убийство. Он будто бы в ходе следствия признал, что передал ей в подмосковный санаторий статуэтку гнома(!) с таблетками люминала внутри, и она эти таблетки в лошадиной дозе употребила. Было это за пару недель до его ареста. Потом, уже на суде, он от этих показаний отказался, зато признал, что был гомосексуалистом, которого совратили еще в детстве. "Часто заезжал к одному из приятелей на квартиру с девочкой и там ночевал. И еще: во время попойки на своей квартире вступил в интимную связь с женой одного из подчиненных. А потом и с ним самим".
Попался мне и удивительный рапорт НКВД про подслушку номера М.Шолохова в гостинице "Националь", и там, в этом номере, была зафиксирована "интимная связь" классика с Евгенией Соломоновной Ежовой: http://amalgin.livejournal.com/276021.html.
Чем дальше в лес - тем больше дров. В день, когда писался этот рапорт, - 12 декабря 1938 г. (Евгения Соломоновна уже была мертва) - был арестован писатель Михаил Кольцов. А через полгода - Исаак Бабель. Оба они были любовниками Евгении Соломоновны. И есть мнение, что арестованный Ежов нарочно топил их в своих показаниях, мстя им за эти романы с его женой.
А вот родной брат Кольцова - ныне здравствующий художник Борис Ефимов - создал знаменитый плакат "Ежовые рукавицы", где нарком берёт в ежовые рукавицы многоголовую змею, символизирующую троцкистов и бухаринцев. Поэт Джамбул якобы сочинил целую "Поэму о Ежове" (на самом деле ее сочинил "переводчик" Марк Тарловский) , и вообще Ежов еще при жизни стал героем многочисленных художественных произведений. Горький назвал его "чудесным несгибаемым большевиком". Даже город назвали его именем (позже переименован в Черкесск).
Из тюрьмы Ежов передал записку своему преемнику Берии: «Лаврентий! Несмотря на всю суровость выводов, которых я заслужил и воспринимаю по партийному долгу, заверяю тебя по совести в том, что преданным партии, т. Сталину остаюсь до конца. ТВОЙ Ежов». Самому Сталину он написал такую записку: "Тов. Сталин! Очень прошу Вас, поговорите со мной одну минуту. Дайте мне эту возможность." Нечего и говорить, Сталин ему такой возможности не предоставил, зато Берия лично и с большим удовольствием его допрашивал.
Очевидец расстрела Ежова в 1940 году сообщает: «И теперь в полусонном, а точнее — полуобморочном, состоянии Ежов брел в сторону того особого помещения, где приводилась в исполнение сталинская „первая категория“ (расстрел). …Ему велели все снять. Он сначала не понял. Затем побледнел. Пробомотал что-то вроде: „А как же…“. …Он торопливо стянул с себя гимнастерку… для этого ему пришлось вынуть из карманов брюк руки, и его наркомовские галифе — без ремня и пуговиц — свалились… Когда один из следователей замахнулся на него, чтобы ударить, он жалобно попросил: „Не надо!“ Тогда многие вспомнили, как он истязал в их кабинетах подследственных, особенно сатанея при виде могучих рослых мужчин (рост Ежова был 151 см). Тут не удержался конвоир — врезал прикладом. Ежов рухнул… От его крика все будто с цепи сорвались. Он не устоял, а когда поднялся, изо рта у него текла струйка крови. И он уже мало напоминал живое существо».
А вот первая жена Ежова - Антонина Титова - дожила почти до ста лет, умерла в 1988 году. Спустя десять лет - в 1998 году - приемная дочь Ежова Наталья обратилась в Верховный Суд с заявлением о реабилитации Н.И.Ежова. Ей было отказано. Правда, после детального расследования - существуют 12 томов Военной коллегии Верховного Суда.
Эта Наталья жива. Как бы до нее добраться. Ведь Ежов - просто готовый герой плутовского романа. Его образование, например, - 1 (один!) класс начальной школы. Якобы лично участвовал в штурме Зимнего дворца (вранье, конечно). Про личную жизнь вообще молчу - тут огромный простор для романиста. Я уже не говорю о 1937-1938 годах - Ежов сумел возродить по сути средневековую инквизицию, установив своеобразный мировой рекорд - четыре его приказа только за два или три месяца уничтожили полтора миллиона душ (по другим данным, 700.000, но тоже немало).
Но, опять но. Писатель Юрий Домбровский вспоминал, что в Семипалатинске "не было ни одного, кто сказал бы о Ежове плохо. Это был отзывчивый, мягкий человек... Это – общий отзыв. Так неужели все лгали? Ведь разговаривали мы уже после падения “кровавого карлика”." А. М. Бухарина в своих мемуарах тоже писала, что в лагере встречала людей, которые говорили о Ежове как о человеке, который “отзывался на любую малозначительную просьбу, всегда чем мог помогал”. Что это? С какой стати? И вообще еще до назначения главой НКВД, Ежов был богемным человеком, близко дружил с кинорежиссерами Эйзенштейном, Александровым, лично был знаком с половиной Союза писателей. К нему бегали решать проблемы представители творческой интеллигенции, и он помогал! Любимое занятие Ежова, когда придет кто-то из знаменитостей - он начинал петь народные песни, причем очевидцы уверяют, что у него был замечательный тенор.
Вообще Ежова из провинции вытащил в Москву большевик Москвин (я был знаком с зятем этого Москвина писателем Львом Разгоном, причем в последний раз видел его при странных обстоятельствах - на заседании ПЕН-центра журналистка Альбац слкучайно обварила девяностолетнего старика кипятком). Ежов часто бывал в семье Москвина. Жена хозяина, Софья Александровна, опекала его, подкладывала лучшие куски: "Вы такой маленький, прямо воробушек, вам надо больше кушать".
Добрая женщина не думала, что ранит гостя в самое сердце. Позже, когда Москвин уже был расстрелян, Ежову пришлось решать судьбу его супруги. Ежов велел записать в протокол, что Софья Александровна пыталась отравить его. И ее расстреляли.
В своём рабочем столе в качестве сувениров Ежов хранил пули, которыми были расстреляны Зиновьев, Каменев и другие. Эти пули были изъяты в ходе обыска и приобщены к делу. А вот у Ягоды во время обыска нашли "резиновый искусственный половой член - 1" и 3904 порнографических открытки: http://amalgin.livejournal.com/276259.html Какие молодцы, наши руководители карательных органов, просто нет слов.
Настоящий авантюрный роман. Генрих Ягода дал подробные показания, как в последний год перед своим арестом пытался Ежова отравить, - по его поручению ежовский кабинет несколько раз обрабатывали ртутью. Заставили подписать? Может быть, но уж очень колоритны протоколы допроса Ягоды - так и просятся на страницы художественного произведения. Например, как Ягода одного за другим вербовал врачей сына Горького - Максима - с единственной целью: залечить того до смерти, чтобы иметь возможность свободно заниматься с любовью с женой Максима Натальей. Потом по инерции и самого Горького отправил на тот свет тем же способом.
Возвращаясь к Евгении Соломоновне. Ежову докладывали, что когда к его жене приходит Бабель, та зашторивает окна. Он устраивал дикие сцены ревности, карлик ломал мебель и бил посуду. Отправляясь в тот санаторий, откуда она уже не вышла, она написала ему записку: “Колюшенька! Очень прошу тебя, настаиваю проверить всю мою жизнь. Я не могу примириться с мыслью о том, что меня подозревают в двурушничестве, каких-то несодеянных преступлениях” (есть в уголовном деле). На допросах Бабель подтвердил, что состоял с ней в интимной связи начиная с 1927 года - они сблизились в Берлине, когда она еще не была знакома с Ежовым. Сразу после свадьбы Женюша потребовала у аскетичного Ежова взять казенную дачу, где незамедлительно развела павлинов. И если жена Ягоды - Ида Леонидовна Авербах - дослужилась до должности зампрокурора г.Москвы, то Евгения Соломоновна потребовала мужа сделать ее главным редактором. Все равно чего. Ей подобрали журнал "СССР на стройке".
Юлиан Семенов вообще написал что-то фантастическое в романе "Отчаяние": "... Глядя тогда на него, Берия испытывал ужас, ибо он-то уже знал одну из причин предстоящего устранения Ежова: Сталин был увлечен его женой -- рыжеволосой, сероглазой Суламифью, но с вполне русским именем Женя.
Она отвергла притязания Сталина бесстрашно и с достоинством, хотя Ежова не любила, домой приезжала поздно ночью, проводя все дни в редакции журнала, созданного еще Горьким; он ее к себе и пригласил.
Сталин повел себя с ней круче -- в отместку Женя стала ежедневно встречаться с Валерием Чкаловым; он словно магнит притягивал окружающих; дружили они открыто, на людях появлялись вместе. Через неделю после того, как это дошло до Сталина, знаменитый летчик разбился при загадочных обстоятельствах.
Женя не дрогнула: проводила все время вместе с Исааком Бабелем; он тоже работал в редакции; арестовали Бабеля. Сталин позвонил к ней и произнес лишь одно слово: "Ну?" Женя бросила трубку. Вскоре был арестован Михаил Кольцов, наставник, затем шлепнули Ежова..." (Ю.Семенов. "Отчаяние". М., 1990).
В заключительном слове на суде Ежов сказал: "Прошу одно: расстреляйте меня спокойно, без мучений. Разыщите мою мать и, если она жива, обеспечьте ее старость. И воспитайте мою дочь". Останки Ежова были брошены в ту же общую могилу в Донском монастыре, куда, по всей видимости, сбросили и любовников его жены - Бабеля и Кольцова, расстрелянных на Лубянке. Удивительно, что на кладбище Донского монастыря похоронена и "Женюша". Только ее могила не безымянная. На камне написано не "Ежова", а: "Евгения Соломоновна Хаютина".



Imported event Original
Reply:
 
From:
(will be screened)
Identity URL: 
имя пользователя:    
Вы должны предварительно войти в LiveJournal.com
 
E-mail для ответов: 
Вы сможете оставлять комментарии, даже если не введете e-mail.
Но вы не сможете получать уведомления об ответах на ваши комментарии!
Внимание: на указанный адрес будет выслано подтверждение.
Username:
Password:
Subject:
No HTML allowed in subject
Message:



Notice! This user has turned on the option that logs your IP address when posting.
My Website Powered by LJ.Rossia.org