пуб/личные заметки - January 17th, 2014 [entries|archive|friends|userinfo]
and2u

[ website | --- пуб/личные заметки --- ]
[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

January 17th, 2014

Можно ли продраться сквозь все эти социальные мифы? [Jan. 17th, 2014|05:36 pm]
זיכרונות - Социальные мифы и ложь, ложь, ложь...:
Можно ли продраться сквозь все эти социальные мифы? Сквозь всю эту ложь с Альбертом Швейцером, которого опекаемые им негры дико ненавидели, Матерью Терезой, для которой все эти опекаемые ей индусы были вонючими унтерменшами, Нельсоном Манделой, коррупционером и людоедом? Можно. Это генеалогический анализ, впервые разработанный Гегелем и разрекламированный и популяризированный Мишелем Фуко. Согласно этому анализу, мы живем в философских онтологиях -- в мире, придуманном другими до нас. В этом мире уже все есть, подсказки для всего -- как относиться мне к самому себе, к окружающим, как любить, ненавидеть, кого боготворить, о чем размышлять и т.д. Я слепо следую клише в рамках чужой философской онтологии. Этим же самым клише следуют все те, кто меня окружает, поэтому мы и можем легко находить общий язык -- смотреть одни фильмы, обсуждать одни книги, ну и вообще разговаривать.

В нынешней философской онтологии святыми являются Швейцер, Мать Тереза, Мандела. Генеалогический анализ покажет, как эти святые придумывались, как придумывались сами клише, в соответствие с которыми они могли стать почитаемы как святые.

Одним из столпов и думателей современной философской онтологии стал Фрэнсис Бэкон. Он знал, как работает современная ему философская онтология, его папа был королевским советником, сам он учился в Кембридже, затем во Франции. Ему не нравилась эта онтология. И он решил придумать новую. И это у него получилось. Именно он придумал феномен социального эксперимента, условия его моделирования. Поэтому социальный конструктивизм, на котором мы сейчас и стоим, придуман именно Бэконом.

У Бэкона был прижизненный поклонник, который все основные идеи этого философа проиллюстрировал... драмами. Это вообще редкость, когда современники понимают тех, кто придумывает философские онтологии для следующих поколений. Вот у Бэкона такой умный современник нашелся... Им стал Шекспир. Родился в семье, в которой никто не был обучен грамоте. Точных свидетельств, учился ли Шекспир вообще, не сохранилось. Предположительно учился в школе актеров (они должны были уметь читать). Дети и жена Шекспира были также неграмотны. У Шекспира дома не хранилось ни одной книги, даже Библии. От него осталось только три подписи и ни одной рукописи. Судя по подписям, он писал с огромным трудом.

Сложно представить, как Шекспир с таким бэкграундом стал самым ярким последователем Фрэнсиса Бэкона. Но он стал. Все его драмы -- социальные эксперименты по принципам Бэкона. Например, в "Короле Лире" общий контекст драмы -- переход от абсолютной к конституционной монархии и проблема социального контракта. Заметим, что сам феномен "конституционной монархии" и "социального контракта" философы только-только стали придумывать вместе с Бэконом и публично эти вещи еще не обсуждались. А тут такая иллюстрация! Еще и детектив! В "Отелло" общий контекст драмы -- иное понимание национальности, не по цвету кожи, а по чувству долга. Европа только сейчас реализует этот принцип понимания национальности как гражданства. В "Гамлете" -- социальная дифференциация в связи с различением долга индивидуального и общественного и, соответственно, умирание семьи как клана.

Секрет того, что драмы Шекспира выстрелили не среди современников, а намного позже и выстреливают до сих пор, именно в том, что они часть иной философской онтологии, которая была придумана Бэконом и в которой все стали жить лет через сто после смерти Бэкона и Шекспира, и живут до сих пор.
LinkLeave a comment

navigation
[ viewing | January 17th, 2014 ]
[ go | Previous Day|Next Day ]