| Кинолетопись Урала - как добраться из прошлого в будущее? |
Feb. 21st, 2011|03:51 pm |
Однажды в 2004-ом году работники Свердловской киностудии встретились в большом зале Дома Кино по поводу вроде бы хорошему, но очень тревожному. А собрались они с тем, чтобы провести своеобразный творческий отчет - продемонстрировать выпуски журнала "Кинолетопись Урала", отснятые в году 2003-ем. Журнал выходил с первого дня основания Свердловской киностудии, правда, под разными названиями. Успел он побывать и "Сталинским Уралом", и "Советским", и "Большим". Но суть от перемены названия не менялась. Его десятиминутные выпуски посвящались значимым событиям в жизни уральцев, их праздникам и трудовым свершениям, будничным радости и горести. В лучшие времена количество журналов доходило до 36 и даже до 48 в год. В постперестроечных передрягах летопись значительно поредела - журнал выходил раз в два месяца (то есть, студия выпускала не более шести десятиминуток в год). Это немного и, конечно, не могло дать полной картины богатой на события уральской современности, но все же...
Что же интересовало кинолетописцев в 2003-ем году? Темы выпусков журнала точно со страниц периодики сошли: наводнение в Ирбите, проблемы трудоустройства женщин, несоответствующее хранение бесценной реликвии, самого старого памятника человеческой культуры - Шигирского идола. Вот только подход к ним в киножурнале был более глубок, чем на газетных полосах.
В фильме "Дом № 13" режиссера Владимира Монастырского обыденная история, случившаяся со зданием на улице Белореченской и его жильцами, превратилась в глобальный сюжет о трагедии современной России, пообещав утеплить дом, сделать его красивее, уютнее и даже больше, некие строительные организации взялись за перестройку дома, не слишком-то спрашивая разрешения на то его обитателей. Прошли годы. Потрачена была масса средств. А люди продолжали жить в невыносимых условиях - под протекающей крышей и в грохоте нескончаемой стройки.
В сложнейших условиях жили и герои выпуска, получившего название "Общежитие". В советские годы здание старого храма было отдано под общагу для работников совхоза. В начале "нулевых" оно было возвращено церкви, но несколько семей продолжали жить там, где проводятся церковные таинства, отпевания и поминальные службы. Конечно, ситуация не устраивала ни жильцов, ни молодого батюшку-священника, справедливо полагающего, что "жить в храме нельзя!". Но примирения в их сердцах не было, общий язык найден не был. Режиссер Аркадий Морозов с тревогой смотрел на взаимоотношения людей, так и не научившихся жить в общежитии (название предполагало широкий смысл этого слова).
Камеры операторов Лидии Котельниковой следили за Путиным и Шредером, посетившими уральскую столицу, увековечивали открытие Храма На Крови и запечатлевали особо радостное для кинематографистов событие - празднование юбилея Свердловской киностудии.
Откуда же взялась тревога во время просмотра киноотчета за 2003-ий? Тогда у многих возникло опасение, что эти выпуски могут стать последними. По городу ползли упорные слухи, что журнал находится на грани закрытия - съемочный план на новый год был составлен, но еще не утвержден, дирекция на момент показа кинолетописи находилась в Москве, где решалась судьба уральской кинохроники. Люди, по полжизни отдавшие созданию журнала, летописанию уральской жизни, конечно, надеялись на лучшее. В том числе - Валерий Савчук, проработавший на студии с середины 70-х годов, а в 1987-ом ставший главным редактором кинохроники. До великих потрясений Перестройки было еще довольно далеко и журнал в тот период выходил регулярно - еженедельно.
- Темы первое время комплектовались из работы корпунктов, - вспоминал Валерий Александрович. - Они были по всему региону: в Перми, в Ижевске, в Челябинске, в Уфе. Каждый был хорошо оснащен, обеспечен автотранспортом. Но работали корпункты плохо, содержать их оказалось накладно и в итоге от них отказались. Журнал показывали в кинотеатрах перед основным сеансом. Редкие выпуски выходили в эфир местных телеканалов. Но несколько особо интересных сюжетов показывали и по центральному каналу, во "Взгляде", например.
Это было время громких разоблачений и смелой критики Советской власти. Впервые кинематографисты получили возможность прикасаться к темам, раньше запрещенным. Интерес к документальному кино был невероятно высок. На той волне родилась и идея фестиваля Неигрового кино "Россия", чьи программы и поныне собирают полный зал, а в те годы и вовсе являвшиеся аншлаговыми. Савчук - один из создателей фестиваля:
- Наш киножурнал тоже активно участвовал в фестивальных программах, иногда журнал могли взять целиком, а не только отдельные сюжеты. Приглашались и журналы из других городов.
- "Кинолетопись Урала", - считал Валерий Александрович, - это хроника народной жизни. Она создается, чтобы потомки увидели, как мы выглядели, во что одевались, как двигались и говорили. Но и современнику полезно посмотреть на себя со стороны. Увы, сейчас кинохронику практически нигде не снимают. А видео вряд ли может ее заменить, ведь пленки на телеканалах не хранят, размагничивают. Получается парадоксальная ситуация - найти исторические пленки с Толстым или Гитлером - не проблема, но сложно найти пленку с Ельциным!
Уверенность в необходимости, полезности журнала давала Валерию Савчуку сил верить в лучший исход дела:
- Я чувствую, что у Москвы вновь просыпается интерес к сохранению истории страны. Центр рассматривает разные варианты, как использовать для этого кинохронику. Так, есть идея делать собирательный архив - собирать сюжеты с разных концов России в ежегодный часовой альманах о жизни нашего общества. Вот только где его будут демонстрировать - по региональным телеканалам? в специализированном кинотеатре документального кино? В Риге раньше был такой кинотеатр, где нон-стопом показывали неигровое кино, и в зале всегда были люди! Но такой кинотеатр заранее убыточен и требует государственной поддержки. Другая проблема связана с хранением огромного объема отснятых материалов.
В голосе приемника Савчука на посту главного редактора кинохроники - Дмитрия Евгеньевича Бычкова (он и представлял выпуск журнала в Доме Кино) - тоже отчетливо слышались тревожные нотки:
- Если кинохронику закроют, без работы окажется множество профессионалов - монтажеры, операторы, звукооператоры, режиссеры. Над каждым выпуском киножурнала работает шесть-семь человек, на нашей студии - это всегда самые высокие мастера - звукооператоры Анатолий Громов и Владимир Монастырский, монтажеры Флера Стремякова и Татьяна Верхоглядова, режиссеры Аркадий Морозов и Лидия Котельникова. Их мастерство складывалось, оформлялось годами и будет жаль, если оно перестанет быть востребованным.
Как и Валерий Александрович, Бычков пришел в кино из журналистики. Потому уверенно возражает на утверждение, что киножурнал - лишь подобие телевизионного репортажа, причем, сильно проигрывающее в оперативности:
- Да, киножурнал публицистичен, и это - его главное, если не единственное отличие от "классического" документального кино. В центре выпусков киножурналов - какое-то живое свежее событие. Им может стать визит президента, а может - трагедия в жизни "маленького" человека. Признаюсь, лично мне интереснее "маленький" человек. Главная задача документалистики, в том числе и кинохроники, состоит в том, чтобы вглядеться в лица людей, вырвать каждого из обезличенной толпы и даже официоз показать иначе, чем это делается на телевидении. Даже когда мы снимали приезд Горбачева в Екатеринбург, особое внимание уделяли съемкам каких-то необычных деталей: как засыпают песком масляные лужи в цехах, куда он должен был зайти, как его телохранители эффектно, на бегу захлопывали дверцы машины, в которой сидел бывший президент, как Горбачев во время столпотворения на митинге просил у ОМОНа, теснившего студентов: "Осторожнее!". В телевизионном репортаже вы такого не увидите.
Дмитрий Евгеньевич вспомнил и такой случай. Съемочная киногруппа журнала выехала в Челябинск на освещение какого-то события. И в это время в соседней Оши произошла страшная катастрофа - взорвался газопровод, в эпицентр взрыва попали два поезда, много людей погибло. Свердловские кинематографисты моментально среагировали - бросились к месту трагедии, взяли интервью у очевидцев, многое засняли. В итоге получился полнометражный документальный фильм "Заложники", который рассказывал не просто о конкретном случае, но о стране, живущей в переходный период между одним состоянием и другим.
Такое случается нередко - из коротенького десятиминутного сюжета вырастает полнометражный документальный фильм. И это не казалось чем-то удивительным, ведь на журнале оттачивали мастерство многие известные уральские документалисты. Оттого и силен был страх за его будущее в 2004-ом году. И - как показало время - страх небеспочвенный. Сейчас не слышно, чтобы Свердловская киностудия пополняла киноархив. Взять на себя эту обязанность пыталась частная студия "СНЕГА"- несколько раз объявлялось, что "Большой Урал" (может, и под другим названием) будет сниматься на ее базе. Но - прошли годы, а про новые выпуски киножурнала что-то не слыхать. А даже если их и снимают, то видят их "полтора землекопа" - кинохроника современной жизни никем не востребована. Разве что далекие потомки захотят увидеть киносвидетельства того, как жили на Урале люди в начала 21-го века.
* * * * * * * Поражает умение некоторых людей кратко и остроумно излагать парадоксальные мысли. Особенно славен этим умением Вишневский. Но есть и другие таланты. По гороскопу я сегодня – сволочь. - такое высказывание сделала, например, Ирина Селищева. Другие ее одностишья читайте на сайте odnostishia.ru.
* * * * * * * Часто возникает желание представить себя в каком-то новом наряде. Или заменить мебель в квартире. Но как знать, что эти перемены будут "к лицу" вам и вашему жилья? Программы для виртуального «переодевания» изделий помогают не просто представить, но и увидеть будущие изменения. Качайте на сайте amoterra.com.ua.
* * * * * * * Вы когда-нибудь слышали про Карлоса Вамоса? А ведь этот талантливый человек того заслуживает. Его конек - виртуозная игра на гитаре, поражающая мастерством музыканта. Увидеть и услышать видеоролик, в котором Вамос демонстрирует высокий класс игры, предлагает блог Мангазея (в котором, кстати, есть еще много чего интересного). |
|