блог Антона Каптелова - Поэзия под рев "Катюш" [entries|archive|friends|userinfo]
anthonycaptain

[ website | блог Антона Каптелова ]
[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| Блог Антона Каптелова КиноРаритет Лысые девушки ]

Поэзия под рев "Катюш" [Apr. 7th, 2011|03:39 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry

Фронтовая дорога Маргариты Михайловны Меньшиковой пролегла от Ельца до Полярного круга. Родилась она под Сысертью, в многодетной семье. Мать-крестьянка, сумевшая окончить всего два класса, едва научившаяся писать и читать, уж для детей-то своих желала жизни счастливой и светлой, а потому сделала все возможное, чтобы получили образование и всецело подготовились ко взрослой жизни. Жизнь же, как обычно, преподносила самые тяжелые "сюрпризы".

В 1937 году отец, незадолго до этого перевезший семью в Свердловск, где работал в УПИ, разделил участь многих честных трудяг. В числе других односельчан он был без малейшего объяснения вины препровожден в тюрьму. Остальных членов семьи не тронули, но потребовали покинуть город в течении суток. Мать еще долго ездила из Сысерти в Свердловск, пыталась переправить мужу в застенок скромную передачку. Только в годы Перестройки выяснилось, что зря тратила силы, мужа к тому времени давно не было среди живых. Но и потеряв опору, надежд вырастить детей грамотными мать не оставляла, устроилась работать в колхоз и отправляла одного за другим в негостеприимный город - учиться. Добилась-таки своего - высшее образование получили все шестеро. Но тут грянула новая беда. 

Когда репродуктор голосом Левитана сообщал о начале войны, девушка Маргарита еще числилась учащейся железнодорожного техникума. Вскоре в техникум прибыли студенты из Киева - эвакуированные. Не успела Меньшикова получить удостоверение техника-мостовика, как всем курсом их отправили в разбомбленный Елец. Специалисты по мостам в армии ценились. Так в 1942-ом году девушка, которой не исполнилось еще и двадцати, 
попала на фронт.

Работы было много. Военная ситуация постоянно менялась, советская армия то наступала, высылая технический батальон разыскивать "подарки", оставленные на дорогах фашистскими минерами, то снова теснилась в глубь страны. Техникам-мостовикам приходилось не только восстанавливать мосты, но и разрушать их. Часто случалось, только что отстроенный мост приходилось снова громить собственными зарядами. Горько, обидно, но не ковровую же дорожку противнику по мосту расстилать!  

Технический батальон - часть авангардная. Впереди - разве что разведка проходила. Вся эта возня со взрывчаткой и понтонными переправами - под самым носом у противника, на передовой. 

- Но страха не было, - вспоминает сейчас Маргарита Михайловна, - может из-за безрассудства молодости, а может и времени не было задуматься об опасности. Это быстро стало обычной работой. Восстанавливаешь мост, 
а над головой - огненные полосы и рев. Мне только потом объяснили, что это залпы "Катюш". По-настоящему же страшна была работа саперов нашего батальона. Я бы, наверное, не отважилась так - идти по минному полю со щупом в руке. Каждую мину все равно не найдешь! Сколько ребят на них подрывалось!


К постоянной опасности молодая психика быстро привыкла. Маргарита даже снова, как в мирное время, стала писать стихи, вот только утратили рифмы былую лиричность и темы стали суровее. О войне, о боевых товарищах, 
многие из которых гибли на глазах.

Едва не погибла и Маргарита. Мост под Гомелем при очередном отступлении подлежало взорвать. Все как обычно - заложили заряд и врассыпную. Побежала и Маргарита. И уже на безопасном расстоянии спохватилась, что оставила планшетку с важными документами, да не свою - командира. Рванула назад. "Стой!" - кричат ей. Грохнуло. Тяжелая балка настигла бегущего человека. Очнулась Маргарита уже в госпитале, со страшной трещиной в черепе. 

Война на этом для нее незакончилась, хоть батальон Меньшиковой ушел уже далеко вперед по направлению к 
Берлину. Ее направили в обратную сторону, к Москве, в Павловский Посад на курсы усовершенствования 
командного состава, и спустя шесть месяцев она вернулась на фронт младшим лейтенантом.

Разрушать больше не приходилось - армия двигалась победоносно. Шли по землям Финляндии, Швеции, Норвегии, строя разрушенное. Европа встречала так же сурово, подмораживая непогодой, скалясь недоверием аборигенов. 

- Помню Финляндию: дождь, грязь, дороги узкие, по обеим сторонам - мелкий лес, а оттуда еще "кукушки" стреляют. Это фашисты своих провинившихся к деревьям приковывали и оружие оставляли. Тем терять уж нечего, они до последнего патрона отстреливались. Вот в таких условиях, под обстрелом, приходилось по грязи машины с пантонами толкать. Грязь через сапоги заливает, ноги мерзнут. Я это на себе испытала - толкала вместе со всеми. Когда вышли к границе со Швецией, остановились в горном селении, в заброшенных домах. Интересно за местными было наблюдать - на лыжах даже старушки ездили. В этом финском поселении кто-то ночью зарезалал наших медсестер - Ксению и Галину. Они были подругами, держались всегда вместе. Медсанчасть находилось на отшибе, так никто и не узнал, что там произошло.

Но и тогда Маргарита Меньшикова страха не испытывала - защитники у нее были надежные. Начальник технической 
частью Кривошилов, техник Иванов, инженер Песочинский - три крепких мужика, отважных воина. Скучать тоже не 
давали. Ну вот, один только эпизод: Песочинский оттуда, из Финляндии умудрился съездить на курорт, отдохнуть. Рассказов потом было!

Война - не курорт. К матери с Полярного круга, где встретила победу, Маргарита Михайловна вернулась в 
звании старшего лейтенанта, с трещиной в череп, с ноющими от постоянных холодов ногами, с "подсаженным" 
светом карбидных ламп зрением и язвой желудка от сухого пайка. В сысертском селе Аверино учителей 
почти не осталось, Меньшикова стала преподавать ребятишкам русский и литературу. Ребятишки же спокойным поведением не отличались и вскоре к болячкам, привезенным с войны добавилась гипертония. Школу все-равно не бросила, напротив, паралелльно сама получила образование учителя физики и математики, стала школьным директором. 

В 2001-ом году, когда мы беседовали,
Маргарита Михайловна была в ожидании переезда. Покидать уютную просторную квартиру в Екатеринбурге, которую купила на собственные сбережения, в которой прожила тридцать лет, где умерла мама, ей не хотелось, но так захотели дочери, да она и сама понимала, что для внуков так будет лучшео... 

Квартира стояла пустая. Такой она увидела ее в первый раз. Здесь жила многодетная семья. Соседи уже не 
могли терпеть беготню тринадцати сорванцов, постоянные пьянки их родителей. Властям шли постоянные жалобы и 
решено было квартиру от этого "табора" освободить. Вот только куда денешь? 

- Ребетня ходила оборванная, в квартиру залезали и через дверь, и через окна, постоянно на лифтах катались. Когда я зашла сюда - ужаснулась. По полу мокрые младенцы ползают, из мебели - железные кровати, на которых вместо матрасов и простыней - рванные тряпки. На стене висел портрет Карла Маркса, а вокруг него - куски пластилина налеплены. Когда уже ремонт делала, увидела - это детвора клопов к стене приклеивала. Я купила им в селе самый большой дом, с садом и огородом, корову. Семеро ребятишек как раз пошли в первый класс, помогла купить им форму, ранцы.

Необходимость купить квартиру возникла, когда появился первый внук. Теперь он навещает бабушку - принести что-то из магазина, под руку провести по двору. Младший внук до недавнего времени жил здесь же. Он стал журналистом - как и отец, известный в Екатеринбурге. За Мишу Маргарита Михайловна переживала особо:

- Наступает ему время идти в армию. Честно говоря, я этого не хочу. Разве ж это армия!? Раньше хоть гибли 
за дело, за родину, а теперь за что? А дедовщина? В суровые годы войны делились последним сухарем, а теперь
над молодым солдатом издеваются - из-за безделия, что ли?


Сама она не бездельничает - шьет, читает. И пишет стихи:

Мы все уйдем в немыслимую даль,
Осталось нам совсем уже немного.
Пусть не стоит в глазах твоих печаль
И не страшит последняя дорога.

Мы на земле оставили свой след.
Путей мы легких в жизни не искали
Прошли войну дорогою побед,
И знаки их -- солдатские медали.

А если что-то жизнь не додала,
Иль обошлась с тобой не так, как надо,
Вставай пораньше, есть еще дела.
Они тебе за подвиги награда.


Однополчан Маргариты Меньшиковой в живых почти не осталось. О многих нет известий и в полстрочки. Письмо
от сестры Кривошипова получила. Умер... Сердце...

- Старость - вещь тяжелая. И не в болезнях дело. Сколько всего прошло, сколько воспоимнаний, а все как 
сон, кажется, что и не со мной было...


* * * * * * *
У меня квартира достаточно просторная, но даже в ней я стараюсь ставить раздвижные двери. Они помогают экономить пространство, да к тому же и выглядят современнее "классических". А стеклянные раздвижные двери еще и позволяют сделать квартиру светлее. Заказать такие двери можно у компании «Стеклопластик».

* * * * * * *
Всегда был убежден, что изготовление гитары - процесс очень сложный, требующий особого оборудования и участия многих специалистов "узкого профиля". Но статья на сайте gitarizm.ru убедила, что это не совсем так. В ней рассказывается о том, как сделать электрическую гитару в домашних условиях. Неужели это возможно?! 
 

LinkLeave a comment