Дмитрий Беломестнов
Некоторые животные равнее… 
28th-Aug-2010 06:42 pm


Наконец-то власти Москвы решили отлавливать бродячих псов!

6 августа «Новая газета» сообщила (http://novayagazeta.ru/data/2010/085/00.html): Первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы Петр Бирюков разослал префектам районов документ, утверждающий "Порядок работ по отлову, транспортировке, стерилизации, содержанию в приютах, учету и регистрации безнадзорных и бесхозяйных собак и кошек в городе Москве". Согласно этому документу, в приютах создаются "комиссии из трех человек", которые принимают "решение о целесообразности дальнейшего содержания животного в приюте или его эвтаназии" — для вновь поступивших по завершении 10-дневного карантина, для содержащихся в приюте — в любой период. Если в течение 7 дней после принятия "решения" не поступило «предложений от (частных) приютов и граждан", "животное подвергается эвтаназии"».

В другом материале того же номера «Новой газеты» сказано (http://novayagazeta.ru/data/2010/085/01.html): «Статья 231 ГК РФ четко прописывает порядок приобретения права собственности на безнадзорных животных: "Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животное находилось на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них". Иными словами, что будем делать, если через 5 месяцев и 28 дней явится собственник задержанного животного, благополучно усыпленного в "приюте"? А будем делать вот что: ч. 1 ст. 230 ГК РФ гласит, что "лицо, задержавшее безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику", а ч. 3 определяет, что "лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости". То есть федеральный закон однозначно определил, что ни о какой эвтаназии животных в приютах (тем более в течение 7 дней) не может быть и речи!».

Наверное, 6 месяцев все же слишком большой срок, и его надо сократить. А чтобы по возможности соблюсти права владельцев потерявшихся домашних животных, надо организовать эффективно работающую службу для их поиска в приютах. Должен быть общеизвестный телефонный номер, по которому хозяин пропавшего пса мог бы узнать о судьбе своего любимца.

Я как налогоплательщик готов финансировать отлов бродячих собак, но не содержание приютов — для этого необходим хотя бы небольшой налог с собаковладельцев. Да и благотворители наверняка найдутся.

Ниже — статья, которую я написал в 2007 году и которую отказались принять не только в «Новой газете» (сейчас я отлично понимаю, почему), ИА ПРИМА-News, в котором я тогда работал, но и в некоторых других местах, где время от времени публиковали мои заметки.

Я не раз замечал, что рьяные любители животных к людям относятся хуже (исключая, конечно, себя, любимых!).



НЕКОТОРЫЕ ЖИВОТНЫЕ РАВНЕЕ…

Куда деваться людям от животных и их защитников?



17 февраля в Москве у входа на станцию метро «Менделеевская» открылся памятник собаке. Пес Мальчик был убит там четыре года назад психически неуравновешенной женщиной. Памятник открыт при активном содействии центра защиты прав животных «Вита».

Тем временем в Черемушкинском суде Москвы продолжаются слушания по делу о гибели пса Рыжика. Они сопровождаются пикетами, которые организует центр «Вита».

По сообщениям «Виты», 21 марта 2006 года при входе на станцию метро «Коньково» Борис Суров рукояткой ножа избил собаку, которая затем умерла. Его обвиняют в жестоком обращении с животными, хулиганстве, уничтожении чужого имущества и угрозе убийством. Допустим, все так, как говорят защитники прав животных, и Суров будет осужден. Конечно, за живодерство, да еще в общественном месте, надо наказывать.

Но хотелось бы отделить факты от пропаганды. Центр «Вита» называет происшедшее «убийством», а Сурова «убийцей Рыжика». С обывательской точки зрения — вроде правильно. Однако: а) — приговора еще нет; б) — ст. 245 (ч.1) УК РФ говорит о «жестоком обращении с животными, повлекшем их гибель или увечье», понятия «убийство животного» в УК нет; в) — по сообщению «Виты», пес умер 3 апреля. Если бы погиб человек, речь шла бы о нанесении тяжких телесных повреждений, повлекших смерть. В общем, факты несколько передернуты.

Как и в деле Лидии Поповой, пытавшейся противодействовать отлову бродячих собак. Ее обвиняли в насилии в отношении представителей власти и нанесении им побоев из хулиганских побуждений. Я видел в суде пенсионерку Попову и двух здоровяков-милиционеров. Вряд ли она могла их избить. «Вита» участвовала в защите Поповой, и ее оправдали. Но и у истцов была своя правда. Глава управы «Ростокино» Петр Поволоцкий заявил, что из-за близости к Лосиному острову в этом районе очень много бродячих собак, угрожающих безопасности жителей. Но об этом «Вита» предпочла умолчать.

О пропаганде поборников прав животных стоит сказать подробнее. Одна из выставок, проведенных «Витой», называлась: «Права животных=права человека». Вот так — ни больше, ни меньше. Открывая ее, директор центра Елена Маруева заявила: «Каждую минуту 70 пушных зверей умирают в капканах и на зверофермах ради капризов меховой моды, 54 миллиарда животных в год умирают на скотобойнях, десятки миллионов страдают в лабораториях ради научных экспериментов».

Защитники фауны не говорят, сколько зверей в мире гибнет от зубов и когтей своих «коллег»: это противоречит мифу о том, что в гибели животных обычно виноват человек.

Можно спорить о необходимости массового использования меховой одежды (хотя в холодных странах без меха не обойтись). Но человеку нужны животные белки — это подтверждено учеными. Если же упоминать о том, что одни животные едят мясо других — надо объяснить, почему этого нельзя делать людям. Разумеется, доказать подобное невозможно.

А как быть с домашними хищниками — собаками и кошками? На сайте «Виты» вместо ответа — лукавое утверждение: «это сложный вопрос, который нам приходится решать в результате тех грубых вмешательств в природу, которые человек когда-то осуществил, выделив из природы и приручив 2 диких вида, которые впоследствии оказались зависимыми от него». Получается, они едят мясо, так как человек их приручил, а не потому, что хищники.

И главное. Как понимать заявления о том, что у животных должны быть права, причем такие же, как у людей? Чтобы быть субъектом права, надо хотя бы понимать, что это. Человек отличается от зверя членораздельной речью, мышлением и сознанием. Животное — лишь объект права, который человеческая гуманность защищает от бессмысленной жестокости. Звери не могут понимать, что права неотделимы от обязанностей, а право одного субъекта кончается там, где начинается право другого. Попробуйте объяснить псу, что он не должен посягать на человека. Сплоченный коллектив бродячих шавок не осознает своей ответственности и права других уважать не может. Просто делает, что ему хочется. А что ему хочется — известно. В национальном парке «Лосиный остров» съедена чуть ли не вся охраняемая фауна.

С точки зрения нормального общества идея равенства прав людей и собак — абсурд. В цивилизованных странах власть, охраняя безопасность населения, не допускает, чтобы по улицам бегали беспризорные псы. То есть — ограничивает их свободу.

У нас же собаки кое в чем равноправны с гражданами и даже «равнее». Власти не желают убрать с улиц бродячих псов и сделать невозможным выгул домашних собак без поводков и намордников. Города местами стали собачьими заповедниками, где люди вынуждены считаться с «правами» псов под угрозой здоровью и даже жизни. Фактически власти дают собакам свободу передвижения, вопреки конституции отбирая ее у граждан. Думаю, это — результат не только безразличия российских бюрократов, но и бурной активности борцов за равноправие животных и людей.

Согласно распоряжению правительство Москвы от 19 июля 2001 г. № 403-рзп «О дополнительных мерах по организации и выполнению работ по регулированию численности безнадзорных животных методом стерилизации в г. Москве», «регулирование численности безнадзорных и бродячих животных (кошек и собак) должно учитывать биологические закономерности и социально-нравственные аспекты и отвечать требованиям гуманности и современным технологиям, исключающим убийство животных и жестокое обращение с ними… Основным методом регулирования… признается кастрация (стерилизация) самок с возвращением их на прежнее место обитания». Сами чиновники такое придумать не могли!

Закон может обязать собаковладельцев выгуливать своих питомцев в намордниках, но на бродячих псов их надевать некому. Как известно, собаки кусают не тем местом, которое подвергается стерилизации. Мне все равно, какая собака меня укусит — кастрированная или нет. Помет стерилизованных животных не становится стерильным: в нем — те же яйца глист.

За пять лет «регулирования» собак в Москве меньше не стало. Особенно много их теперь в метро. Я не видел, чтобы работники метрополитена и милиционеры выгоняли псов, ведущих себя по-хозяйски в вестибюлях, на перронах и даже в вагонах! Пассажиров, которым проезд обходится уже в 17 рублей, не спрашивают, хотят ли те платить за «зайцев» с клыками и когтями.

Год назад в средней полосе была суровая зима. Меня буквально убила одна из тогдашних новостей: милиция в период сильных морозов в Москве обещает быть терпимой к бродягам и бездомным животным, которых не будут выгонять из зданий московских вокзалов и железнодорожных станций. Сотрудники транспортной милиции получили необходимый инструктаж о гуманном отношении к бездомным людям и животным, сообщила ИТАР-ТАСС официальный представитель УВД на железнодорожном транспорте Татьяна Агапова.

Дожили! В стране, где — по конституции — «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», людей фактически приравняли к животным. Защитники прав последних могут радоваться. У них иные ценности. На сайте «Виты» есть оправдание изуверских опытов нацистских «врачей» на людях: «Во время 2-ой Мировой войны в концлагерях были получены уникальные научные данные, которые сильно обогатили науку тех лет. Вот только после войны действия тех, кто стоял за этими данными, были почему-то названы злодеяниями, а их самих окрестили преступниками и осудили».

Между прочим, сотрудники центра не предлагают заменить собой бедных зверюшек в вивариях. Есть только невразумительные намеки: «Мы верим, что не за горами то время, когда человек не будет проводить границу между своими и чужими страданиями». Похоже, рассуждения о равноправии людей и животных лично к себе они не относят. Пока «Вита» предлагает студентам для изучения зоологии пользоваться компьютерными программами. Они, разумеется, не бесплатны и не подлежат копированию.

Кстати, о деньгах. Кто дает их защитникам животных? Если организации, защищающие права человека, обычно не скрывают источники своего финансирования, то зайдя на сайт «Виты», я не смог узнать, кто ее спонсор. Зато в разделе «Часто задаваемые вопросы» прочел некий вымышленный диалог:
«Движение в защиту пушных животных имеет экономические мотивы и представляет интересы определенных производителей (например, искусственных мехов).
— Уверяем вас, что нам без разницы, какие альтернативы натуральным мехам предлагаются — драп, искусственный мех, ватин или болонья — лишь бы животных не убивали!».

Всемирное общество защиты животных (WSPA), членом которого является «Вита», тоже умалчивает о том, где берет средства. Но, похоже, денег хватает. Регулярно проводятся выставки, конкурсы типа «Дизайн против мехов» с призами до 5000 долларов. Центр «Вита» оплатил изготовление вышеупомянутого памятника собаке по кличке «Мальчик».

Насколько известно, ни одного памятника людям, в том числе детям, загрызенным псами, в России до сих пор нет. Не знаю, сколько народу в стране ежегодно гибнет по их вине. Однако, по данным, приведенным в телепрограмме «Вести-Москва», за 2006 год в столице собаки покусали 30 тысяч москвичей; число тяжелых травм возросло втрое. Но на сайте «Виты» такие вещи не обсуждаются.

Что ж, каждый занимается своим делом!

Дмитрий БЕЛОМЕСТНОВ

Сайт «Виты», раздел «Часто задаваемые вопросы»: http://www.vita.org.ru/faq.htm
==================

См. также:
Не бей бродячего
Россия: царство бродячих псов
Comments 
28th-Aug-2010 10:48 pm
Мое мнение абсолютно противоположное (в статье, надеюсь, я ясно его высказал).
Я со своим мнением, разумеется, полностью согласен.
Как и со статьей конституции, где сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
И я категорически против того, чтобы за меня решали, что бродячие собаки имеют такое же право на жизнь и свободу, как и я — а власти фактически сделали именно это, позволив бродячим псам свободно бродить по улицам.
Уверен, что если вынести на референдум предложение изменить вышеупомянутую фразу в конституции, чтобы она звучала: «человек и собака, их права и свободы являются высшей ценностью», такое предложение не пройдет.
Вообще, я считаю международно-правовые документы — Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейскую конвенцию и т.д. — вполне достаточными в качестве рамок для национальных правовых систем, а там о собаках ничего не сказано.
This page was loaded Mar 29th 2024, 2:59 pm GMT.