Дмитрий Беломестнов
Recent Entries 
27th-Apr-2017 11:36 pm - А я давно подозревал, что у этого Веллера не все дома
http://news.liga.net/video/world/14741745-skotina_tupaya_rossiyskiy_pisatel_v_efire_vpal_v_isteriku.htm
20th-Apr-2017 10:06 pm - Роскомнадзор объявил законными кадры нацистского фильма. Новость вышла в д.р. Гитлера. Совпадение?
Роскомнадзор счел законными кадры из нацистского фильма на Первом

Фарида Рустамова
Русская служба Би-би-си
20 апреля 2017


Роскомнадзор признал законным использование Первым каналом кадров из фильма времен нацистской Германии о семье Ротшильдов. Об этом говорится в ответе на жалобу бывшего главного редактора газеты РБК Петра Кирьяна, с которым ознакомилась Русская служба Би-би-си.

В сюжете под названием "Ротшильды, загадочные и могущественные. Как они борются за то, чтобы править миром?", показанном в программе "Воскресное время" от 2 апреля, корреспондент Антон Верницкий использовал кадры немецкого фильма времен нацистской Германии "Акции Ротшильдов под Ватерлоо" (1940 год).

Этот фильм был снят режиссером Эрихом Вашнеком для антисемитской пропаганды. "Ротшильдов, несмотря ни на что, в Третьем рейхе не трогали", - сказал автор сюжета и добавил, что Ротшильды, "в отличие от большинства евреев", якобы откупались от гестаповцев.

Кирьян пожаловался в Роскомнадзор на разжигание ненависти. Однако ведомство в своем ответе указало, что, по закону о СМИ, не имеет права влиять на редакционную политику Первого канала.

"Решение вопросов размещения в эфире того или иного проекта, форма подачи, подготовка материалов к выходу в эфир - все это относится исключительно к профессиональной самостоятельности редакции средства массовой информации", - говорится в ответе Роскомнадзора.

В сюжете Первого канала также утверждается, что семья Ротшильдов спонсировала воюющие стороны в различных войнах "с наполеоновских времен", имеет связи с бывшим владельцем нефтяной компании ЮКОС Михаилом Ходорковским и другими российскими олигархами, а также с кандидатом в президенты Франции Эммануэлем Макроном.

Верницкий также обвинил Ротшильдов во влиянии на французскую газету Liberation, британские издания Economist и Daily Telegraph, а также на Би-би-си - по словам журналиста, это делает неисполнительный директор корпорации Маркус Эджиус, родственник семьи Ротшильдов.

Кроме того, Верницкий в своем сюжете назвал Ротшильдов "главными действующими лицами "тайного правительства", уже не одно столетие управляющего всем миром".
7th-Dec-2016 03:51 am - Расследование Das Magazin: как Big Data и пара ученых обеспечили победу Трампу и Brexit
http://theins.ru/politika/38490
14th-Oct-2014 09:26 pm - В эфир вышла новая телепрограмма "Настоящее время"
В эфир вышла новая телепрограмма "Настоящее время"


14.10.2014 19:10

Новая информационная телепрограмма "Настоящее время" на русском языке вышла впервые в эфир во вторник. Она рассчитана на аудиторию в европейских странах – бывших советских республиках.

Программа совместно производится Радио Свободная Европа/Радио Свобода и "Голосом Америки" и выходит в эфир в партнерстве с интернет-порталами в Грузии, Эстонии, Латвии, Литвы, Молдавии и Украине.

Это будет ежедневный 30-минутный выпуск новостей, интервью, репортажей и политической сатиры. Чтобы обеспечить более точное освещение местных событий, зрителям будет предложено содержание, к которому нет доступа на контролируемых государством российских СМИ.

"С началом выпуска этой программы США начинают наступление на циничную кампанию в российских СМИ, которые подпитывают агрессию и насилие на Украине и в других регионах бывшего Советского Союза", – заявил Джефф Шелл, председатель Наблюдательного совета по международному вещанию, который курирует Радио Свобода/Радио Свободная Европа и "Голос Америки".

Подчеркивается, что "Настоящее время" является ответом США на российскую пропаганду внутри и вне России. Программа также рассчитана на зрителей YouTube, читателей новостных порталов и пользователей социальных сетей.
16th-May-2013 06:38 pm - В русскую службу Радио "Свобода" вернулась часть ранее изгнанных сотрудников
Владимир Абарбанель
Кристина Горелик
Анастасия Кириленко
Алексей Кузнецов
Елена Рыковцева
Михаил Соколов
Никита Татарский
Иван Трефилов
Елена Фанайлова
Любовь Чижова

Источник: http://www.svoboda.org/info/staff/298.html
15th-May-2013 09:37 pm - Кризис на Радио «Свобода» ведет к ограничению свободы слова в Центральной Азии
Кризис на Радио «Свобода» ведет к ограничению свободы слова в Центральной Азии

Ассоциация «Права человека в Центральной Азии»
Надежда Атаева
15.05.2013


Исполняющему обязанности Президента Radio Free Europe/Radio Liberty
господину Кевину Клоузу


Господин Кевин Клоуз,
мы обеспокоены ситуацией в службах Радио «Свобода», которые вещают на страны Центральной Азии. В материалах казахской и туркменской служб RFE/RL дублируется информация правительственной прессы. Вдвое сократилось время вещания на коротких волнах на Узбекистан, нарушаются трудовые права корреспондентов казахской и таджикской служб RFE/RL.

Радио «Свобода» (RFE/RL) — это СМИ, которое призвано быть главным проводником демократических ценностей. Но случаи ущемления прав своих сотрудников и отход от международных стандартов свободы СМИ, которые наблюдаются в деятельности некоторых служб Радио «Свобода, вызывают озабоченности журналистского и правозащитного сообщества Центральной Азии.

В начале мая 2013 года был арестован корреспондент RFE/RL в Туркменистане Ровшан Язмухамедов. Как ни странно, вначале руководство туркменской редакции замалчивало факт его ареста. Только через четыре дня, благодаря настойчивости сотрудников, напомнивших директору туркменской службы М.Тахиру о смерти журналистки Мурадовой, последний решился открыто заявить о том, что Язмухамедов арестован.

Наступление на права журналистов происходит и в Таджикистане: таджикскому корреспонденту RFE/RL Абдукаюму Каюмзоду недавно было отказано в аккредитации. Каюмзод 12 лет работал на RFE/RL и имел бессрочный контракт с таджикской службой; заботиться об аккредитации сотрудника обязан работодатель. Но руководство таджикской службы радио в одностороннем порядке расторгло трудовой контракт с Каюмзодом, оставив его на произвол судьбы. Корреспондент обратился в суд за защитой трудовых и профессиональных прав. Это не первый случай: в 2012 году Гульнора Равшан, корреспондент узбекской службы RFE/RL по Таджикистану, из-за отказа в аккредитации и угроз была вынуждена была покинуть страну со своими несовершеннолетними детьми, но руководство соответствующей службы радио не защите прав своего корреспондента. Так как руководство таджикской службы RFE/RL систематически нарушает трудовые права журналистов, шесть медийных организаций и одна политическая партия Таджикистана решили воздержаться от сотрудничества с таджикской службой RFE/RL. Бойкот продолжится до тех пор, пока суд не решит вопрос о восстановлении на работе Абдукаюма Каюмзода.

Анализ материалов казахской службы RFE/RL показывает, что кризис в этой редакции достиг кульминации. С 2008 года она стала вещать преимущественно через Интернет, а теперь эфирное вещание вовсе прекратилось. Инициаторы реформы совершенно не учли то, что в отдаленных районах Казахстана и других стран Центральной Азии нет доступа к Интернету, а порой и электричества. Услуги Интернета недоступны многим, даже в городах.

Материалы казахской редакции не всегда точно отражают обстановку в Казахстане, они не касаются острых политических тем и практически дублируют государственную прессу.
Казахская служба RFE/RL активно сотрудничала с НПО WikiBilim в Астане — организацией, которая за государственный счет ведет казахоязычный раздел Википедии. Это выглядит как циничная политическая реклама авторитарных властей Казахстана. Сотрудничество с "Astana-based NGO WikiBilim" началось сразу после расстрела мирной демонстрации в Жанаозене (Западный Казахстан) в декабре 2011 года. Казахская служба RFE/RL публикует угодные властям материалы, затем казахоязычная Википедия использует их как "достоверные источники".

Казахская редакция систематически замалчивает неудобную для властей Казахстана информацию. Так, она проигнорировала попытку похищения сотрудниками Комитета национальной безопасности Казахстана эмигранта Айнура Курманова на акции протеста в Москве в декабре 2012 года. Зато казахская служба RFE/RL широко освещает официальные правительственные мероприятия и создает положительный образ Нурсултана Назарбаева и его авторитарного режима.

Одновременно подвергаются дискредитации лидеры оппозиции Казахстана. Пример — недавнее интервью с общественным деятелем Булатом Атабаевым («Страх победил смехом» от 3 марта 2013 года) и Карлыгаш Жакияновой («Карлыгаш Жакиянова. Интервью из Бостона» от 6 мая 2013 года).

С 2010 года на сайте казахской службы опубликовано множество материалов, пропагандирующих казахский радикальный национализм и даже шовинизм, открыто оскорбляющих русских, узбеков, уйгуров и китайцев. Например, в заметке «Өзбекстанда қамалған қазақ сотталып кетті» (в переводе на русский язык — «Арестованный в Узбекистане казах осужден») Узбекистан представлен страной, где казахов сажают в тюрьму за то, что они казахи. Фотоиллюстрация не соответствует тексту. Комментарии читателей к этому материалу содержат откровенные оскорбления в адрес узбеков, хотя модератор не должен был этого допускать. Таким образом, редакторы злоупотребляют доверием американского руководства, которое физически не успевает просматривать содержимое сайта.

И это еще не все. Сайт "Новая Свобода" указывает: "Обещания Президента корпорации Радио Свобода Стива Корна завоевать новую аудиторию обернулись гримасами похабной, пошлой, расистской, бульварной прессы. С августа 2012 года на интернет-странице сайта казахской радио службы «Свободы» идет новый видео-проект. На первый взгляд, он выглядит как сатирический обзор неуклюжих любительских видеозаписей или неудачных профессиональных видеоклипов, но на самом деле это издевательство над читателями вебсайта и моралью. Исполнители этого видео-проекта, молодые казахские актеры Нурмахан Муханулы, Нуржан Еркинулы, Абил Есентай, Махамбет Бейбитшилик, основывают свое творчество на пошлости, расизме, гомофобии, пропаганде грязного секса, низкопробной бульварщине".


Господин Кевин Клоуз,
процессы, происходящие на Радио «Свобода» (RFE/RL), затрагивают интересы всех слушателей радио: и одинокой матери узника, и студента, и корреспондента вашего радио, работающего на местах в стране.

В последнее время фундаментальные права граждан в Центральной Азии ущемляются под предлогом "обеспечения глобальной безопасности". Но эта действительно важная проблема прямо связана с правами и свободами человека.

Для аудитории Радио «Свобода» (RFE/RL) доступ к достоверной информации критически важен для того, чтобы она сохраняла доверие к западной, в частности американской, демократии.

Поэтому убедительно просим Вас:
- создать независимую комиссию для изучения положения на казахской, таджикской, туркменской и узбекской службах Радио «Свобода» и объективной оценки степени соблюдения там принципов свободы информации, профессионального права, журналистской этики, устава RFE/RL. Надо выявить на сайтах этих служб RFE/RL материалы, не соответствующие вышеуказанным критериям, для чего необходимо привлечь экспертов, знающих соответствующие языки;
– провести объективное расследование и выяснить, почему проигнорированы многочисленные жалобы сотрудников казахской службы RFE/RL на действия ее директора Едиге Магауина и его заместителя Галыма Бокаша, направленные в том числе бывшему президенту RFE/RL Стивену Корну, в BBG и в специальную постоянно действующую ревизорскую службу Госдепартамента;
– обеспечить трудовые права сотрудников RFE/RL и пересмотреть решения об избирательном увольнении ряда корреспондентов (казахская служба: Саида Калкулова, Назира Даримбет, Сагат Батырхан, Укуляй Бестай, Султанхан Жуссип; таджикская служба: Абдукаюм Каюмзод; туркменская служба: Назар Худайберды, Джахан, Гуванч Гере, Огулжамал Язлиева, Мурат Нургелды);
– обратить внимание на то, что казахская и туркменская службы RFE/RL нередко дублируют сомнительную информацию из официальных источников.

С уважением,

Надежда Атаева, президент Ассоциации "Права человека в Центральной Азии", Франция;

Вячеслав Мамедов, председатель НПО «Демократический Гражданский Союз Туркменистана»;

Нуриддин Каршибоев, председатель Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ), Таджикистан;

Людмила Козловская, президент Фонда «Открытый Диалог», Польша;

Ариф Юнус, кандидат исторических наук, руководитель департамента конфликтологии и миграции Института мира и демократии, эксперт Международной сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, а также Независимого исследовательского совета по миграции стран СНГ и Балтии, эксперт Ассоциации "Права человека в Центральной Азии";

Сергей Игнатьев, представитель Ассоциации "Права человека в Центральной Азии" в США;

Дмитрий Беломестнов, представитель Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» в России;

Динара Хакимова, представитель Ассоциации "Права человека в Центральной Азии" в Швеции;

Алишер Абидов, представитель Ассоциации "Права человека в Центральной Азии" в Норвегии;

Лейла Юнусова, директор Института мира и демократии в Азербайджане, лауреат международной премии имени Теодора Хэкера «За политическое мужество и честность».

*** *** ***
По-английски: http://nadejda-atayeva-en.blogspot.ru/2013/05/crisis-on-radio-liberty-leads-to_15.html
30th-Apr-2013 05:08 pm - Мария Гессен ушла с поста директора Русской службы Радио "Свобода"
Изменения на Радио Свобода

Радио "Свобода"
30.04.2013 16:41


Сегодня Маша Гессен, которая являлась в последние семь месяцев директором Русской службы Радио Свобода/Свободная Европа, приняла решение об уходе с этого поста, чтобы заняться работой над новой книгой.
<…>
Клоуз заявил, что руководство Русской службой будет осуществляться старшими редакторами в штаб-квартире Радио Свобода/Свободная Европа в Праге и в Москве, где только что было открыто новое современное новостное бюро.

Радио Свобода/Свободная Европа – частная, независимая новостная организация, программы которой через радио, интернет и телевидение распространяются в 21 стране, включая Россию, Иран, Ирак, Афганистан, Пакистан и государства Центральной Азии. Оно финансируется Конгрессом США через Совет директоров по вещанию (BBG).
<…>

История вопроса: http://scilla.ru/content/view/4415/2/

=========
Пожалуй, самый удобный способ слушать Радио "Свобода" в прямом эфире через Интернет:
http://www.shoutcast.com/Internet-Radio/svoboda

Как слушать Радио "Свобода"
http://www.svoboda.org/howtolisten/waves.html
8th-Mar-2013 05:46 pm - Русской службе Радио «Свобода» 60 лет. Что дальше?
Русской службе Радио «Свобода» 60 лет. Что дальше?

СЦИЛЛА
Аналитический и новостной сайт ИИЦ Панорама
Дмитрий Беломестнов
08:03:2013 г.


1 марта 1953 года из Мюнхена начала русскоязычное вещание радиостанция «Освобождение», в 1959 году переименованная в Радио "Свобода".

1 марта 2013 года Общество «Мемориал», Московская Хельсинкская группа, Общественный комитет «Радио Свобода в изгнании» провели в Москве, в офисе Партии народной свободы, «Встречу друзей Радио Свобода: 60 лет в борьбе за права человека».

Между тем, в результате кадровых и организационных изменений на радиостанции ее положение драматично как никогда, а будущее неопределенно.

3 июня 2011 года президентом Радио "Свободная Европа" — Радио "Свобода" был назначен Стивен Корн.

Вице-президент по контенту Джулия Рагона, ответственная за нынешнюю реорганизацию Радио "Свобода", до прихода в 2003 году на RFE — RL 7 лет управляла прибыльным бизнесом в России в партнерстве с российским руководством; как считают некоторые, это могло создать конфликт интересов.

Осенью 2012 года директором Русской службы Радио "Свобода" была назначена Мария Гессен, после чего в московском бюро радиостанции началась массовая чистка. По данным бывшего обозревателя "Свободы" Михаила Соколова, была уволена вся московская часть службы новостей. В результате из эфира исчезла сводка новостей в середине часа. Репортеры и ведущие не могут достойно обслуживать текущий информационный эфир, считает Соколов.

Сокращение в московском бюро было очень значительным, при этом была уволена вся интернет-редакция, многие ушли с радио в знак солидарности с изгнанными коллегами. Всего Михаил Соколов насчитал более 40 уволенных. Было объявлено о предстоящем 50-процентном сокращении пражской редакции.

Также Соколов напомнил об увольнении ряда ведущих сотрудников радио в 2004 году.

10 ноября 2012 года была прекращена круглосуточная ретрансляция на средних волнах передач "Свободы", обеспечивавшая устойчивый прием в Москве и пригороде. Руководство радио мотивировало это тем, что с ноября 2012 года закон о СМИ запрещает компаниям с долей иностранного капитала 50% и более быть учредителями теле- и радиоканалов.

Михаил Соколов отметил, что можно было продолжить местное средневолновое вещание путем сотрудничества с российским партнером, но Корн и Рагона не пошли на это.

Практически все языковые службы RFE — RL публикуют на своих интернет-сайтах тексты новостей. Русская служба не делает этого с 12 ноября 2012 года.

Стоит отметить, что резкое падение посещаемости ее сайта стало заметно уже в декабре 2012 года.

Чистки также прошли в Казахской, Туркменской и некоторых других службах Радио "Свободная Европа" — Радио "Свобода".

На состоявшемся 14 декабря 2012 года заседании Совета управляющих вещанием США (BBG) президенту Радио "Свободная Европа" — Радио "Свобода" Стивену Корну было предложено уйти в отставку в течение 45 дней. В вину Корну, в частности, было поставлено то, что решение о массовом увольнении сотрудников Русской службы Радио "Свобода "не было согласовано с членами Совета.

Корн ушел в отставку, и в январе 2013 года президентом Радио "Свободная Европа" — Радио "Свобода" был назначен Кевин Клоуз. Джулия Рагона остаётся на своей должности.

19 февраля 2013 года Кевин Клоуз и заместитель директора Бюро международного вещания (International Broadcasting Bureau, IBB) Джефф Тримбл встретились в Москве с известными российскими политиками, правозащитниками и экспертами, а затем с представителями уволенных сотрудников московского бюро Радио "Свобода".

Один из российских правозащитников, встретившихся с Клоузом и Тримблом, предполагает, что дезорганизация работы русской службы "Свободы" стала результатом российско-американских договоренностей на высшем уровне — так называемой политики перезагрузки. Кроме того, у него сложилось мнение, что после набора новых сотрудников в московское бюро "Свободы" будет трудно найти достаточно вакансий для журналистов, изгнанных оттуда осенью 2012 года.

В прошедшей 1 марта "Встрече друзей" участвовали известные правозащитники и общественные деятели, журналисты, многие бывшие сотрудники русской службы "Свободы", прежде всего ее московского бюро, и некоторые из тех, кто продолжает работать на радиостанции.

В выступлениях присутствовавших и видеообращениях тех, кто не смог прибыть в Москву, было немало воспоминаний об истории "Свободы", много лет предоставляющей слушателям и читателям ее интернет-сайта достоверную и подробную информацию о событиях в Советском Союзе, а теперь в РФ, а также в мире в целом. Многие подчеркивали: поскольку в нынешней России нет демократии и свободы слова, Радио "Свобода" нужно жителям страны не меньше, а даже больше, чем в первые постсоветские годы.

И, разумеется, участники вечера не могли обойти молчанием массовое изгнание сотрудников московского бюро и интернет-редакции и прекращение круглосуточной ретрансляции программ "Свободы" на средних волнах на Москву, население которой давно превысило 10 млн человек, и ее пригород. Один из выступавших также отметил, что в чешском суде обжаловала свое увольнение сотрудница армянской редакции "Свободы", а журналистка, изгнанная из хорватской службы RFE — RL, подала на руководство радиостанции жалобу в Европейский суд по правам человека.

Начиная с осени 2012 года правозащитники и общественные деятели из России и других стран ведут активную кампанию за возвращение в русскую редакцию Радио "Свобода" изгнанных оттуда сотрудников и восстановление нормальной работы радиостанции. Суть кампании, пожалуй, наиболее ярко выразил в своем выступлении на "Вечере друзей" правозащитник Сергей Ковалев: "Поможем американцам принять правильное решение!".

Отвечая на мои вопросы, один из участников вечера — действующий сотрудник "Свободы" — выразил уверенность в том, что Мария Гессен будет уволена.

Другой журналист, работающий на Радио "Свобода", с которым я беседовал на вечере, склонен считать произошедшее с радиостанцией результатом стечения ряда "очень тяжелых обстоятельств", а не американо-российских договоренностей на высоком уровне. Он надеется на смену руководства русской службы.

То, что осенью 2012 года были приняты новые сотрудники, не помешает вернуть уволенных, проблема только в руководстве, считает один из журналистов, изгнанных с Радио "Свобода". Он счел положительным сигналом участие правозащитницы Людмилы Алексеевой, осудившей массовое увольнение сотрудников московского бюро "Свободы", в торжественном собрании, проведенном 1 марта в Вашингтоне руководством RFE — RL.

Но все же никто из опрошенных мною действующих и бывших сотрудников "Свободы" не знает конкретных планов руководства радиостанции.
20th-Feb-2013 11:20 pm - Руководство RFE — RL встретилось в Москве с уволенными журналистами
Руководство RFERL встретилось в Москве с уволенными журналистами

Новая Свобода. 20.02.2013.

19 февраля президент Радио Свободная Европа/Радио Свобода Кевин Клоуз и заместитель директора IBB (International Broadccasting Bureau) Джефф Тримбл, приехавшие в Москву, чтобы разобраться с ситуацией в Русской службе РС, встретились с представителями уволенных сотрудников московского бюро Радио Свобода. Встреча проходила в помещении правозащитного центра «Мемориал» при закрытых дверях. По договоренности сторон запись встречи не велась.

Всем присутствовавшим была предоставлена возможность высказать мнение как о событиях, происходивших на РС, так и о нынешнем состоянии Русской службы.

Бывший обозреватель «Свободы» Марина Тимашева проинформировала Кевина Клоуза, каким образом осуществлялось массовое увольнение сотрудников.

Экс-ведущий программы «Время политики», политический обозреватель Михаил Соколов рассказал о кризисе менеджмента РС.

Бывший главный редактор сайта РС Людмила Телень проанализировала причины нынешнего провала работы интернет-ресурса.

В прошлом региональный редактор РС Владимир Абарбанель поделился нынешним состоянием корреспондентской сети Русской службы.

Бывший технический директор Илья Точкин – соответствующими проблемами московского бюро.

Телевизионный обозреватель, декан факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики Анна Качкаева, покинувшая РС в знак солидарности с уволенными коллегами, обратила внимание присутствовавших на фактическое отсутствие концепции нынешней работы Русской службы.

Подводя итоги 4-часовой встречи, нынешний президент РС высказал крайнюю озабоченность ситуацией в Русской службе, а также намерение использовать весь свой опыт для решения возникшей проблемы, надеясь на всестороннюю помощь со стороны участников разговора.

В этот же день, но несколькими часами ранее, Кевин Клоуз провел многочасовую встречу с известными российскими политиками, правозащитниками и экспертами, на которой шла речь о перспективах вывода из кризиса Русской службы радиостанции. На встрече присутствовали Людмила Алексеева, Сергей Ковалев, Лев Гудков, Лилия Шевцова, Галина Михалева, Гарри Каспаров, Борис Немцов, Александр Черкасов, Ольга Здравомыслова.
1st-Jan-2013 08:05 pm - Президент Радио "Свободная Европа" — Радио "Свобода" Стивен Корн объявил о своей отставке
Президент Радио "Свободная Европа" — Радио "Свобода" Стивен Корн объявил о своей отставке:
http://www.rferl.org/content/pressrelease/24813049.html

Пусть катится и Рагону с Гессен прихватит.
26th-Dec-2012 01:47 am - Президент радиостанции "Свобода" Стивен Корн уволен после развала московской редакции
Президент радиостанции "Свобода" Стивен Корн уволен после развала московской редакции

svobodanew.com
25.12.2012


Президент радиостанций "Свобода" и "Свободная Европа" Стивен Корн уволен после развала работы московской редакции "Свободы". Как сообщил в понедельник в своем сетевом издании вашингтонский журнал "Уорлд афферс", это решение было принято на декабрьском заседании Совета по вещанию, в ведении которого находится весь гражданский государственный аппарат внешнеполитической пропаганды США, включая и РС/ РСЕ. По условиям договоренности, которую журнал называет "секретной" и описывает со ссылкой на "два осведомленных источника", Корну предложено покинуть свой пост в феврале. До тех пор ему запрещено производить какие-либо увольнения во вверенной ему организации. Сам он на просьбу издания об интервью ответил лишь: "Я ухожу в отпуск".

О московском бюро РС в публикации говорится, что то "во всех практических отношениях мертво". Вина за это возлагается и на директора русской службы РС Машу Гессен. Сообщается, что после увольнения ею ведущих сотрудников редакции число посещений русского сайта РС в интернете сократилось примерно втрое.

Член Совета по вещанию посол Виктор Эш заявил "Уорлд афферс", что "на посту человека номер один в РС/РСЕ Стивен Корн вызывал колоссальное разочарование". "Он совершал вопиющие ошибки, кошмарно работал с кадрами и довел до полного развала московский офис", - пояснил высокопоставленный специалист. Во главе РС/РСЕ Корн успел проработать лишь полтора года.

Насколько можно судить со стороны, Вашингтон в целом недоволен в последние годы своей внешнеполитической пропагандой. Сохранение и даже усиление антиамериканских настроений в мире, наблюдавшееся при прежней республиканской администрации Джорджа Буша-младшего, не прекратилось и при президенте-демократе Бараке Обаме. Признавать, что главная причина этого заключается в частом неприятии остальным миром сути их политики, США не хотят. Соответственно они постоянно пытаются найти выход в кадровых и организационных переменах. И на декабрьском заседании, согласно отчету самого Совета, главным пунктом повестки дня был вопрос о введении единоначалия в системе международного вещания США в соответствии с утвержденными ранее планами очередной реформы.

Сейчас в состав Совета входят восемь человек /по четыре от обеих ведущих партий страны/, назначаемые президентом страны. Девятым "по совместительству" с основной работой является госсекретарь США. На декабрьском заседании Хиллари Клинтон представляла ее заместитель по публичной дипломатии Тара Соненшайн.

Как сказано на сайте Совета, в настоящее время ему подведомственны "Голос Америки", РС/РСЕ, Радио "Свободная Азия", Радио и ТВ "Марти" /вещание на Кубу/, радио "Сава" и ТВ "Альхурра" /вещание на Ближний Восток/. Всего вещание по "радио, ТВ, через Интернет и другие СМИ" ведется на 59 языках, недельная аудитория оценивается в 165 млн человек.

itar-tass
===============================

Уволен президент радиостанций "Свобода" и "Свободная Европа"

grani.ru
25.12.2012


Президент радиостанций "Свобода" и "Свободная Европа" Стивен Корн отстранен от должности. Об этом сообщила колумнист вашингтонского журнала World Affairs Джуди Бакрак со ссылкой на информированные источники. Совет управляющих по вопросам вещания (Broadcasting Board of Governors, BBG) при администрации США пока не подтвердил эту информацию. Сам Корн сообщил, что уходит в отпуск.

"На посту человека номер один в РС/РСЕ Стивен Корн вызывал колоссальное разочарование, - заявил изданию член BBG Виктор Эш. - Он совершал вопиющие ошибки, кошмарно работал с кадрами и довел до полного развала московский офис".

По данным World Affairs, решение об увольнении было принято в декабре на закрытом заседании BBG. Корн должен покинуть свой пост в феврале, до этого ему запрещено производить увольнения.

Корн, бывший руководитель CNN, был назначен президентом "Радио Свобода" и "Радио Свободная Европа" в июне 2011 года. Осенью 2012 года русскую службу "Радио Свобода" возглавила Маша Гессен, десятки сотрудников были уволены, концепция проекта полностью изменилась в связи с прекращением эфирного вещания.

На "круглом столе" BBG 13 декабря глава Freedom House Дэвид Крамер заявил, что Корн сделал для "Радио Свобода" больше плохого, чем мог бы сделать Путин. Совет решил провести проверку в московском бюро "Радио Свобода". Комиссию возглавит заместитель директора Международного вещательного бюро (IBB) Джеффри Тримбл.
15th-Dec-2012 06:18 am - Комитет по Международному вещанию США настаивает на возвращении уволенных сотрудников Радио Свобода
Комитет по Международному вещанию США настаивает на возвращении уволенных сотрудников Радио Свобода


Энн Нунан (Ann Noonan) фото - usgbroadcasts.com

svobodanew.com
14.12.2012


На пятничном заседании Совета управляющих вещанием (BBG) исполнительный директор Комитета США по международному вещанию (CUSIB) Энн Нунан (Ann Noonan) призвала руководство RFE/RL к восстановлению на работе уволенных в сентябре этого года сотрудников московского бюро Радио Свобода.

Выступая на открытом заседании BBG г-жа Нунан заявила, что массовое увольнение нескольких десятков сотрудников Русской службы является беспрецедентным шагом против «американской публичной дипломатии и человеческой порядочности». При этом она напомнила слова известной российской правозащитницы, главы Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой о том, что ни президент России Владимир Путин, ни КГБ не смогли причинить вреда Радио Свободная Европа / Радио Свобода больше, чем это сделал президент корпорации Стивен Корн.

В своем коротком заявлении Энн Нунан также обратила внимание членов Совета на то, что из Московского бюро были уволены Белла Калоева и Алексей Кузнецов, продолжавшие, несмотря на ограниченные возможности здоровья, исполнять свои профессиональные обязанности. При этом они были заменены на менее квалифицированных и менее опытных сотрудников.

Исполнительный директор CUSIB сказала также, что увольнение уважаемых журналистов стало причиной резкой смены формата вещания, практического исчезновения новостных и аналитических программ. Это повлекло за собой потерю не только радиоаудитории, но и читателей сайта. Всего за 2 месяца посещаемость интернет-портала Радио Свобода снизилась на 50%.

Между тем члены Совета, заседание которого транслировалось в прямом эфире на сайте www.usgbroadcasts.com, пришли к мнению о необходимости более масштабного изучения ситуации в Русской службе Радио Свобода. Такой мониторинг должен быть проведен до февраля 2013 года под руководством заместителя директора BBG Джеффа Тримбла. Как отмечает usgbroadcasts.com, будущее нынешнего президента RFE/RL Стива Корна остается неясным.

См. также: http://www.svobodanew.com/116/

Нашел здесь: http://amoro1959.livejournal.com/2158724.html


ДОПОЛНЕНИЕ

Как спасти Радио Свобода
("The Heritage Foundation", США)
Ариэль Коэн (Ariel Cohen), Хелле Дэйл (Helle C. Dale)


Цитата:
"Вице-президент по контенту Джулия Рагона (Julia Ragona), ответственная за реорганизацию Радио Свобода, до того имела прибыльный бизнес в сотрудничестве с российскими властями, что, как считают некоторые, могло создать конфликт интересов".


Оригинал: http://www.heritage.org/research/reports/2012/12/how-to-save-radio-liberty
10th-Nov-2012 10:44 pm - В связи с разгромом Радио "Свобода"
О принципиальности

Александр Галич


Я запер дверь (ищи-свищи!),
Сижу, молю неистово:
- Поговори, поклевещи,
Родной ты мой, транзисторный!

По глобусу, как школьник,
Ищу в эфире путь:
- Товарищ мистер Гольдберг,
Скажи хоть что-нибудь!..

Поклевещи! Поговори! -
Молю, ладони потные.
Но от зари и до зари
Одни глушилки подлые!

Молчит товарищ Гольдберг,
Не слышно Би-би-си,
И только песня Сольвейг
Гремит по всей Руси!

Я отпер дверь, открыл окно,
Я проклял небо с сушею -
И до рассвета все равно
Сижу - глушилки слушаю!

Декабрь 1970
9th-Nov-2012 01:20 am - Расписание вещания Радио "Свобода" на коротких волнах
Короткие волны (КВ, SW) — время московское

Частоты____Время вещания
31м_9520____07:00 — 10:00
41м_7425____07:00 — 11:00
16м_17770___07:00 — 11:00
19м_15205___10:00 — 11:00
31м_9360____12:00 — 14:00
25м_11705___12:00 — 14:00
31м_9360____16:00 — 18:00
19м_15130___16:00 — 20:00
25м_11995___18:00 — 19:00
31м_9515____18:00 — 20:00
49м_5930____20:00 — 21:00
25м_12060___20:00 — 21:00
25м_11850___20:00 — 22:00
31м_9540____21:00 — 22:00
31м_9405____21:00 — 00:00
41м_7220____22:00 — 23:00
41м_7235____23:00 — 01:00
49м_5885____00:00 — 01:00


С 10 ноября 2012 года Радио "Свобода" прекращает круглосуточное вещание на средних волнах в Москве.

Вот отрывок из интервью Михаила Соколова, до увольнения со "Свободы" — одного из ведущих сотрудников радио:

"– Вы сказали мне, что считаете, что можно было сохранить вещание «Радио Свобода» даже после 10 ноября этого года. Каким образом?

– Конечно, можно. Как только появился проект закона, а потом и сам закон, поправки в закон о СМИ, которые запрещают владельцу СМИ с иностранным капиталом быть вещателем в России, мы сами, рядовые сотрудники, пытались спасти вещание. По закону, который вступает в силу в ноябре, доля иностранного участия должна быть не больше 48%. И когда сейчас говорят, что «Свобода» из-за изменения закона прекращает вещание на средних волнах, это не вся правда. На самом деле формально прекращает вещание фирма-ретранслятор, которая была создана в России, со стопроцентным участием «Радио Свобода». И так как это не само «Радио Свобода», не средство массовой информации, а фирма, состоящая из одного директора и просто ретранслирующая вещание станции, то для продолжения вещания можно было в нее пустить партнера, который не влиял бы на редакционную политику. Например, «Новую газету».

– Вы говорите «например». Это значит, что вы его нашли и договорились с главным редактором Дмитрием Муратовым?

– Спросите Муратова. Я бы сказал, что да. Я так понял Муратова, что да. Мы не раз с ним об этом говорили. (Позже в беседе с корреспондентом Slon Муратов подтвердил слова Соколова. «Руководство «Радио Свобода» само нам это предлагало, – сказал главный редактор «Новой газеты». – Более того, речь шла еще об одной частоте [совладельца «Новой» Александра] Лебедева, в FM-диапазоне, которая могла бы быть передана «Радио Свобода» бескорыстно. И этот вопрос с вашингтонским руководством радио обсуждался мною лично». – Slon)

– Но почему этого не случилось?

– Я лично организовал весной 2012 года встречу Лебедева и Муратова с нынешним руководством «Радио Свобода» – президентом Корном и вице-президентом Рагоной. На встречах не присутствовал, что там говорилось, не знаю, но знаю, что было решено продолжить переговоры. Но никакого продолжения не было. Они просто не отвечали на письма Муратова. Надо спросить Джулию Рагону почему.

Но и на «Новой газете», Лебедеве или Муратове свет клином не сошелся. Можно было сделать партнером общество «Мемориал», например, или еще какую-то организацию или физическое лицо с устойчивой приличной репутацией. В общем, юристы знают массу способов, как организуются подобные схемы – абсолютно легально, в рамках законодательства. Хочу дать вам важную информацию. Ни одно из многочисленных иностранных СМИ, легально видимых или слышимых ныне в России, не имеет лицензии. Их вещают российские лицензиаты, официально вписывая ретрансляцию данного ино-СМИ в свою концепцию вещания. Тоже выход.

Чтобы сказать, почему и этого не было сделано, почему они не приняли разумное решение, надо залезть в мозги американских менеджеров и думать за них. Думаю, они считали, что вещание на средних волнах – устаревшее, никому не нужное. Хотя у нас на средних волнах рейтинг был в 2012 году выше, чем, например, у вещающей на FM радиостанции «Комсомольской правды»".
29th-Oct-2012 10:24 pm - Массовое увольнение сотрудников Казахской редакции Радио "Свободная Европа" —"Радио Свобода" в Праге
Написала @Saida Kalkulova

Привет всем бывшим и работающим журналистам Радио Свобода!
Меня зовут Саида Калкулова. Я бывшая сотрудница Казахской редакции Радио Свободная Европа/Радио Свобода в Праге. Четыре месяца назад, я и трое моих коллег, также как и журналисты русской службы были уволены в одночасье и выведены из здания Радио в сопровождении охранников. Это половина редакции. Жуткое зрелище! Не для слабонервных.
Я проработала на Радио 7,5 лет. Вначале бродкастером, а затем и в других платформах, в том числе во всех мультимедиа-проектах. И, как говорится, атмосферу на Радио знаю изнутри. А она всегда была непростой, но с приходом Стива Корна – стала невыносимой. При Стиве Корне невозможно решать вопросы цивилизованно. Как только журналист поднимает вопрос, и если этот вопрос не нравится менеджменту, или лично президенту, его тут же начинают жестоко преследовать. А если журналист пытается выяснить причину такого отношения, то его просто увольняют. Благо у них хватает предлогов: реструктуризация, сокращение бюджета, изменение редакционной политики и прочее. И такие подходы применяются только в отношении журналистов, которые обладают независимым характером.
Я долго не могла понять, почему руководство Радио так поступает с журналистами, как автократы со своим народом? Почему они не пытаются выяснить истину или хотя бы поговорить с журналистом? И не могла найти ответа. Но вот некоторые бывшие журналисты русской службы обратили внимание на то, что ни Стив Корн, ни Джулия Рагона – по профессии не журналисты. Может в этом кроется причина их непрофессионального подхода в решении вопросов? Может они боятся журналистов, что могут проиграть им в дискуссии, то есть комплексуют перед нами? И им легче силовым методом прикрыть свою несостоятельность?
Как бы там ни было, но то, что топ-менеджмент Радио избегает честной дискуссии, боятся как огня свободы слова – в этом я убедилась на собственном опыте. Весь комизм ситуации в том, что эти люди возглавляют «Радио Свобода» - миссией которой является продвижение демократических ценностей в мире. Абсурд!
Два слова о своей истории и о ситуации в Казахской редакции – Радио Азаттык.
Директор Казахской службы в последнее время стал насаждать в редакции трайбализм, непотизм, фаворитизм, систематически нарушать редакционную политику, использовать финансовые ресурсы редакции не по назначению. А чтобы никто не посмел его критиковать (или не дай бог, выведет на чистую воду!), стал увольнять и преследовать независимых журналистов. Я и двое моих коллег выступили против феодальных замашек директора.
Первым написала письмо на имя руководства и коллегам я. Это было в конце февраля этого года. (Кому будет интересно, могу отправить). На следующий день меня вызвали в отдел кадров. Если в своем письме я просто поднимала вопросы, при этом в очень деликатной форме, то при встрече с сотрудниками отдела кадров я все подкрепила фактами и документами. Была уверена, что менеджмент объективно займется изучением вопроса, и вынесет мудрое и справедливое решение. Не тут то было. Уже на следующий день на мою голову за подписью регионального директора было обрушено письмо, где он обвинил меня в клевете, и что, якобы, ни один из фактов моего письма при проверке не подтвердился. Письмо регионального директора было грубым и циничным. Директор, получив поддержку от менеджмента, стал жестоко меня преследовать. Я была в шоке. Заболела. Только через неделю пришла в себя. Тогда я засела за другое письмо. Я поняла, что с этими людьми невозможно вести цивилизованный диалог. Тогда я пошла в открытую.
Во втором письме я привела около двадцати фактов нарушений со стороны директора. И все подкрепила документами, ссылками на документы, свидетельскими показаниями. После моего второго письма, настала очередь менеджмента попасть в состояние ступора. Они были в шоке. В течение трех с половиной месяцев они не знали, как ответить на мое второе письмо. А все потому, что они испугались за себя. Потому что топ-менеджмент понимал, что тоже несет ответственность за все те нарушения, что допустил директор Казахского сервиса. И им было выгодно, все затушевать, скрыть. То есть любыми путями защитить своего ставленника, а мне заткнуть рот.
Тогда они перешли к новой тактике: топ-менеджмент стал со мной заигрывать, а параллельно копить против меня компромат, развязав при этом руки директора против меня. Три с половиной месяца мой директор жестоко преследовал меня, а менеджмент искал повода, чтобы уволить меня. Но никак не могли этого сделать, потому что я работала безупречно. Я была единственной в сервисе кто писал и вел программы на двух языках – на казахском и русском, и переводила с английского.
В начале июня в Прагу, к нам в корпорацию, приехали члены BBG, которые контролируют деятельность Радио Свобода. 7 июня я выступила перед членами BBG, требуя создать независимую комиссию по делу Казахского сервиса. Это сильно не понравилось Стиву Корну. Хотя за два дня до этой встречи, Стив Корн отправил всем сотрудникам Радио сообщение, где настоятельно просил принять участие во встрече и задавать членам BBG любые вопросы.
25 июня, после настойчивых требований, я наконец-то получила ответ на свою официальную жалобу от 9 марта за подписью вице-президента, главного юриста корпорации Дейла Кохана, где он в конце написал, что если я недовольна ответом, то теперь, в порядке процедуры могу обратиться к президенту корпорации Стиву Корну. Однако, в тот же день после обеда я была неожиданно уволена самим Дейлом Коханом. Стив Корн в это время благополучно находился в США. Почему так произошло? Почему Дейл Кохан ответив на мое письмо утром, уволил после обеда?

Я думаю, ответ кроется вот в чем: Кохан не ответил ни на один вопрос, который я подняла в письме. Это была откровенная отписка. Скорее всего, когда Стив Корн прочел ответ Кохана на мое письмо, то понял, что они попали в ловушку, которую сами себе устроили, защищая нечестного директора Казахского сервиса. Тогда был принят метод Корна: возмутителя спокойствия убрать с глаз долой!
Вот тактика работы сегодняшних руководителей в корпорации Радио Свобода. Уволили меня и трех моих коллег без предупреждения. Двое из них тоже писали жалобу на неправомерные действия директора. А одного, фаворита директора, уволили ради баланса.
Уже, будучи уволенной, я написала большое письмо Стиву Корну, где рассказала о многих грязных историях (не рядовые сплетни, а касающиеся редакционной политики) происходящих в Казахском сервисе, и в котором, местами замешан и топ-менеджмент Радио. Стив Корн ответил мне большим пространным письмом, где, как и Дейл Кохан, он так и не ответил на прямо поставленные вопросы. Это была очередной отпиской чистейшей воды.
Я единственная из уволенных, которая отказалась подписать документ Радио, что не имею к ним претензии. Из-за этого, вот уже четыре месяца, как они не выдают моих законных денег. Более того, не хотят мне оплатить расходы по перевозку вещей, оговоренных в контракте, когда меня принимали на работу в 2005 году.
Пройдя все этапы борьбы в стенах Радио, я добралась до BBG. Теперь жду ответа от них. Я уже ничему не верю. Не верю, что добьюсь Правды, но и остановиться не могу. Беспредел был еще тот. Я здесь рассказала только двадцатую часть историю моей борьбы.
Что будет дальше, я не знаю.

Нашел здесь: http://mladovesti.livejournal.com/731208.html
4th-Oct-2012 06:54 pm - Что проиcходит со «Свободой», или Вашингтон не выходит на связь
Что проиcходит со «Свободой», или Вашингтон не выходит на связь

Наталия Ростова
slon.ru
03.10.2012


О грядущих планах развивать мультимедийность «Радио Свобода» Маша Гессен, тогда официально еще не начавшая работать руководителем станции, в интервью Slon говорила еще 17 сентября. Однако никто и предположить не мог, какой вслед за этим последует скандал с увольнением не только интернет-редакции, но и большинства московских сотрудников станции. По некоторым оценкам, уволены до 80 процентов, а вот политический журналист «Свободы» Михаил Соколов насчитал около 50 творческих сотрудников, которые лишились работы или ушли с радио в знак солидарности с ними, и 12 – среди остающихся. (Интервью с Соколовым можно прочитать здесь.)

Маша Гессен консультировала «Радио Свобода» в течение последнего полугода и согласилась стать новым директором русской службы с 1 октября (президент радио Стивен Корн во внутреннем письме сотрудникам назвал ее приход невероятной удачей). После того как во время массовых сентябрьских увольнений она заявила о своей непричастности к ним, сначала на своей открытой странице в Facebook, а затем подтвердила эту позицию и в СМИ, Slon попытался найти того, кто бы смог взять на себя ответственность за нынешний локаут.

Поиски привели в Вашингтон. Джефф Тримбл, когда-то бывший директором станции, а сейчас занимающий должность заместителя директора государственного агентства BBG (US Broadcasting Board of Governors, американский совет управляющих вещанием. – Slon), через которое и происходит финансирование «Радио Свобода», от интервью отказался и посоветовал обратиться к руководству станции. Slon уже работал над этим.

Первая просьба об интервью была отправлена 21 сентября. Президент Стив Корн был недоступен, а вице-президент Джулия Рагона назначила интервью на 25 сентября. В тот день она попросила перенести его – на несколько часов или, предпочтительнее, на следующий день. Slon пошел навстречу. В назначенное время корреспондент только было начала задавать вопрос о происходящем – о том, что ни команды, ни концепции «Радио Свобода», ни формы ее распространения теперь уже в России не будет, как начались проблемы со связью – журналист Slon слышала госпожу Рагону, а она – нет. Одновременно с этим вице-президенту станции срочно понадобилось заняться другими делами, и она попросила завершить разговор. Даже после этого руководство отдела коммуникаций «Свободы» все же сочло необходимым убедить госпожу Рагону уделить Slon полчаса. Окно в очень занятом графике вице-президента было найдено, но ровно в назначенное время, уже 27 сентября, корреспонденту последовал звонок – с извинениями за то, что интервью отменяется. Совсем, без объяснения причин.

Любопытно, что именно в это утро стало известно о письме семи российских правозащитников в адрес сенатора Бенджамина Кардина и госсекретаря Хиллари Клинтон. Они выражали возмущение произошедшими на станции событиями, отмечая, что «никакому КГБ не удалось навредить имиджу радио, да и США в России так, как это сделали американские менеджеры – президент «РС» Стив Корн и вице-президент Джулия Рагона». 1 октября госпожа Рагона на это обвинение ответила заявлением о плохой информированности правозащитников. Однако вновь отказалась обсуждать суть произошедшего.

Американское руководство радио считает возможным отделаться парой заявлений, но не спешит объясниться не только с журналистами, правозащитниками, но и со своей аудиторией, которая достигает 150 000 человек ежедневно. Скандальная ситуация, которая все больше и больше начинает обсуждаться в СМИ по обе стороны океана, напоминает собой только разгон журнала «Итоги» в 2001 году, где по иронии судьбы трудилась и Маша Гессен. В поддержку уволенных журналистов уже выступили российские политики – Михаил Горбачев, Владимир Милов, Владимир Рыжков. Общество «Мемориал» отправило на рассмотрение конгрессменам письмо с просьбой обратить внимание на происходящее на станции и пожеланием следовать американской традиции, чтобы сохранить, как говорится в письме, очень важную роль радиостанции, которую она играла десятилетия.

Бурлят и социальные сети, в том числе благодаря новому директору, которая грозит в Facebook судом то колумнисту Виктору Шендеровичу с редактором издания ej.ru Александром Рыклиным, опубликовавшим односторонний взгляд на события (Рыклин извинился), то «Новой газете», предоставившей слово лишь уволенным Людмиле Телень и Елене Рыковцевой. Однако в новостях станции происходящему вокруг нее нет отражения. На сайте «Свободы», например, содержится только жизнерадостное заявление президента Стива Корна, а о письме правозащитников, как и ответе на него, там нет ни слова. Это бросается в глаза не только из-за противоречия западным стандартам СМИ, которые стараются объективно освещать и скандалы, в которые оказались сами вовлечены, но и прежней редакционной политике радиостанции, которая к взглядам именно этих людей традиционно прислушивалась.

Несколько распространенных цитат начальства – о «новой стратегии» станции и закрытии вещания на средних волнах в связи с поправками в закон о СМИ, которые вступили в действие год назад и позволяли вещать «Свободе» без изменений как иностранному вещателю еще год, не дают ответов на крайне существенные для жизни станции вопросы. До сих пор неизвестно, какова новая концепция «Свободы», в каком виде и на каких именно платформах должна находить станцию преданная ей аудитория, нужна ли она новому руководству или ставка была сделана на новую. Не названо причин, почему в одночасье было нужно увольнять, да еще и силовыми методами – с привлечением охраны и отбиранием пропусков, ту редакцию, которая аудиторию и создавала, и удерживала многие годы, и чем руководство не устраивали люди, профессионализм которых доказывался многолетней работой в эфире. Даже если принять версию о 10 ноября как единственную, то нет объяснений тому, почему увольнение редакции произошло в конце сентября, когда в запасе есть еще больше месяца. Пока неясно, кто вместо уволенных журналистов будет работать на «Свободе», да и будет ли это радио. Любопытно также, почему главный офис редакции, руководство которой обвиняет во многих грехах режим Путина, переносится в Москву, где ее положение может оказаться более хрупким, чем в Праге. Не говоря уже о том, что не получено ответа на вопрос, почему были отброшены варианты сотрудничества с российскими партнерами, о которых в интервью Slon говорит Михаил Соколов и подтверждает главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов.

На сегодня очевидно только одно – от контента «Свободы», от способа его распространения, от расположения центрального офиса, от журналистов и от их аудитории решено было отказаться. И ответственных за это нет не только в Москве с ее авторитарным Путиным, но и в Вашингтоне, с его традиционными демократическими ценностями.

***
Наталия Ростова находится в США благодаря программе имени Галины Старовойтовой при Институте Кеннана.
3rd-Oct-2012 10:05 pm - Соколов про «Радио Свобода»: «Не так уж это и сложно – указы президента писать». Часть 1
Соколов про «Радио Свобода»: «Не так уж это и сложно – указы президента писать»

Наталия Ростова
slon.ru
03.10.2012



Михаил Соколов. ©svobodanews.ru

Часть 1

В московском офисе «Радио Свобода» до последнего времени оставался человек, который проработал на станции двадцать два года – с момента, когда станцию глушить уже перестали, а августовский путч 1991 года еще не случился. Это политический обозреватель Михаил Соколов. Именно путчу, позиции, занятой тогда радиостанцией, и лично Соколову, тогда внештатнику, «Свобода» обязана своей легализацией в России. Тогда, в 1991-м, он своей рукой написал указ, который 27 августа подписал Борис Ельцин, предоставив радиостанции право вещать в России свободно.

Уволенный сейчас, как и большинство сотрудников «Радио Свобода», Соколов в отличие от американского руководства станции считает, что у нее оставались легальные возможности сохранить радиовещание, и не только на московских средних волнах, с которыми станция готова распрощаться с 10 ноября, но даже и получить FM-частоту. В интервью Slon он рассказал о предлагавшихся для этого юридических схемах.

Кроме того, он поделился воспоминаниями об основных событиях из жизни радио: о том, как появился указ президента, как «Свобода» переживала скандальное похищение корреспондента Андрея Бабицкого и как пространство вещания радиостанции схлопывалось в России не только из-за режима Путина, но и некоторых радионачальников.

– Вы сказали мне, что считаете, что можно было сохранить вещание «Радио Свобода» даже после 10 ноября этого года. Каким образом?

– Конечно, можно. Как только появился проект закона, а потом и сам закон, поправки в закон о СМИ, которые запрещают владельцу СМИ с иностранным капиталом быть вещателем в России, мы сами, рядовые сотрудники, пытались спасти вещание. По закону, который вступает в силу в ноябре, доля иностранного участия должна быть не больше 48%. И когда сейчас говорят, что «Свобода» из-за изменения закона прекращает вещание на средних волнах, это не вся правда. На самом деле формально прекращает вещание фирма-ретранслятор, которая была создана в России, со стопроцентным участием «Радио Свобода». И так как это не само «Радио Свобода», не средство массовой информации, а фирма, состоящая из одного директора и просто ретранслирующая вещание станции, то для продолжения вещания можно было в нее пустить партнера, который не влиял бы на редакционную политику. Например, «Новую газету».

– Вы говорите «например». Это значит, что вы его нашли и договорились с главным редактором Дмитрием Муратовым?

– Спросите Муратова. Я бы сказал, что да. Я так понял Муратова, что да. Мы не раз с ним об этом говорили. (Позже в беседе с корреспондентом Slon Муратов подтвердил слова Соколова. «Руководство «Радио Свобода» само нам это предлагало, – сказал главный редактор «Новой газеты». – Более того, речь шла еще об одной частоте [совладельца «Новой» Александра] Лебедева, в FM-диапазоне, которая могла бы быть передана «Радио Свобода» бескорыстно. И этот вопрос с вашингтонским руководством радио обсуждался мною лично». – Slon)

– Но почему этого не случилось?

– Я лично организовал весной 2012 года встречу Лебедева и Муратова с нынешним руководством «Радио Свобода» – президентом Корном и вице-президентом Рагоной. На встречах не присутствовал, что там говорилось, не знаю, но знаю, что было решено продолжить переговоры. Но никакого продолжения не было. Они просто не отвечали на письма Муратова. Надо спросить Джулию Рагону почему.

Но и на «Новой газете», Лебедеве или Муратове свет клином не сошелся. Можно было сделать партнером общество «Мемориал», например, или еще какую-то организацию или  физическое лицо с устойчивой приличной репутацией. В общем, юристы знают массу способов, как организуются подобные схемы – абсолютно легально, в рамках законодательства. Хочу дать вам важную информацию. Ни одно из многочисленных иностранных СМИ, легально видимых или слышимых ныне в России, не имеет лицензии. Их вещают российские лицензиаты, официально вписывая ретрансляцию данного ино-СМИ в свою концепцию вещания. Тоже выход.

Чтобы сказать, почему и этого не было сделано, почему они не приняли разумное решение, надо залезть в мозги американских менеджеров и думать за них. Думаю, они считали, что вещание на средних волнах – устаревшее, никому не нужное. Хотя у нас на средних волнах рейтинг был в 2012 году выше, чем, например, у вещающей на FM радиостанции «Комсомольской правды». Вещание на коротких волнах тоже не эффективно, оно дороже, но оно записано в законе о вещании «Радио Свобода».

Может, они полагали, что надо переключиться на интернет. Но мы это и так делали. Аудитория читателей и слушателей сайта благодаря профессиональной работе радиожурналистов и команд сначала Кати Пархоменко, а потом Люды Телень резко выросла. Особенно благодаря прямым видеотрансляциям митингов 2011–2012 годов и суда над Ходорковским.

Но я считаю, что бюрократы хотят провернуть несложную, но выгодную операцию – обвинить режим Владимира Путина в том, что он отнял у «Свободы» средние волны, под это дело открыть новый мультимедиапроект, объявить его сверхсовременным, эффективным средством, которое принесет «Радио Свобода» популярность (у молодежи в особенности) и гигантские рейтинги, и на этом сделать карьеру (в лучшем варианте) или выиграть время (в худшем). В последнем случае – не отвечать за то, что радио разрушается, избавить себя на пару лет от проверок BBG, Конгресса: «Мы в процессе перестройки. Завтра будет результат!» Теперь на любые вопросы из Вашингтона, из Конгресса и BBG можно отвечать, что радио провело невероятную реорганизацию, открыло новый офис, купило минимум на миллион долларов новое оборудование, и теперь нас не надо трогать полтора-два года, пока мы не достигнем невероятных результатов. Но я в подобные чудеса, немыслимые при отсутствии больших инвестиций в развитие мультимедиапроекта, не верю.

–А такие проверки BBG часто имеют место?

– У BBG на сайте есть отчеты за каждый год. Они приезжают, анализируют, это их работа как агентства, которое контролирует деятельность всех [американских] радио- и телестанций, которые живут на гранты для иновещания. Последний отчет – очень позитивный для русской службы: отмечены успехи по ретрансляциям митингов и демонстраций, значительных событий в России (как суд над Ходорковским), профессиональные качества отмечены, работа в интернете оценена позитивно, говорится о перспективе перехода на спутниковое вещание. И, как я это понимаю, говорится об эволюционном развитии в уходе от устаревших форм, если у нас нет FM-частоты.

- Мы как Slon пытались связаться с госпожой Рагоной, и до сих пор это не удалось. Я хочу понять, и, может, вы это знаете, почему все-таки уволена почти вся московская редакция? Даже если она уволена в связи с реорганизацией, то ведь радио перестает вещать только в ноябре?

– Во-первых, радио не перестает вещать на коротких волнах, и кто-то все равно должен будет и после 10 ноября делать передачи для коротких волн. В американском законе, который был принят во время очередной реорганизации радио, четко оговорено время вещания «Свободы» для России – 13 часов в день. Для того чтобы изменить положение, нужно изменить закон, и дело это непростое. Этим толком никто не занимался, хотя в принципе может, стоило бы – если бы великий юрист Корн, например, занялся лоббизмом поправок в закон, можно было бы сэкономить, чтобы деньги, которые направляются на короткие волны, были бы направлены на развитие интернет-проектов. Все бы это поняли – в Конгрессе, в России, где угодно. Это было бы оптимальное решение – раскрутка сайтов ведь тоже стоит денег. Этого не сделано, и «Радио Свобода» все равно должно пока продолжать вещать 13 часов в день на коротких волнах для всей России. Cейчас этот эфир все больше и больше занимают повторами старых передач…

– Больше у вас нет никаких лицензий на территории России?

– Нет. Петербургскую лицензию чиновники «Радио Свобода» сдали сами, а сейчас сдадут точно так же – сами (подчеркиваю – сами) – средневолновую лицензию в Москве. У нас была средневолновая частота в Петербурге, на которой «Свобода» вещала так же, как в Москве. Люди ее слушали, сигнал был особенно хороший в Ленинградской области. В 2007 году, в разгар конфликтов с Кремлем, к руководству радио обратился господин Олег Руднов, владелец радио «Балтика», друг Путина, и предложил свои услуги по ретрансляции сигнала в Питере в УКВ-диапазоне, у него была лишняя лицензия. Американские менеджеры страшно обрадовались: «О, друг Путина! Значит, разрешили! Мы заключим контракт, конечно, заплатим много денег, и Руднов нас будет ретранслировать на УКВ». Мы в Москве пытались им объяснить, что нельзя прекращать наше вещание на средних волнах в обмен на контракт с частной радиостанцией, которая может оказаться уязвимой. Но никто нас не послушал, как и русскую службу в целом, и средневолновую лицензию сдали. Госпожа Рагона так решила. Просто отказались от вещания в Питере на средних волнах. Олег Руднов ретранслировал «Свободу» очень недолго, а потом без объяснений отключил вещание. Кинул, как мы и предсказывали. Простая такая гэбэшная комбинация. В результате мы сами, по глупости начальства, потеряли лицензию на вещание на средних волнах в Санкт-Петербурге и ничего взамен не получили. Таких странных историй было много. Это говорит о квалификации нынешнего менеджмента «Радио Свобода».

А с точки зрения пропаганды и пиара Корн и Рагона могли бы сейчас поступить более разумно – продолжать вещание и после 10 ноября, получить предупреждение, объявить, что власти России требуют от «Свободы» прекратить вещание в России, а потом уже на волне скандала, прикрывшись «злодеем Путиным», проводить реорганизацию. О таком плане Рагона говорила на собрании коллектива Московского бюро весной: «Вещаем на средних волнах до первого предупреждения или отключения передатчика». Я так ее понял. Потом, видимо, они решили действовать по-другому, тупо сдаваться…

– Но это что, это попытка, может, договориться с российскими властями? Не ухудшать отношения?

– Я не понимаю. О чем и зачем можно договариваться, если «Свобода» будет только в интернете? FM им все равно Кремль не даст, даже после теплой встречи Маши Гессен с Путиным. К тому же теперь выходить в гипотетический FM-эфир после разгона коллектива уже будет не с кем и не с чем. Вот, к примеру, запишут корреспондента в «кремлевский пул». Это успех? Что эти «эксклюзивные возможности» на самом деле ничего не дают, хорошо видно по репортажам уважаемого Андрея Колесникова. Или что, Гессен будет ходить на планерки главных редакторов российских СМИ в администрацию [президента] и получать указания? Это невозможно себе представить даже при нынешних руководителях. Ну, запишут ее в «Валдайский клуб», прокатят на пароходе в компании вербуемых иностранцев и политологов в штатском, накормят икрой до отвала, будет она раз в год общаться с Владимиром Владимировичем Путиным в Сочи. Или получит право задать (чаще всего согласованный) вопрос на кремлевской пресс-конференции. Это уже было. И что это даст радио? Немного больше информации (или дезинформации) в обмен на потерю лица?

Я не вижу в этом никакой продуманной, а тем более высокой политики. Я считаю, что это – взбесившаяся бюрократия, вышедшая из-под контроля американской общественности, Конгресса и BBG, которая решает свои задачи в самый неподходящий момент для имиджа Америки в России. Они об этом не думают. Они великие, какой еще имидж или пиар в этой дикой России! Поэтому они не дают пресс-конференций, поступают с людьми так, как поступают, отказывают всем в интервью, а в официальных текстах, которые произносят по их приказу, много очевидной неправды. Именно так ведет себя неадекватная бюрократия, когда она выходит из-под контроля общества. В Америке такое тоже бывает.

– Сколько человек сейчас уволено? Касаются ли увольнения и пражской службы, и вашингтонских сотрудников?

– В Праге никто сегодня пока не уволен, но им уже объявлено о пятидесятипроцентном сокращении штатов, но будет ли оно и кто под него подпадет, можно только гадать. Людей там и так работало немного – два десятка.

В московском офисе ситуация нестабильная. Уволили всю московскую часть службы новостей, из-за этого решили перестать читать новости в середине часа. Высокопрофессиональное решение. Оставили репортеров и ведущих обслуживать текущий информационный эфир. Но они не могут его достойно делать. Людей не хватает. Региональная сеть дезорганизована, авторы в провинции не хотят работать: одни из солидарности с уволенными, а другие не верят, что им заплатят за материалы... К тому же некоторые журналисты, например Анна Качкаева, Виталий Камышев, Никита Татарский, Елена Фанайлова, Люба Чижова, Иван Трефилов, сами сделали выбор и подали заявления об уходе в знак солидарности с нами. Они не хотят находиться в той атмосфере, которая создана этим локаутом. Некоторые люди до сих пор раздумывают.

Точной цифры сотрудников всего радио я не знаю, у нас много фрилансеров и договорников по всему миру. Пока я насчитал более сорока человек ушедших в Москве, но к концу года будет уволено еще несколько сотрудников: большинство получило уведомления об увольнении с 20–21 сентября, а некоторые с 31 декабря 2012 года. Так что масштаб увольнений в Москве – около пятидесяти человек. Корреспондентов и продюсеров, оставшихся на рабочих местах в Москве, я думаю, человек двенадцать.

Когда Маша Гессен была консультантом «Радио Свобода», среди кандидатов на пост директора русской службы был Филипп Дзядко. Он был на смотринах в Праге в последних числах августа, наверное, перед историей с Машей и журавлями. По каким-то причинам у него не возникло коммуникаций ни с господином Корном, ни с госпожой Рагоной, возможно, потому, что Маша Гессен не помогла ему с переводом его выступления. Но он очень идеалистично говорил о «Радио Свобода», с глубоким уважением к коллективу, который создал радио. В свете их идей о массовом погроме это на них, конечно, произвело негативное впечатление. Они поняли, что это не тот человек, который будет рубить головы бездумно, так, как это сделано, не пойдет по этому пути. И его кандидатура была отброшена.

Кроме того, были еще фигуры радийных людей, заявку одного из которых даже не рассмотрели вопреки правилам. Внутренняя процедура не прописана, но они должны были связаться с человеком, дать ему ответ. Почему они этого не сделали? Это тоже подрывает, мягко говоря, позиции госпожи Гессен. А к тем из претендентов, с которыми администраторы радио разговаривали, каждый раз возникал вопрос: готовы ли вы уволить половину сотрудников и взять своих? На этом переговоры и заканчивались. Людям это предлагали, а они говорили: зачем, там ведь есть отличный коллектив.

Но в конце концов, это не первый скандал на русской службе, происходили конфликты и ранее.

– Вы вообще-то ребята жесткие, конфликтные. Не одного человека сжили с поста директора.

– Директоров русской службы сживали не мы, их сживали со свету разнообразные бюрократы. А главных редакторов Московского бюро – да, бывало, жизнь съедала. Меня самого коллеги схарчили в 2009–2010 годах, но сейчас иные мои самые яркие оппоненты жалеют, что из-за ерунды строчили на меня доносы в Прагу.

Нет, это не мы конфликтные. Американская бюрократия периодически проводила зачистки. Последняя была в середине нулевых годов, когда в Праге были уволены экс-директор Марио Корти, замечательный комментатор Лев Ройтман, правозащитник Тенгиз Гудава и писатель Сергей Юрьенен. Вот их четверых уволили за публичное несогласие с волей администрации и просто за наглое вольнодумство.

– Как это делается? Это же американская станция, это же свобода слова, это же «Радио Свобода».

– Менеджмент, конечно, имеет право уволить людей, разорвать контракты, заплатить отступные, вывести человека на досрочную пенсию с его согласия. Это происходило и в мюнхенский, и в пражский периоды. Некоторым, включая и директоров, даже платили немалые отступные за то, чтобы они никогда не давали интервью и не писали книг о «Радио Свобода». Мемуары для вечности, наверное, теперь пишут.

– С теми, кто сейчас уходит, такого не было?

– Контракт на молчание со мной лично никто не подписывал, мне его не предлагали. Может быть, сейчас они уже жалеют, что дополнительно не заплатили увольняемым за то, чтобы те не выступали в прессе и не писали в ЖЖ и в Фейсбук. Как бы было им хорошо!

– У тех, кто уходил раньше, характер конфликта был политическим или бытовым?

– Была сложная история увольнения Савика Шустера, например. С бюрократической точки зрения все просто. Он не выполнил письменное распоряжение директора русской службы Марио Корти, которое, естественно, было согласовано с фактически руководившим тогда станцией Джеффом Тримблом. Указание было – не выходить в эфир захваченного в 2001-м командой Коха и Йордана НТВ. Он вышел – комментировать футбол. С точки зрения многих в Московском бюро, это наказание было чрезмерным, а пражские сотрудники считали его закономерным. Но с точки зрения перспектив работы радио в России стало ясно теперь, что оно было ошибочным. Наверное, нужно было найти другую форму наказания, не разрывая отношения «Свободы» с Савиком. Однако им очень хотелось его, да и всех построить, и они пошли на скандал.

И вот что это, политический конфликт или морально-нравственный? Был ли прав Савик? Вот мы в Московском бюро фактически были на грани забастовки, а он не мог гарантировать, что сосредоточит свою деятельность на радио, не будет так много заниматься телевидением. Забастовка не состоялась…

Я до сих пор не знаю, должны ли мы были еще более жестко «просить», то есть давить на американское руководство, чтобы его не увольняли, или мы должны были признать, что, всем нам на беду, он совершил неэтичный поступок, не поддержав команду Евгения Киселева. Я не знаю. У меня нет правильного ответа до сих пор. Но тогда ответственность на себя взяли Корти и Тримбл, а сейчас, насколько я знаю, жалеют о том, что поступили так. Это я от них слышал.

А потом и с Корти поступили так же, как с Савиком, – расстались в достаточно жесткой форме. Без формального повода.

– Это все доказывает, что свободы не существует?

– Почему? Свобода творчества существует. За редчайшим исключением мне никто никогда  не указывал, что и как я должен писать, причем я все-таки двадцать лет занимался политической тематикой. Иногда мне указывали на то, что некоторые мои эмоциональные фразы или высказывания нарушают некоторые этические коды, принятые на «Радио Свобода».

Мы спорили о стиле беседы и об эпитетах. В разгар выборов, кажется, 1996 года я получил совсем не за дело предупреждение от «авторитарного либерала» Юры Гендлера. Я нагло задал, на его взгляд, совсем уже ядовитые вопросы Григорию Явлинскому: про его нежданно явившуюся миру супругу и про футбол, в котором он, на мой взгляд, не очень-то разбирался. Позже за какие-то личностные заковыристые цветистые эпитеты в передаче о выборах я поимел строгий выговор от нашего эстета Марио Корти. С тех пор я не люблю прилагательные.

А что касается сложной системы взаимоотношений бюрократического аппарата и творческих сотрудников, то каждый раз все удары приходились на директоров, потому что все-таки бюрократы не журналисты, и у них есть симпатии, которые иногда высказываются. Задача директоров, которых я много видел за двадцать лет, а это были и Владимир Матусевич, и Юрий Гендлер, и Марио Корти, и Маша Клайн, и Ефим Фиштейн, – быть демпфером между спонсорами-бюрократами и журналистами, чтобы обеспечить журналистам максимальную свободу творчества. Эту трудную задачу все эти люди выполняли.

Пост директора русской службы всегда был «расстрельной» должностью. Человек, когда принимал ее, понимал, что какое-то время он будет работать, осуществлять свои планы, а потом окажется в конфликте с тем или иным начальником (а их там много) какого-нибудь управления, отдела, всего «Радио». И этот человек может испортить жизнь огромному количеству людей. И я это видел не раз. За несколько лет очередной любимец американских начальников превращался в человека, которого они хотели пинками выгнать из директорского кабинета.

– Там в числе директоров был еще Ринат Валиулин.

– Можно, я не буду обсуждать всю историю Рината? Я не хочу. Тогда умер мой ближайший друг – главный редактор Московского бюро Владимир Бабурин.

Скажу только, что у Рината было несколько разумных идей. Но он был самым неудачным директором русской службы, потому что не понимал, как работает механизм притирки русской службы и американской бюрократии. Все возможные ошибки, которые другие его коллеги совершали за пять условных лет директорства и которые приводили их к отставке, он успел совершить за пять месяцев. Наверное, потому, что был очень закрыт и ни с кем из нас ни в Москве, ни в Праге не хотел посоветоваться.

– Почему сейчас главный офис переносится из Праги в Москву? Вы понимаете?

– Такая идея-фикс была у Рината Валиулина, и, кстати, она была одной из причин его отставки. Тогда руководители «Радио» настаивали, что директор должен быть в Праге, в кругу других директоров, ходить на их собрания и летучки, обсуждать стратегию, быть под рукой. Во-вторых, они считали, что в бытовом плане руководство «Радио» должно быть подальше от российских влияний. Ринат был иного мнения.

Почему новые боссы поменяли эту позицию? Для людей, которые пришли к власти на «Радио» сейчас, переезд службы в Москву – дополнительный пиар. Может быть, они также пытаются присоседиться к американской стратегии «перезагрузки» отношений с Путиным, пристроиться к тренду.

Может, есть и некое непонимание, что здесь происходит, что после всплеска демократических иллюзий наступает гораздо более неприятная пора, очередная волна реакции, причем довольно сильной. Они этого совсем не понимают, они не специалисты по России. Более того, ни Корн, ни Рагона вообще не специалисты ни в чем, связанном с международными делами, с политикой, культурой, историей, политологией. Их команда – это смесь юристов, бухгалтеров и маркетологов.

– Давайте поговорим об истории. Это то, что осталось от «Радио». Происходит путч 1991-го, и «Радио Свобода» вещает в противовес официальным советским СМИ. С этой стороны есть только «Свобода», «Эхо», пол-канала, наверное, – «Первого», правильно?

– Не надо забывать о Би-би-си и «Немецкой волне», и даже о Radio France International, они достаточно много вещали, их народ слушал... К 1991 году «Свобода» успела реорганизовать вещание благодаря прежде всего Савику Шустеру. До этого многие люди в Мюнхене утром писали заказанный начальством скрипт, его записывали и с чувством хорошо исполненного долга шли на полдня в подвал в кантину пить пиво и обсуждать судьбы СССР. Были, конечно, круглые столы и интервью, но все это напоминало неспешный политологический или литературно-художественный журнал.

А когда Савик пришел, ситуация изменилась. Он смог выйти на несколько человек из «Гласности» Сергея Григорьянца, которые рискнули делать радиорепортажи из СССР. Шустер создал программу «В стране и мире», которая давала живые репортажи из Советского Союза. Я был не первым, кто за это взялся. Там уже были Марк Дейч, Андрей Бабицкий, Митя Волчек, потом я подключился, Иля Балаханова, Вугар Халилов, Виктор Резунков...

– Карэн Агамиров тоже...

– Да, с ним смешная история была. Он дал интервью, по-моему, Мите Волчеку, будучи секретарем парткома какого-то юридического института, – про перестройку. И его сняли с поста секретаря, исключили из партии. «Ну, тогда берите меня на работу, товарищи диссиденты», – сказал Карэн, и так он стал журналистом.

А я летом 1990 года с делегацией прогрессивной молодежи за счет еще существовавшего комсомола поехал в Штаты, был обмен. Мы сидели в Вест-Пойнте, и я сказал, что хочу поехать на «Свободу». «Ок, – сказали мне, – тут есть парень, который знает, что такое «Свобода». Это был украинец, который привез меня и еще нескольких любопытствующих, может, и куратора делегации из КГБ в Нью-Йорк, в редакцию националистической газеты «Свабода». Мы, хоть и были в шоке, сходили на экскурсию, поговорили про голодомор, и его поблагодарили. В следующий раз я все же нашел на Бродвее настоящую «Свободу», добрался до Пети Вайля, которого заочно знал – мы его уже года два регулярно печатали в «Собеседнике», и именно у него в передаче я впервые оказался у микрофона на «Радио Свобода».

А потом сотрудник «Свободы» Вадим Белоцерковский, диссидент очень левого толка и очень порядочный прямодушный человек, приехал в Советский Союз. Это было в начале осени 1990 года, я брал у него большое интервью для «Собеседника», и он пригласил меня на станцию. В декабре 1990-го я познакомился с Савиком и начал работать. И первый репортаж, который я сделал, был про воровство гуманитарной помощи в Петербурге, включая интервью с Мариной Салье. Единственное, что не помню, была ли там фамилия Путина, но точно, что она обличала жуликов и воров в окружении Собчака.

– Забавно.

– Сейчас уже концов не найти.

– Архива нет никакого?

– Мюнхенские архивы, с 1953 по 2004 год, были проданы институту Джорджа Сороса в Будапеште, он их перепродал, по-моему, в Стэнфорд. Но многое пропало из-за бардака при переезде станции из Мюнхена в Прагу. Многое исчезло из-за халатности, хотя основной массив скриптов сохранился. Володя Тольц рассказывал, что в коридоре в груде мусора нашел целый ящик уникальных пленок, чуть ли не 50-х годов… Там, например, были передачи времен Венгерского восстания 1956 года! Вообще, на «Радио» иногда творилось черт знает что. Уже в нулевые годы в Праге я обнаружил, что американский начальник, никому из русских ничего не сказав, списал и выбросил на помойку из библиотеки «Радио Свобода» вместе с советской макулатурой практически всю громадную коллекцию уникальных эмигрантских изданий как ненужное в цифровую эпоху старье!

– Вернемся в 1991 год…

– За этот год мы развернули бурную деятельность. У Савика не было человека, который мог вещать из Верховного Совета СССР, а я мог – у меня была аккредитация «Собеседника». Там прямо в коридорах стояли телефоны для депутатов, так что я давал тот или иной номер, и они, узнав его от Мити Волчека – у него было дома что-то вроде корпункта, мне в согласованное время звонили из Мюнхена в Кремль, я к телефону подходил и что-то как парламентский корреспондент рассказывал.

Август 1991 года – история вещания из Белого дома. Мы передавали репортажи из Комитета по делам печати – заняли кабинет, где сидели депутаты Сергей Юшенков и Юрий Лучинский, повесили бумажку о том, что здесь находится общий корпункт «Радио Свобода» и Би-би-си (с Гришей Нехорошевым).

– Вы вещали с позиций, которые были противоположны официальной. Чувствовали пресс? Никто не пытался с вами, например, поговорить?

– КГБ особо ни с кем не договаривался, со мной по крайней мере. Меня побили однажды при странных обстоятельствах – ничего не взяли, просто поколотили довольно здорово, и абсолютно непонятно за что. Может, и случайно? Это было весной 1991-го, как раз тогда вышел фильм «Чужие голоса» – страшный пропагандистский трэш, который недавно, кстати, повторяли по телевидению... Был такой был Олег Туманов, морячок, в 1965 году он сбежал с советского корабля в Средиземном море, кажется, в Ливию полтора километра плыл, выбрал свободу, а к 1985 году стал исполняющим обязанности главного редактора русской службы. И до сих пор непонятно, сразу он был заслан или завербован потом. Но в середине 80-х его то ли немцы вычислили, то ли знавший о нем резидент на Запад ушел, но советская разведка в начале 1986-го его вывезла в СССР, и он стал разоблачителем «вражьих голосов». В этом фильме он говорил, что ЦРУ подрывает перестройку, кого-то из нас даже назвали... Вообще, конечно, шпионов советских на радио было много. И [Олег] Калугин это в своих интервью признает. Он, кстати, говорит, что Туманова завербовали уже после побега – на почве пьянства и любви к деньгам.

Наверное, март это был, шло постоянное нагнетание, вышел фильм, мне и дали по кумполу... Словом, я хочу сказать, что разговоров не было, да и не арестовывали нас. Вот Леру Новодворскую арестовывали, она была такая пламенная революционерка, а нас оставляли на закуску.

В то время много приличных людей, из демократических депутатов СССР и РСФСР, уже не шарахалась от нас, и публика стала слушать – глушение-то к тому времени было снято. Все-таки «Свобода» была побойчее, чем перестроечные газеты и даже телевидение – с Мукусевым, Листьевым и другими. Цензуры не было, выступали все великие, еще тогда живые, диссиденты. Помню, в начале августа 1991-го в Мюнхене я интервьюировал самого Михаила Восленского, автора книги «Номенклатура», одного из первых начавшего изучать правящий в СССР и России класс. Приходил замечательный публицист редактор журнала «В стране и мире» Кронид Любарский. Кого там только не было! Диссиденты из всей Восточной Европы и СССР.

Позиция «Радио» тогда, конечно, была антисоветская, антикоммунистическая, что людей тогда привлекало, и популярность была высокой. Неслучайно в 1991 году во время путча «Радио Свобода» выполнило свою миссию – заменить советские СМИ, дать объективную информацию. Люди в СССР в те дни бросились к радиоприемникам…

– Когда перестали глушить радио? В 1987-м?

– В 1987 при Горбачеве прекратили глушение с Би-би-си и «Голоса Америки». А «Свободу» последней перестали глушить, в конце ноября 1988 года, денег на это уже не было...

– И вот после ГКЧП побеждает та сила, которая побеждает, и в результате вы лично пишете указ президента. Как это происходит?

– Довольно странно. После этой победы я как-то пришел в себя, отоспался, забрел в Белый дом, и тут вдруг мне пришла мысль, что надо как-то решить вопрос со «Свободой». Савик хотел приехать в Москву, а его не пускают на границе – черные списки. И тут мимо меня прошел Сергей Шахрай. Я ему говорю: «Послушайте, а нельзя издать какой-то документ, чтобы «Свобода» нормально работала?» – «Указ написать», – говорит. «А кто напишет?» – спрашиваю. «Вот ты и напиши, придешь ко мне потом, соберем визы».

Я никогда указов прежде не писал, да и больше не пришлось. Вечером сел, подумал, и, как выяснилось, не так уж это сложно. Потом позвонил Бабицкому, прочитал ему, он сказал, что все гениально, годится. Потом позвонил Дейчу, он говорит: сними пункт о предоставлении УКВ-частоты для вещания, все равно вычеркнут. И я до сих пор жалею, что послушался, надо было, конечно, оставить, в тот момент могли бы и не вычеркнуть. Указ предписывал предоставить нам помещение, но мы его так и не получили. Вот Би-би-си получила, они попросили, им дали в одном из зданий ЦК КПСС, на Старой площади, откуда их потом выкидывали, когда государственность укрепилась, в послегайдаровские времена.

Пошел я к Шахраю, который тогда был юридическим мозгом у Ельцина. Он прочитал, одно слово вычеркнул, запятую поправил и сказал пойти к Лукину, который был председателем Международного комитета Верховного Совета, и к госсекретарю Бурбулису. Еще Олег Румянцев мне тогда попался на пути, он тоже подмахнул. Он был в силе – был «русским Мэдисоном», соавтором Декларации о суверенитете РСФСР, писал проект Конституции. Ну а через пару дней в канцелярии Ельцина мне выдали бумагу. С ней я побежал куда-то, где был факс, и отправил ее в Мюнхен.

Никаких радостей жизни от указа – льгот, помещений мы не получили, но нас зарегистрировали, а потом бюро открылось. Указ был принят к исполнению – МИДом, еще кем-то, черные списки на границе исчезли, люди стали приезжать. Те, кто работал на «Свободе», раньше не могли получить въездные визы, каждый раз были мучения. Людям культуры, например, Юлиану Паничу до августа 1991-го удалось въехать, когда кто-то за них просил напрямую Горбачева или Крючкова. Я сам хотел, чтобы Савик Шустер приехал, и попросил Юрия Рыжова, который был председателем Комитета по науке Верховного Совета СССР, чтобы он написал письмо в КГБ. Он написал председателю КГБ Крючкову, тот официально ответил, что Савик Шустер – опасная персона, что его нельзя допускать на территорию Советского Союза. А тут вдруг – официальный статус, возможность создать бюро.

Но что я забыл сказать... Наверное, помогла еще личная встреча с Ельциным. Сразу после победы над путчем мы с Бабицким сделали с ним короткое интервью. Мы его встретили в коридоре Белого дома, закричали, что мы – «Радио Свобода» и хотим интервью. Он был добрый, радостный. И вот после той исторической встречи я и подумал, отчего бы ему не подписать указ.

– Американцы об этой операции знали?

– Ничего не знали. Откуда? Я нарушил все возможные правила «Радио Свобода». Был никем, фрилансером каким-то, никому не известным наемником, который бегает по Москве. Это было грубейшее нарушение субординации, но ведь в такое чудо никто не мог поверить. Потом приехали Савик, Владимир Матусевич. Замечательный персонаж тоже, безумный. Он остался на Западе, будучи в загранкомандировке. Он был кинокритиком, но честно признавался, что еще и на КГБ работал. Талантливый человек был, писал ярко, жаль, что его забыли.

– Подождите, это кажется сумасшедшим домом. Как на американской станции редакцией руководил кагэбэшник, который в этом признавался?

– Он же был беглый кагэбэшник, там таких много было. Сидели еще люди из старых эмигрантов, строчили какие-то тексты, а потом, во времена постсоветских перемен, оказалось, что они – советские шпионы. Была история дедушки-красавца, военно-политического обозревателя, который сто лет там работал, а на смертном одре этот Александр Перуанский, пишут, покаялся, что был многолетним советским агентом.

Окончание: http://lj.rossia.org/users/anti_myth/385880.html
3rd-Oct-2012 10:02 pm - Соколов про «Радио Свобода»: «Не так уж это и сложно – указы президента писать». Часть 2
Соколов про «Радио Свобода»: «Не так уж это и сложно – указы президента писать»

Наталия Ростова
slon.ru
03.10.2012



Михаил Соколов. ©svobodanews.ru

Часть 2. Начало: http://lj.rossia.org/users/anti_myth/386300.html

А вы, молодые парни, которые только начинали работать, обо всем этом знали? Думали? Понимали?

– Вы имеете в виду, что это было такое экзотическое место? Конечно, понимали. Было страшно интересно. Советская печать демонизировала «Свободу», говорила, что там работают беглые нацисты, пособники оккупантов, гнусные антисоветчики. А поскольку мы сами были в это время гнусными антисоветчиками, то хотели познакомиться с ними, узнать, как они видят будущее России. Это было невероятно привлекательно, люди яркие были – в заваленном по потолок пленками и книгами кабинете сидел историк Володя Тольц, друг Андрея Дмитриевича Сахарова, мудрейший человек. Или вот Кирилл Хенкин: он знал Марину Цветаеву, а ее муж Сергей Эфрон отправил его воевать в Испанию за тамошних красных. Он хотел с помощью анархистов туда пробраться. Эфрон встретил его на улице и сказал: «Вы с ума сошли. Вас наши там точно расстреляют. Я вас от «Союза возвращения на Родину» отправлю». Хенкин потом с советской разведкой сотрудничал, вернулся в 1941 году в СССР. С Абелем-Фишером дружил, служил в журнале «Проблемы мира и социализма», а потом прозрел и вместе с женой Ирой (она в тоже на «Свободе» работала) эмигрировал. Прочитайте блестящие книги Хенкина «Охотник вверх ногами» или «Русские пришли». К сожалению, он знал больше, чем написал. Но у меня есть хорошее интервью с ним о его 30-х годах в Париже.

Ну вот… В сентябре 1991 года приехал Савик, и мы продолжали работать, пока из квартир. Андрей Бабицкий научил меня на бытовом магнитофоне монтировать звук, выдавать записи интервью по телефону в эфир. Савик привез какое-то оборудование. До этого все делалось на коленке.

А когда в конце сентября 1991-го в Москву приехал Матусевич, мы его водили ко всяким знаменитостям. Мне казалось, надо реализовать указ. Пошли, например, в мэрию к Гавриилу Попову, но, вместо того чтобы решать с ним какие-то важные проблемы «Свободы» в Москве, Матусевич стал брать интервью, задавать вечные вопросы о судьбах России. Пришел под конец беседы Юрий Лужков, спросил, не надо ли нам чего-то, я было хотел что-то сказать, только открыл рот, сказал одну фразу, но тут на меня рявкнул Матусевич, я замолчал, и никаких вопросов мы не решили. Потом поехали в «Останкино» к Егору Яковлеву, который заведовал тогда телевидением, и тоже вместо того, чтобы решить вопрос с частотой для вещания, безумный Матусевич опять стал брать интервью о судьбах России. Я опять было открыл рот, заговорил о том, что хорошо бы нам тут и решить вопрос о частоте, как он снова на меня рявкнул, чуть не матом. Тепло попрощался с Егором Яковлевым, который сидел с открытым ртом и не понимал, зачем эти люди вообще пришли, несли какую-то чушь – он думал, что пришли по делу, а его пытали о судьбах родины. Я просто не понимал тогда, что и Матусевич, увы, часть американской бюрократии, что ему не нужны быстрые решения, что инициатива снизу не приветствуется.

Потом приехали уполномоченные американцы, сняли офис, привезли оборудование, и весной 1992-го нас запустили в бюро в Старопименовском переулке. И мы работали уже с профессиональными продюсерами, на более-менее современном оборудовании, уже в студиях.

Была отличная команда. Я о ней на «Гранях» написал. Но мюнхенские худшие эмигрантские традиции интриговать не по делу и нас доставали. Были смешные случаи. Летом 1992 года я уехал в ЮАР. Нас со Светой Сорокиной пригласили как «героев Белого дома» во время тамошней «перестройки». Я в репортаже подробно рассказал о том, что в партии АНК – большинство из народа коса, что партия «Инката» – полностью зулусская, а есть еще партии «цветных», или ультра-правых буров, с чьим лидером – настоящим нацистом – Тер-Бланшем мне тоже устроили встречу. И у всех у них разные политические интересы и свои планы, как демонтировать апартеид. Я был горд: получилась объективная картина. Но в Мюнхене служил такой Виктор Федосеев, вел философическую программу «Права человека». Вполне внешне интеллигентный человек, но, мягко говоря, не любил Савика Шустера. Он тут же написал наверх рапорт, доказывая, что я поддерживаю апартеид, потому что не говорю о «черном большинстве», о котором, думаю, он знал из советской литературы. Мои репортажи из ЮАР не стали брать в эфир. Савик смеялся, но дело было серьезным, и ему пришлось потом долго и нудно отписываться. Но все кончилось хорошо. И я смог по приезде из ЮАР интересно поработать в Мюнхене.

– И вот в октябре 2002 года появляется указ Путина...

– Вы бойко перескакиваете, а 10 лет куда делись? За эти 10 лет были потрясающие истории – я в Грузию, Южную Осетию ездил и в Карабах, было путешествие Андрея Бабицкого в Таджикистан на гражданскую войну, он даже в Афганистан как-то пробрался.

Была осада Белого дома 1993-го, когда наша команда в Москве раскололась на ельцинистов и антиельцинистов. Бабицкий вещал из Белого дома, а потом лежал под огнем в «Останкино», а я в ночь с 3 на 4 октября передавал из одного важного госучреждения. У Сережи Юшенкова (он возглавлял Федеральный информационный центр, что-то вроде Госкомпечати, ему телевидение подчинялось) там в кабинете «вертушка» была. Можно было звонить почти всему начальству напрямую. Я его уговорил пустить к этой АТС-2. Смешно, звоню по правительственной связи: «Здрасьте, я корреспондент «Радио Свобода», что там у вас?» И мне докладывают обстановку большие начальники. Они же были уверены, что к такому телефону кого попало не пускают.

Тогда же, я на всю жизнь запомнил, примерно в 20 часов 3 октября был разговор с Егором Гайдаром: он Юшенкова, а потом зачем-то меня и Володю Корсунского спрашивал, выводить ли народ к Моссовету...

Тогда, кстати, Володя Кулистиков, руководивший информационной службой «Свободы» в Москве, в чине зама Савика Шустера, был открыто на стороне Ельцина, я скорее на стороне Гайдара, Савик призывал чуму на оба дома, а Бабицкий был на стороне Верховного Совета.

Когда случилась «великая победа» над «коммуно-фашизмом», Бабицкий ушел с «Радио» в знак протеста и отправил Ельцину свою медаль «Защитнику свободной России». (Меня, Дейча и Бабицкого за Белый дом наградил Ельцин в 1992 году; я свою медаль, так получилось, получил в 2012-м.) Надо сказать, что медаль через месяц вернулась к Бабицкому – он отправил ее по адресу «Москва, Кремль, Ельцину» с сопроводительным письмом протеста. И посылка пришла ему обратно с надписью «За ненахождением адресата». А Андрей действительно несколько лет не работал у нас, а потом вернулся.

– А в целом радиостанция какую позицию занимала тогда, в 1993-м?

– Как всегда, объективную. Мы работали как репортеры с обеих сторон, старались что видели или узнавали, то и передавать. Это внутри коллектива вне эфира шли ожесточенные дискуссии о том, кто прав, кто виноват и каково будущее России. В этом смысле Матусевич был прав – про будущее России можно за виски много разговаривать.

В начале 1990-х через бюро «Радио Свобода» прошли и столпы нынешней прессы вроде Андрея Васильева, и разные экзотические персонажи, включая Мишу Леонтьева и Максима Соколова. Они все выступали на радио, некоторые были постоянными фрилансерами. Максима, например, Савик выставил за дверь из-за ссоры с Александром Яковлевым. Соколов что-то, утверждал Яковлев, переврал и не хотел извиняться. Кто был прав, я не знаю. Но он ушел. Как и Марк Дейч потом.

Но ельцинский период, не только 1993 год, это в первую очередь чеченская война...

– Как раз про нее хотела спросить.

– Тот же Андрей Бабицкий снова совершенно героически уже в Чечне работал, как и Олег Кусов, и Володя Долин. И Савик Шустер туда ездил, и Петя Вайль (вот, между прочим, великий русский писатель, а и тот был на войне! Он в Буденновске был). Я до Чечни не добрался, мне все время приходилось заниматься чем-то скучным. Президентский пул, я там все с советниками президента Сатаровым, Паиным, Батуриным и Урновым ругался. Кричал на них, думал, убедят Ельцина остановиться. Не убедил…

Была живая тогда Госдума – я работал парламентским корреспондентом. А ребята с огромным энтузиазмом ездили, жизнью рисковали и рассказывали обо всем этом кошмаре в прямом эфире.

Были еще и выборы 1996-го, когда Вера Кузнецова освещала кампанию Бориса Ельцина, я – Зюганова, а кто-то был прикреплен к Явлинскому. (Лебедь от нас прятался.) Савик был, кстати, к Явлинскому тогда неравнодушен, как и к футболу, это вечное, и из-за этого тоже всякие смешные (теперь уже) конфликты возникали.

Чего только не было, эпоха целая, а вы говорите – 2002 год. До этого еще Путин пришел к власти, с этого-то и начались наши большие неприятности.

– Мы вряд ли сможем обсудить все моменты истории через призму освещения «Радио Свобода», но что касается первой чеченской войны... Ведь она многими СМИ освещалась объективно, это уже со второй чеченской начались большие проблемы?

– В общем да, но по мере развития событий уже в первой войне многие СМИ переориентировались на государственно-патриотический лад. В этом смысле показательна была позиция Миши Леонтьева, который выступил как либеральный ура-патриот и публично сошел с ума. Я хорошо помню, как в эфире у меня была дискуссия между ним и Юлием Рыбаковым. Они оба побывали в Чечне, и каждый видел свое: один – героизм российской армии, которая должна любой ценой победить злодеев, а другой – страдания мирного населения, уничтожаемого десятками тысяч. И я поражаюсь, как они не убили друг друга у микрофона. Мне кажется, что общественное мнение тогда было на стороне Рыбакова и демократов-правозащитников, а не на стороне начинающих патриотических нацистов, таких, как Леонтьев.

Ко второй чеченской общественное мнение сильно поколебалось, и Андрей Бабицкий снова туда поехал. А в результате его на выходе из Грозного 23 февраля 2000 года арестовали, и начались всевозможные цирковые упражнения Путина: Андрей попал сначала в российскую тюрьму, где его хорошо помяли, потом был псевдообмен Бабицкого на каких-то пленных, его якобы «обменяли» на пять российских солдат, а на самом деле отправили в подвал к сторонникам Кадыровых, так называемым пророссийским, кагэбэшным чеченцам. Эти бандиты хотели вытолкать его с поддельным паспортом в конце февраля 2000 года в Азербайджан. Но на границе это сорвалось, и Андрея милиция арестовала в Махачкале, а власти ему инкриминировали использование поддельных документов.

Вообще омерзительные люди. Как же они безумно врали! Особенно Ястржембский. Да и Путин. Была ведь блудливая позиция российской власти и о том, что они не знают, куда он делся, что его нет в пыточной тюрьме Чернокозово, что его бандиты к себе взяли... У нас были переговоры с российскими властями, попытки достучаться, была встреча с главой кремлевской администрации Александром Волошиным. Что он нес… Но благодаря единой позиции большинства коллег-журналистов спасли Андрея в конце-концов... Это все были бестолковые комбинации спецслужб, которые не могли между собой договориться, придумывали что-то все более и более бездарное. Потом они стали просто людей убивать, а в тот момент что-то их тормозило – то ли общественное мнение в России еще существовало, то ли на Западе им позориться было неприятно. Слава богу, история, по нынешним временам, хорошо закончилась, Бабицкий вышел живой и относительно здоровый, за всученный ему спецслужбами паспорт его же и оштрафовали. И уехал он из России весной 2000 года.

Эта история была для нас сильным ударом. Все-таки на эту тему высказался сам Владимир Путин – в интервью, которое было дано «Коммерсанту». Оно предназначалось для книжки («Владимир Путин. От первого лица», которую издали журналисты «Коммерсанта». – Slon), но не вошло в нее, а напечатано было только в газете. Он объявил основными врагами народа российского отставного генерала КГБ Калугина и журналиста Бабицкого, назвал его предателем. Путин в этом предвыборном интервью лгал, что Андрей работал «на противника, впрямую», «на бандитов». А он, как и другие сотрудники «Радио», просто выполнял свой журналистский долг – надо было рассказать о войне со всех сторон. И главное, что нас всех волновало, – что огромное количество невинных людей оказалось жертвами. На войну ребята продолжали ездить, выходили из Чечни в эфир, хотя это было все опаснее. Нам ставили в вину нечастые интервью с видными деятелями чеченского сопротивления то с Удуговым, то с Умаровым, то с Закаевым, – и то, что мы не отступали, это, видимо, вывело из себя власти окончательно.

– Уже в 2005-м было интервью Бабицкого с Шамилем Басаевым, которое показал американский канал ABC и который не дала в свой эфир «Свобода».

– Вот уже после этого интервью, к которому уже явно осторожничавшее руководство «Радио Свобода» отношения не имело (Андрей ездил в Чечню уже за свой счет и во время отпуска), и начались гонения на региональных партнеров. Кампания давления на них происходила все 2000-е годы, но хаотически, а вот после этого интервью гонения приобрели размах настоящей всероссийской кампании. Тут как раз и «оранжевые революции» подоспели. А наши начальники умудрились за полгода до митингов в Киеве сменить эмблему «Радио Свобода»: гениальный герценовский голубой колокол на  бессмысленный оранжевый факел. Ну, тут Кремлю и ясно, где прячутся «оранжисты».

Использовалась очень простая схема: людей вызывали в регистрирующий СМИ орган, где присутствовали и представители спецслужб. Им говорили, что в лицензии не записана ретрансляция программ «Радио Свобода», поэтому лицензию отзовем и вашей радиостанции вещать запретим. А если «Свобода» в лицензии была, то говорили, что поэтому-то и не продлят лицензию на следующий срок. И все партнеры отказались. Кто-то сразу, а кто-то по истечении договоров, чтобы не платить неустойку. В лучшие времена мы вещали на средних волнах и FM примерно в 30 городах. Прикрыли почти всех.

– И вы обвиняете в развале вещания американское руководство?

– Я не могу обвинять, просто констатирую факты, что абсолютно некомпетентные люди особенно в последнее время делали вид, что занимались проектами с региональным вещанием. Были фантастические истории, которым дать объяснение может, наверное, только ревизия. Я приехал как-то в Ростов-на-Дону. Знал, что там должна быть ретрансляция на FM, а местный журналист говорил, что ее уже нет. Что случилось? Да вызвали хозяев «Радио» к губернатору, и он потребовал эфир «Свободы» отключить. А что случилось с передатчиком, который мы им купили по контракту? А он остался этим ребятам, так называемым партнерам. Они и двух месяцев нас не ретранслировали, но «Радио» наказали на сумму в несколько десятков тысяч долларов.

Или во Владивостоке платили приличную сумму городской радиостанции за ретрансляцию, а она нерегулярно давала в эфир даже не целиком выпуски новостей, пытаясь как-то прикрыть заставкой фразы типа «В эфире Радио Свобода». Это я сам слышал. В Томске губернатор Кресс создал отличную от остальной России атмосферу… Там была ретрансляция на FM, но и ее не так давно отключили уже по решению Праги. А в июне 2010 года была прекращена продолжавшаяся пять лет ретрансляция программ «Свободы» в Москве на частоте УКВ 68.3 на принадлежавшем Михаилу Сергеевичу Горбачеву «Радио-1». По-моему, это случилось не по вине партнеров. Что произошло, спросите госпожу Рагону.

– У вас есть возможность своей аудитории, которая слушала вас многие годы, передать привет. Что бы вы им сказали?

– Я благодарю всех за то, что нас очень внимательно слушали. Надеюсь, голоса наших журналистов останутся в архиве программ сайта «Радио Свобода», хотя сегодня наши передачи трудно найти, все программы уволенных «переворотчики» спрятали в глубинах сайта.

А в личном плане я хочу им сказать, что и я, и мои коллеги эти двадцать лет будут вспоминать как самое счастливое время. У нас было счастье быть свободными.
1st-Oct-2012 10:33 pm - Правозащитники возмущены дезорганизацией работы Радио "Свобода"
В Международный комитет Конгресса США
Госсекретарю США Хилари Клинтон
Сенатору Бенджамину Кардину

27 сентября 2012 года

Уважаемые дамы и господа!

Мы должны с сожалением констатировать: по решению менеджмента Радио Свобода прекращает вещание в России на средних волнах.
Сделано это в тот момент, когда режим Владимира Путина начал новое наступление на свободу слова в России и демократическое движение, правозащитные организации объявлены «иностранными агентами», прекращается работа в России USAID.

Радио Свобода существует уже более 60 лет, и для целых поколений 1960-80 годов была источником правдивой информации. Нынешняя ситуация в России все больше напоминает СССР. Современную внутреннюю и внешнюю политику России определяют люди, вышедшие из КГБ. И сегодня совершенно ясно, что нельзя терять традиции станции, которая занимала активную гражданскую позицию, опираясь на универсальные ценности свободы, демократии и прав человека. Как раз эти ценности сегодня в России атакуются властью.

Реорганизация работы РС проведена в режиме постыдной и оскорбительной для сотрудников силовой спецоперации.
Никакому КГБ не удалось навредить имиджу РС, да и США в России так, как это сделали американские менеджеры – президент РС Стив Корн и вице-президент Джулия Рагона.

Ими были проигнорированы выводы BBG (Broadcasting Board of Governors) об эффективности работы русской службы РС (http://www.bbg.gov/wp-content/media/2012/02/FY-2013-BBG-Congressional-Budget-Request-FINAL-2-9-12-Small.pdf). Уволена команда журналистов, создававшая радио и интернет-контент, собиравшая сотни тысяч зрителей трансляций демократических митингов 2011-2012 годов.
Кадровые решения С.Корна и Дж.Рагоны были приняты без малейшего учета творческого вклада и потенциала каждого сотрудника. Уволены профессионалы с безупречной репутацией. Часть журналистов сама покинула московский офис РС по моральным соображениям.

При этом Директором русской службы РС назначается человек, получивший как менеджер негативные оценки на прошлых местах работы, кроме того, никогда не занимавшийся ранее тем, что сейчас ему предложено на РС.

Массовые увольнения журналистов на длительный период дезорганизовали вещание и работу сайта Радио.
В российской и зарубежной прессе появились скандальные публикации о деятельности американского менеджмента Радио. Сами руководители РС не смогли объяснить российской общественности свои решения, которые выглядят странно, так как финансирование Русской службы РС в 2012-2013 году не сокращено, а даже фактически увеличено.
Теперь, когда власти России будут в очередной раз закрывать то или иное независимое СМИ, они будут ссылаться на полезный для них «опыт» менеджеров Радио Свобода.
Нам неизвестна новая форма мультимедиа-портала, предложенная вместо общественного вещания в эфире и в интернете, и нас тревожит, не противоречит ли она закрепленным в решениях Конгресса США и BBG задачам Радио Свобода и ее миссии на территории РФ.

Мы просим Конгресс США создать комиссию для расследования деятельности менеджмента Радио Свобода, нанесшего ущерб имиджу США в России, и пересмотреть принятые решения.

С уважением,
Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинской группы
Сергей Ковалев, председатель российского общества "Мемориал", председатель Общественной Комиссии по наследию академика Андрея Сахарова
Владимир Буковский, бывший политзаключенный в СССР, писатель
Татьяна Янкелевич, Center Associate, Davis Center for Russian and Eurasian Studies Harvard University, Cambridge, MA, дочь Елены Боннэр и Андрея Сахарова
Павел Литвинов, бывший политзаключенный в СССР
Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности
Лев Пономарев, исполнительный директор Всероссийского движения "За права человека"

http://www.bbg.gov/wp-content/media/2012/02/FY-2013-BBG-Congressional-Budget-Request-FINAL-2-9-12-Sm
www.bbg.gov
via http://www.facebook.com/mikhail.sokolov.16

Нашел у Владимира Прибыловского: http://lj.rossia.org/users/anticompromat/1905557.html
1st-Oct-2012 10:27 pm - Михаил Соколов. Прощание со "Свободой"
О счастье быть свободным

Михаил Соколов (в блоге Свободное место)
28.09.2012


Поскольку люди, не обязанные следить за происходящим на "Радио Свобода", до сих пор мне задают в разных видах один и тот же вопрос, я публикую этот текст. Сразу извиняюсь за обилие «я». Но это и обо мне.

После почти 22 лет, как говорится, «беспорочной службы», я не работаю на Русской службе "Радио Свобода".

А теперь о главном.

Мне несказанно повезло. Первый раз к микрофону РС привел меня на Бродвее в Нью-Йорке жарким летом 1990 года удивительный Петр Вайль. На стажировку в Мюнхен в декабре того же 1990-го. пригласил рыцарственный идеалист Вадим Белоцерковский. Меня впервые посадил за комментаторский «круглый стол» эрудит и виртуоз слова Лев Ройтман. Показал другое пространство Истории мудрый как змий Владимир Тольц. Мир спецслужб объяснил прозорливый Кирилл Хенкин, а поле интриг внутри «Свободы» освещала остроумная Ира Хенкина... Понять Украину помог Владимир Малинкович, а свободный мир – Володя Дубинский. Предложение стать постоянным автором «В стране и мире» мне сделал блистательный создатель обновленной репортерской «Свободы» Савик Шустер. На работу взял гениально-мизантропический Владимир Матусевич. Помогал администратор радио Ларри Шервин.

В нашей (лучшей на свете!) репортерской команде были Андрей Бабицкий, Марк Дейч, Митя Волчек, Карэн Агамиров, Иля Балаханова... С великим и ужасным Андреем Бабицким мы весело поработали в наш звездный час в Белом доме в августе 1991-го. Я горд тем, что благодаря написанному мной и мною же проведенному через кабинеты аппарата президента Бориса Ельцина указу "Радио Свобода" легализовалось в России. Я рад тому, что привел на "Свободу" порядочнейшего Володю Бабурина и педантичного Сергея Сенинского.

В московское бюро пришли замечательные каждый по-своему Виталий Портников, Аня Качкаева, Марина Тимашева, Кристина Горелик, Илья Дадашидзе, Андрей Шарый, Ира Лагунина, Лиля Пальвелева, Олег Кусов, Григорий Кричевский, Радик Батыршин, Вероника Боде, Георгий Попхадзе, Данила Гальперович. Ничего бы не было без самых-самых профессиональных радиопродюсеров. Это Лена Колупаева, Марк Штильман, Дима Налитов, Олег Львов, Наталья Гуреева, Саша Орлов-Сокольский, все-все остальные... Нас бы не услышали в России, если бы не великий человек-гора Илья Точкин и его прекрасные инженеры. Бывший тогда иным, чем ныне, профессионал своего дела Владимир Кулистиков впервые посадил меня вести эфиры Liberty Live. Наш прозорливый «Старик» Юра Гендлер году этак в 1996-м послал меня, как оказалось, на 16 лет изучать политический мир регионов России. Благодаря его урокам родилась программа «Выборы», потом - «Время политики». Блестящие специальные репортажи, настоящие радийные «документальные фильмы» для нее делали Володя Долин, Мумин Шакиров, Карэн Агамиров, Виталий Камышев.

Жаль, что не перечислить всех наших соавторов – корреспондентов в регионах, без них бы мы ничего не сотворили. Спасибо, Артур Асафьев, Андрей Королев, Юрий Багров, Сергей Гогин, Наталья Бурмистрова, Оля Бакуткина, Марина Лобода, Александр Валиев, Миша Жеребятьев, Миша Горбунов, Таня Вольтская, <...> Вера Володина, Таня Албаут, Елена Годлевская, Сергей Коробов. Гузель Латыпова, Анна Липина, Лада Леденева, Григорий Бочкарев, Игорь Телин, Николай Зюзев, Руслан Дзкуя, Мелани Бачина, Олег Купчинский, Антон Лузгин. Простите, всех не назову – это же сотни людей!

Во времена директорства эстета Марио Корти родилась, когда я был в Праге, программа «Продолжительность жизни», и я успел увидеть и записать уходящий мир первой и второй волн эмиграции, о котором можно бесконечно говорить с выдающимся знатоком эпохи Иваном Толстым. Успел поспорить с Алексеем Цветковым, Тенгизом Гудавой, Анатолием Стреляным...

Все понимавшая Маша Клайн, а потом и Ефим Фиштейн дали мне возможность выполнить пожелание профессора Юрия Афанасьева: нырнуть на шесть лет в архивы, защитить диссертацию и написать книгу «Соблазн активизма». При Маше Клайн мы с Володей Бабуриным, Леной Рыковцевой, Аней Качкаевой, Витей Резунковым, Виталием Портниковым повели прямые эфиры сначала «Часа прессы», а потом и «Времени гостей».

Тогда же Катя Пархоменко, а потом и Люда Телень со своими командами открыли нам дорогу в большой Интернет.

Добрейший Ефим Фиштейн убедил меня после смерти Володи Бабурина послужить в Москве год главным редактором. Спасибо всем, кто мне помогал. Простите, если что не так, но если я и бывал тверд, то только ради дела.

И наконец, ежедневно я получал истинное удовольствие вместе с Володей Кара-Мурзой и Андреем Труханом, придумывая сюжеты «Граней времени».

Отмечу, что за два десятилетия не было случая, чтобы наши спонсоры приказали мне или кому-то еще, что и как писать. Это было внутренним делом нашей русской редакции. И в этом уникальном отстаивании свободы - заслуга директоров Русской службы: Владимира Матусевича, Юрия Гендлера, Марио Корти, Маши Клайн и ее зама Петра Вайля, наконец, Ефима Фиштейна.

Было много идей и планов, но 20-21 сентября наш давно уже покореженный ударами судьбы поезд на полном ходу воткнулся в резиновую стену бюрократического идиотизма.

Занавес над обломками "Свободы" опустился. Жалеть не чем. Мне лично очень повезло. Всего вам доброго. Спасибо за внимание.

Мнения и версии:
Людмила Телень
Елена Рыковцева
Виктор Давыдов
Виктор Шендерович
Александр Рыклин

Нашел у Владимира Прибыловского: http://lj.rossia.org/users/anticompromat/1905188.html
This page was loaded Dec 16th 2018, 4:14 pm GMT.