...из одной частной переписки..
Здравствуй, матушка, с Рождеством Христовым.
Все собираюсь приехать к тебе «на разведку», но не получается. То здоровье, то дела не позволяют. Потому скажу тебе то, что сказал бы при встрече:
Пожаловаться хочу, что давно мне не радостно и не спокойно. Может, с ума сошел.
Дивлюсь я на энтузиазм, с которым все вокруг что-то строят, создают: дома красивые, церкви, машины хитрые.
Мне очевидно, что все это замечательное строительство и возрождение ведется на спине чуда-юда-рыбы-кита, который, по-моему, как раз собрался нырнуть. Потому что беззакония обитателей его спины превзошли всякую меру. А почему так? Потому что люди со всем пылом стремятся перестать быть людьми. Слава Богу, по-видимости, да и по-настоящему (хоть и все реже) есть еще врачи, воины, учителя, священники… А на деле под рясой или белым халатом все чаще скрывается безличный и бездушный «субъект экономических отношений». Это такое существо, которое хочет потреблять и использовать все, с чем столкнется, и собирается это делать, не затрачивая излишних усилий.
А как это сделать? С собратьев-субъектов много не поимеешь, потому жертвами становятся люди традиционные, верящие или от чистого сердца, или по привычке, что есть еще врачи, священники, воины, что учитель учит, а врач лечит, что священник молится, а воин защищает. С верой этих людей, с их доверием все чаще поступают так жестоко, что удивительно, как Господь еще терпит этот мир, в котором столь беспощадны к малым сим, верующим в Него.
Мне кажется, что времена преходят; пока еще сохраняется видимый каркас мира. Вроде есть, слава Богу, страна, церковь, воинство, семьи… Но коль скоро будет покончено с малыми сими, и все превратятся в субъектов - то Господь предоставит их самим себе. Скопище беспощадных, бесчувственных существ изберет себе достойную себя форму жизни и правления и, принявшись за свое привычное дело, быстро разрушит свой и наш мир.
Вот такие грустные мысли приходят сами собой, и не встречается ничего утешительного. Помнишь, как мы ехали в Псков, и я тебе рассказывал, как ты будешь великой матушкой, а я буду к тебе с детьми приезжать и скромно испрашивать благословения. Было очень смешно…