Кажется символичным то, что «Отец всех туркмен» и «Великий писатель Туркменистана» Сапармурат Ниязов умер в день рождения Иосифа Сталина. Ровно 21 год назад, день в день, Ниязов стал первым секретарем ЦК Компартии Туркмении, а затем с 1990 г. бессменно занимал пост президента, который был «пожизненно» дарован ему «народным советом» (Халк Маслахаты) Туркменистана. Как оценить его правление и чего ждать теперь России от Туркменистана?
Это был, безусловно, диктатор, сделавший свой режим почти теократическим. Культ личности Туркменбаши далеко превзошел то, что имело место в других государствах Центральной Азии. Это была классика жанра, доведенная, как ей и положено, до полного абсурда. Сияющая золотом 12-метровая статуя, голова которой поворачивается вслед за солнцем, переименованный в Туркменбаши город Красноводск, месяц январь, переименованный в «турменбаши», месяц апрель, переименованный в честь «бабушки всех туркмен» и т.д. Все это очень напоминает приемы организации культа, применявшиеся самыми дурными римскими императорами, восхвалявшими свое правление как наступление «счастливейшего золотого века». Теневой стороной этого «золотого века» был полный произвол властей – самодурство чиновников, тотальная слежка, доносы, репрессии против оппозиции.
(UPD: Возникло дополнение по теме - История культа правителей и Туркменбаши)
Несмотря на явную одиозность этого диктатора, несмотря на его отказ от постоянного членства в СНГ, нынешняя российская власть всячески оберегала его от критики.
Постоянно упрекая, например, страны Прибалтики за нарушение прав русскоязычного населения, наши официозные СМИ почти полностью замалчивали то, что происходило с русскими в Туркмении. А там имела место гораздо более откровенная политика «выдавливания». За время правления С. Ниязова страну были вынуждены покинуть более двух третей из проживавших там русских (из 330 тысяч осталось 100 тысяч). Двойное гражданство было запрещено. В каждой государственной организации там проводят теперь аттестации сотрудников на знание нетленного произведения президента «Рухнама». Преподавание в вузах ведется почти исключительно на туркменском, русско-туркменские школы преобразованы в туркменские, распространение российских газет на территории страны запрещено, российское телевидение не транслируется.
Тем не менее, все это было прощено С. Ниязову в обмен на очень выгодную политику по добыче и транспортировке туркменского газа. Кроме того, в образе Туркменбаши, видимо, кое-кому виделось нечто «социально близкое». Туркменбаши казался намного понятнее и роднее, чем пришедшие к власти с помощью «избирательных революций» М. Саакашвили и В. Ющенко. Именно он, наряду с еще одним «феноменом» - А. Лукашенко, - являл миру наглядный пример того, как постсоветский президент может бессменно находиться у власти.
Вытоптав политическую поляну, Туркменбаши, как и многие политики авторитарного толка, не оставил вокруг себя достойных преемников. Сейчас наверняка развернется борьба разных кланов, связанных не только с Россией, но и с США, и с рядом мусульманских стран. У Ниязова остались дети – сын и дочь, однако их, судя по всему, не готовили в преемники, и северокорейский вариант «преемничества» вряд ли здесь сработает. Скорее всего, победит тот, кто сумеет установить контроль над свехцентрализованной и сверхприбыльной нефтегазовой отраслью Туркменистана. И этот человек вряд ли будет по своему менталитету «постсоветским».
Уход Ниязова – это еще один сигнал о том, что нам пора уже расставаться с представлениями о едином «постсоветском пространстве». Уходят последние вожди советской эпохи. Одни – теряя власть в результате «цветных революций», другие – так, как превративший сам себя в мессию и тоже отрекшийся уже от советского прошлого Ниязов. Им на смену приходят новые политики – более прагматичные, более современные, менее идеологизированные и менее связанные с Россией какими-то «постсоветскими» обязательствами. Это объективный процесс, и не стоит по этому поводу периодически «закатывать скандалы».
У России и Туркменистана есть много объективных предпосылок для развития интеграции. Это и общие интересы, и общие угрозы. Однако необходимо более умно и гибко выстраивать внешнюю политику - с учетом интересов соседей, с адекватной оценкой тех тенденций, которые развиваются сейчас в странах «ближнего зарубежья».
Юрий Чернышов, профессор, директор Алтайской школы политических исследований
www.regnum.ru/news/759263.html (с небольшими сокращениями)
UPD: И ЭТО ВСЕ О НЕМ:
- упразднил все больницы в стране;
- закрыл библиотеки;
- запретил своим чиновникам отдыхать за границей;
- учредил министерство справедливости;
- строил в пустыне зоопарк, где собирался поселить пингвинов;
- написал культурно-нравственный кодекс нации: книгу под названием «Рухнама», которую каждый обязан иметь у себя в доме и знать наизусть;
- устроил в 2003 году конкурс для тележурналистов «Кто меньше хвалит Туркменбаши». Жаловался, что его везде восхваляют и тем самым мешают работать;
- выразил недоверие золотым коронкам, в связи с чем многим пришлось в массовом порядке обращаться к стоматологам;
- запретил мужчинам носить бороды и длинные волосы;
- запретил слушать магнитофоны;
- учредил праздник дыни (а также «праздник лошади», «праздник ковра», «праздник чистой воды» и множество праздников в честь себя);
- запретил оперу и балет;
- пересмотрел периоды жизни людей. Теперь отрочество в Туркменистане длится до 25 лет, молодость — до 37, а старость начинается в 85;
- распорядился соорудить в Ашхабаде русло искусственной реки, соединив его со строящимся в пустыне Каракумы «Туркменским озером;
- запретил ввоз и распространение в стране иностранных печатных изданий;
- объявил 2004 год годом своего отца;
- оставил свыше 100 тысяч стариков без пенсий, остальным сильно урезал. С января 2006 года полностью прекращена выплата пенсий инвалидам, бывшим колхозникам и тем, кто не смог подтвердить непрерывного трудового стажа на территории республики. Теперь, согласно закону, право на госпенсию имеют только женщины, трудовой стаж которых в республике составляет не менее 20 лет, и мужчины, проработавшие не менее 25 лет за вычетом отпусков и выходных дней. Стариков, приходивших получать пенсии, увозили с сердечными приступами. По словам Туркменбаши, «государство переплатило пенсионерам».
- Заменил названия улиц в Ашхабаде номерами.
- Заставил своих министров принимать участие в 36-километровом забеге для здоровья.
- В знак своей безграничной любви к давно умершей матери, Гурбансолтан, Ниязов переименовал хлеб, который теперь называется «Гурбансолтан-едже».
- Велел соорудить в Ашхабаде огромный дворец бракосочетания «Багт кошги» («Дворец счастья»), носящий имя матери первого и пожизненного президента страны.
- Объявил вне закона все инфекционные заболевания, включая холеру и СПИД, и запретил любое упоминание о них.
- Издал пару томиков лирических стихов и рассказов, в одном из которых называет себя «новым духом туркмен» и их «спасителем».
- В 2002 году приурочил к своему дню рождения специальный указ, согласно которому каждый гражданин страны, достигший 62-летнего возраста, имеет право на выходной день и денежное пособие на покупку жертвенного барана.
- Заявил, что чистая вода горных рек страны «должна использоваться исключительно в качестве питьевой».
- Упразднил балет, а заодно оперу, цирк и Национальный ансамбль народного танца. «Я не понимаю балет, — заметил он. — Зачем он мне? …Нельзя привить туркменам любовь к балету, если у них в крови его нет».
- Объявил недействительными все дипломы иностранных вузов, полученные за последние 10 лет.
- Приказал изготовить самый большой в мире башмак — как символ семимильных шагов, которыми движется нация.
- Запретил включать магнитолы в автомобилях.
- Запретил молодым людям носить длинные волосы, бороду и усы.
- Учредил министерство справедливости, которому среди прочего подчинил нотариальные конторы, коллегию адвокатов, загсы и централизованную службу экспертов-криминалистов.
- Запретил золотые зубы, заявив: «Я горжусь, что у меня все зубы белые. В Туркмении мода на золотые коронки существовала, когда мы жили плохо. Настало время отказаться от пережитков прошлого».
- Подчинил Госавтоинспекцию министерству обороны.