bars_of_cage's Journal
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends View]

Wednesday, December 6th, 2006

    Time Event
    2:19a
    Что написать по возвращению. Вот почему-то последнее первым вспомнилось. Позавчера - едем мы по тундре седьмой час, уже начало темнеть, луна как бледное пятно, мотор "Бурана" ревет, прерываясь и размываясь ветром. Юля пересела на снегоход, за спину Василию, я в санях один. Гляжу перед собой, и вижу теперь не сгорбленную камуфляжную спину нашего водителя, а ее в полушубке, со свешенными руками подпрыгивающую на кочках, нашедшую свою идеальную посадку в том, чтобы не держаться за границы разрешенного, а естественно жить внутри них - мотоциклисты знают, что все дело в том, чтобы совпасть вектором движения своего тела с вектором мотоцикла, и тогда можно и жить и ходить на нем. Из-под гусениц Бурана хлещет острая снежная пыль, неприятно неестественно колет зрачки. Мокрые ресницы смерзлись, я не могу открыть глаза шире, чем та щель, на которую они уже час открыты, и не хочу закрыть их вовсе. Нитяная перчатка, которую я всунул между обмерзших клапанов ушанки, обледенела, съехала и перестала греть нос и губы, а чтобы обстукать и вправить ее вновь, нужно снимать варежку с руки, но я, хотя и согласен потерять тепло, боюсь потерять ее саму в темноте и тряске, ведь я не могу зажать ее в зубах - единственном надежном сейчас месте: снег, струящийся внизу, подобен морской воде: рукавица так же невозвратимо канет в него. И я сижу мумией дальше, пытаюсь покрепче законопатить шубу и подвернуть обшлага рукавов, в которые встречный ветер дует как в трубы, и потом, посреди этой бессмысленной, разве только что оживляющей борьбы думаю вдруг, что все это изобилие чувств колотит по мне с громом, как по пустой консервной банке, что оно значит только то, что значит... и, подумав так, представил себе, что отделяю от себя эти плотно обволакивающие меня чувства, одно за другим, как плеву с яйца вкрутую - вот если не будет этого града по корочке горящего лица? не будет этого перемежающегося с увалами ветра звука мотора, этого мутного вида далекой стены леса по горизонту, этой сизой белизны снега? этих ударов сквозь дерево, когда полозья бьют о ледяные кочки и ягелевые скалы? промерзших пальцев ног в тесных чунях? что останется? оставался один тот я, сидящий в себе как мальчик посреди комнаты, и все. Больше ничего не было. Мне стало жутко от легкости и угрожающей убедительности моего эксперимента. Я сообразил, что все это внешнее, от меня не зависящее, я низвожу до уровня "впечатлений", чтобы не видеть величины этого внешнего, которое только не дает мне свалиться в пустоту себя. Инстинктивно я разбросил руки по сторонам, скорее отдаваясь миру, чем вбирая его в себя. Ветер рванулся в распахнувшуюся щель в груди.
    3:05p
    впечатления
    Все разговоры в Мезенском районе упираются в требование либо увеличить дотации ("нет работы", "не живем, а выживаем"), либо отменить контроль ("почему не дают квот на корюшку?" "почему заставляют покупать билет на рябчика?"). Требования обращены одному и тому же федеральному центру.
    Государство же мудро не дает населению умереть, но и жить не позволяет. В этом коридоре и идет жизнь.

    В деревне из 20 домов есть дизель-генератор с электриком и медпункт с фельдшером. В крупном, кроме того, школа с кочегаром и учителем, почта с почтальоном и клуб с кочегаром и заведующим. Эти федеральные люди как гвозди удерживают деревню от сползания в небытие. Государство поддерживает эту сеть, чтобы эти фиктивные территории поддерживали его статус. Наверное, так было и при Иване 4.

    Требование денег - желание подпереть рушащийся уклад жизни. Оставьте все как есть! Дайте внешнюю подпитку, искусственную вентиляцию легких. Одни ненцы-оленеводы в "бригаде" живут вне разбирательств с государством. Их жизнь - единственное уцелевшее тут. Она самовоспроизводится - олени размножаются, их гонят на юг, забивают, идут весной на север. Так же, по заведенному, воспроизводятся дети, собаки, нарты. Первобытный строй единственный кажется надежным, после того, как в деревнях уклад рухнул дважды, сначала в виде трагедии, а потом в виде совхоза.

    Будущее этих мест: алмазный карьер, нефтяные скважины, стадо оленей, обтекающее трубы с факелами газового конденсата.

    << Previous Day 2006/12/06
    [Calendar]
    Next Day >>

About LJ.Rossia.org