Не знаю про 1-ю и 2-ю “учётные группы”, но про 3-ю, “гражданские лица призывного возраста, проживавшие на территории, занятой противником”,от своих дедов знаю, и от дедов жены.
Немцы захватили Западную Белоруссию за первые дни войны, так что никого не успели призвать в красную армию. Да и не особенно хотели - зачем большевикам ненавидящие их люди, меньше двух лет прожившие при советской власти, которая у них отобрала землю и ограбила?
Потом жили между двух огней - по ночам зверства бандитов-партизан, днем -возможность попасть в лагеря смерти за связь с партизанами.
А в1944 красные вернулись и, в первую очередь, все мужское население загребли в лагеря, отделили коллаборантов и отправили их в Сибирь, а остальных - в армию. В штрафные подразделения. И бросили всех на верную погибель - брать укреплённую Восточную Пруссию и на лобовой штурм Кёнигсберга (300 тысяч только там полегло за четыре дня). Хотя могли бы запросто устроить блокаду - за три месяца пруссаки сами сдались бы.
Выжили только те, кого ранило/покалечило и кому просто повезло. Например, вдеревню из ста дворов вернулись только два “ветерана” - мой везучий дед(по матери), попавший служить в хозвзвод (за то, что самогонку гнать умел из любых подручных материалов) и и один инвалид, отстреливший себе правую руку (сам по пьяни признался) и сумевший доказать, что это не членовредительство. Было у них по медали, но они никому их не показывали. И никогда не звались “ветеранами” войны - знали ей цену,этой войне. За полгода боёв в полку моего деда трижды поменялся весь рядовой состав.
Вот так советы избавились от потенциально опасных крестьян-кулаков из западных частей СССР. Так что не надо гнать на штрафбаты. Они были, и были настоящей машиной по легальному массовому уничтожению неугодных. ГУЛАГ по сравнению с ними - деццкий сад.
Согласен, хотя мысль моя как раз опять была про то, что нам показывают не совсем правду, и зачастую совсем не правду, а произведения “по мотивам”. Не бывает дыма без огня, но то, что ни фильм штрафбат, ни процитированный выше текст не является правдой в чистом виде - я уверен.