Из 2007-го в 1980-е ? В последнее время, снимая на "запретных" уличных акциях, не могу отделаться от навязчивого дежа-вю. Ну как же, это я видел - в 87-м, 88-м, 89-м... Те же оцепленные милицией места предполагаемого сбора манифестантов, те же рассеянные вокруг кучки людей, то же выдергивание зачинщиков из толпы, те же зачистки. И чувства вокруг разлиты, вроде бы, похожие: холодок в спине, "вот сейчас вломят, что можно сделать - у них же сила!" Однако, ощущал какое-то несоответствие, пока не нашел архивные кадры. Все оказалось очень просто: "грозные силы правопорядка" выглядели несколько иначе.

1. Оцепленная Пушка, куда не пустили бузить демсоюзовцев Новодворской. 1988
2. Вытеснение толпы с Маяковки. 1988 (?)
3. Кажется, снова Пушка, разгон запрещенного митинга (правда, в те времена, насколько помню, разрешенных митингов и не было вовсе)
И даже когда бывало так, как в октябре 89-го, во время первого крупного "отмечания" Дня политзека на Лубянке, ребят этих - в касках с дубинками было человек 20, не больше. Хотя и метелили старательно.

Просто в те времена представить себе ЛЮБОЕ сопротивление власти было еще очень трудно и непривычно. Она, власть, воспринималась в подсознании огромной, мифической и всемогущей, а люди и не подозревали о том, что придется увидеть совсем скоро.
И все-таки, что похожего? Еще не прокатывались по Москве 100-тысячные шествия, но тех, кто топтался по подворотням вокруг закрытой площадки, было уже, как минимум, не меньше тех, кто ее охранял (а не 5-10 человек, с которых все начиналось когда-то совсем давно). Люди будто и не замечали, что организаторы давно "выцеплены" и "отправлены", это было неважно. Но ГЛАВНОЕ - какая-то непривычная веселость, с которой стали смотреть в глаза "власти". Мы (многие из нас) ощущали себя отнюдь не созидателями истории, а скорее - участниками небывалого театрального действа. Это был сплошной, хоть и не всегда безопасный, флэш-моб. Серьезность, ответственность, значительность придут чуть позже, сопровождаемые склокой, разводом друзей, дележом места в истории и места под солнцем.
А тогда можно было просто тыкать пальцем в мрачного чинушу или ментовского полковника и смеяться! Что-то похожее я уловил в воздухе в прошлую субботу.
Я не революционер и боюсь революций. Вернее - не люблю многого, что они порождают. И я знаю, что человек несет немало обязанностей перед себе подобными. Но среди его человеческих обязанностей одна из главных - ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЕСЕЛ И СВОБОДЕН!