Все-обладает-сознанием Все обладает сознанием. Тот, кто целиком это понял, попадает в духовную область бытия, мир сварупа-шакти. Там живые существа, вечные частицы сознания могут принимать формы растений, деревьев, рек и т.п. Река Ямуна - тоже живое существо. Сознание обладает свойством приобретать различные формы. Свами Шридхар, "Субъективная эволюция сознания"
Для меня было очень важно реконструировать этот point of departure, где материализм расходится с идеализмом. Мне кажется, я его наконец настиг. Итак: мы стартуем с наблюдателя, с сознания, познающего мир во взаимодействиях с ним.
Получается, что я, осознавая мир, одновременно наполняю каждый предмет вокруг некоторой осмысленностью. Осмысленность - это возможность зафиксировать, ощутить, изменить, описать. Если мир вовне, а все смыслы относительно него - внутри, тогда стоило бы предположить, что нет никакого "вовне", есть только внутреннее, только осознание, формами которого и является мир.
Но тут в мое осознание вторгается Реальность. В этой реальности есть другие - такие же, как я, познающие существа. Там есть и "неанимированная реальность" - природа и техника. Эти факторы взаимодействуют с моей осознанностью, меняют ее под себя. Никто из нас, осознающих, не может показать примат своего осознания другому, доказать, что его картинка есть нечто наиболее правильное. И я вынужден признать, что Реальность существует.
А далее я делаю "прыжок веры" - индукцию в область, не подверженную верификации. Если предметы ощущаются мной, словно бы существуя внутри меня, но ведут себя так, что не подчиняются моему желанию, значит, есть Тот, чьему желанию они подчиняются. Не наблюдатели, а Наблюдатель. Тот, в чьем сознании, согласно епископу Беркли, существуют вещи, когда мы стоим к ним спиной. Тогда - вполне логично - этот Наблюдатель имеет приоритет, все является Его составными частями, а мы являемся только одним из проявлений этого всеобщего сознания.
В некогда существовавшем новосибирском ответвлении ММК (под руководством М. Розова) для порождающей это воззрение проблемы было придумано название: парадокс Мидаса. Мидас, как мы помним, был наказан богами за свою жадность - все, к чему он прикосался, превращалось в золото. Все, к чему прикасается наблюдатель, превращается в проявления сознания, поэтому невозможно найти такую вещь, которая бы была не-сознанием. Хотя это - всего лишь проблема психической системы как самореферентной структуры, парадокс, не имеющий разрешения. Признав реальность процессов, подлежащих сознанию, мы переворачиваем все с головы на ноги, мы признаем Реальность, которая не требует Наблюдателя, чтобы существовать. И это - только это! - дает нам дальнейшие знания, поскольку
полнота смыслов каждого наблюдателя не может быть адекватно транслирована за пределы наблюдателя.