Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет bruno_westev ([info]bruno_westev)
@ 2010-02-12 07:52:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Забвенью брошенный творец
Image

От редакции: Отнять Москву у вандалов

Царицынский дворец, простоявший в недостроенном состоянии более 200 лет, разрушается спустя два с половиной года после «реставрации».
Читать целиком


Село Черная Грязь – вотчина любовника царевны Софьи боярина Голицына – было отдано Петром I во владение молдавскому господарю Дмитрию Кантемиру, а в 1775 году Екатерина II откупила у его наследников это дивное предместье Москвы (за 25 тысяч рублей) и повелела впредь именовать его Царицыном.
Тот год царица провела в Москве. Ей было 46 лет, из них тринадцать она провела на престоле. Казалось бы, предел мечтаний, но Очаков, покоренье Крыма, разделы Польши, пугачевский бунт, цепляние за трон, да и нескончаемые амуры, конечно, утомляли. И на царицынском пленэре за две недели возвели дачку о шести апартаментах, дабы императрица нашла хотя бы кратковременный покой. Увы, он только снился. Хотя был призван для возведения приличествующих монаршей особe хором член Болонской, Флорентийской, Римской академий, а также императорской Петербургской академии художеств, главной артиллерии архитектор и капитан Василий Баженов. Ему велели, чтобы был дворец. И не простой - в мавританском стиле.


РУИНЫ ПОМНЯТ О БЫЛОМ
Фигурный мост с мальтийскими крестами, и кое-где бросаются в глаза в орнаментах, готических чертах других построек приметы масонской символики (Баженов, говорят, являлся мартинистом, и кроме приверженности идеям франкмасонства, вообще был вольнодумец, близкий воззрениями с Новиковым – оттого еще и вспылила матушка-царица). Все это и сейчас поражает таинственностью. Аппарель низводит к паперти церкви во имя Пресвятой Богородицы. Ее предшественница помнит Баженова, а в XIX столетии храм перестроили. Тут находился Живоносный источник, с которого, в сущности, и началось Царицыно.
И далее не менее экзотические постройки – конюшня, каретный сарай, ресторан. Это здание десять лет назад отреставрировано одним из подразделений Госкино. Пообочь паркуются шикарные лимузины. Когда-то, сказывают, тут располагалась местная управа. В восемнадцатом году председателем волостного совета стал Филипп Шкулев, создатель песни «Мы кузнецы» и еще пятисот стихов (без учета деноминации), Шкулев предложил именовать Царицынскую волость – Ленинской. (Царицыно превратилось в Ленино-Дачное, оттого и район в области – центром которого сегодня стал город Видное – поныне именуется Ленинским). Обновлен не только ресторан – мосты, и уединенные в чащобе терема подверглись вроде бы небезуспешной реставрации. И только лишь Большой дворец как и в былые дни отдан праздным гулякам на растоптание. По выходным дням всюду в парке столпотворение. По льду прудов носятся японские снегоходы. Куда-то репатриирован медведь, сосавший лапу, в клетке возле ресторана. На меринах и прочих жеребцах гарцуют лимитчицы, подрабатывающие лошадиными перевозками. И как магнит притягивают пилигримов молчаливые руины. Вкупе с божественным парком все тут производит неизгладимое впечатление. После одуряющих квадратов панельных параллелепипедов – тут хорошо. Отдыхаешь. А руины – они вечные. Два века прошло – им все нипочем.
Когда-то дачные места в Царицыне манили творческую интеллигенцию. Начинающий Леонид Андреев снимал комнатушку у местной крестьянки (в рассказах «Петька на даче» и «Жизнь Василия Фивейского» отразились впечатления того времени). Живал тут на даче в районе Радиальных улиц Бунин, бывали Чехов, Собинов, Шаляпин. Пруды, мельницы, купальни, ресторан Бальтазара Диппмана вкупе с девственными зарослями громадных деревьев: еще мгновенье - и сверкнут под луной доспехи средневекового латника, а через секунду – за пеленой дождя в аллее истает силуэт неизвестной –точь-в-точь как на картоне парижского импрессиониста. Дух творчества и властная тяга к размышлению о тайнах бытия витает над чашами царицынских прудов. Тот, кого древнегреческие римляне называли genius loci (гений места), присутствует здесь так же незримо, как В. И. Ленин на VI съезде РСДРП.
Не так уж и давно отмечалась печально-памятная дата - двести лет со дня кончины мученика Баженова. Ему не повезло – едва ль не во всех его постройках авторство его под вопросом. Мэрия в очередном волнении – решили памятник зодчему соорудить у Пашкова дома. Но на просторах царицынских холмов – уже и так есть вечный памятник ему (пусть лучше б отдохнули дежурные ваятели!). Хотя здесь покамест и проходной двор (а стало быть – и вандалам простор), радует, что любому горожанину доступна эта пусть хоть и кратковременная отдушина, откуда явственно видны просторы минувшего, да и будущее, хотя бы и смутно, но прозревается.

Всю ночь распахнуто окно,
Мне психику травмируют трамваи,
Я тоже – как и город мой –
Оцеплен новостройками окраин.


Что за идиоты эти римляне, Ресина на них нет!