Альфавиль — странное приключение Лемми Коушена/ Alphaville, une étrange aventure de Lemmy Caution (1965)
Режиссёр: Жан-Люк Годар (Jean-Luc Godard)
Страна: Франция, Италия
Год выпуска: 1965
Автор сценария: Жан-Люк Годар (Jean-Luc Godard) по мотивам книги стихов Поля Элюара (Paul Éluard)
В ролях: Эдди Константин (Eddie Constantine), Аким Тамирофф (Akim Tamiroff), Анна Карина (Anna Karina), Валери Бойсгель (Valérie Boisgel), Говард Вернон (Howard Vernon), Жан-Андре Фиечи (Jean-André Fieschi), Жан-Луи Комолли (Jean-Louis Comolli), Жан-Пьер Лео (Jean-Pierre Léaud), Криста Ланг (Christa Lang ), Ласло Сабо (László Szabó), Мишель Делешей (Michel Delahaye)
Композитор: Поль Мизраки (Paul Misraki)
Оператор: Рауль Кутар (Raoul Coutard)
Жанр: антиутопия, арт-хаус, новая волна, фантастика
Производство: Athos Films, Filmstudio, Chaumiane
Страница на imdb
Мои ожидания от этого фильма были крайне завышены. Это было неизбежно, поскольку на формирование моего вкуса ключевое влияние оказали статьи про кино из некогда обожаемого мной журнала "Элементы". В первую очередь совершенно психоделические статьи Гарика Осипова, конечно, от этого влияния мне было по настоящему трудно избавиться. Но Дугин тогда издавал и другие статьи, куда более левой направленности. В том числе и отличную статью известного леворадикального публициста Александра Тарасова "Годар как Вольтер". Статья была посвящена влиянию фильмов Годара на события 1968 года. И она мне безумно понравилась. Разумеется, в конце девяностых мои реальные знания о творчестве Годара ограничивались единственным показом "На Последнем Дыхании/À bout de souffle" ночью по телевидению. И до способности самостоятельно читать философов вроде Маркузе я дорос только через несколько лет, на тот момент я бы не понял ни слова из "Одномерного Человека", попадись он мне чудом в городской библиотеке. Но вышеупомянутые тексты навсегда отложились в подсознание, так что начиная просмотр я уже точно знал, что смотрю гениальную пародию на антиутопии и массовую культуру одновременно, полную скрытых цитат из современной фильму леворадикальной философской мысли.
По сути дела так всё и оказалось. Однако фильм при этом меня очень удивил, оказавшись крайне неожиданным в многих деталях.
Да, это действительно холодная и ироничная пародия на антиутопии. Немного скучноватая на первый взгляд, но это нормально для "Новой Волны" с её отстранённым подходом к сюжету, поэтому это не является минусом. Хотя не скрою, "Уик-Энд/Week End" смотреть куда веселее. Главный плюс - стильность и общий абсурдизм происходящего. Мне кажется гениальной сама идея снимать тоталитарное государство некого абстрактного будущего без бластеров и рабов в серебристых костюмах. Никакого навязчивого футуризма, просто люди в обычной одежде и обычном интерьере середины шестидесятых годов произносят тексты, более подходящие для фантастики категории Б. Уже по этому фильм, не смотря на внешнюю "халтурность", совсем не глуп. Годар наглядно показал, что достаточно просто снять в чёрно-белом цвете самые современные здания Парижа и добавить несколько ирреальных элементов вроде голой девушки в стеклянной клетке как элементе дизайна, данной буквально мельком, и всё. Обыденный пейзаж становится отличной иллюстрацией для сюжета о гигантском мегаполисе будущего, находящимся под тоталитарной властью суперкомпьютера.
Что интересно, декларируюмая сюжетная основа в виде противопоставления массовой культуры кибернетике тоже является обманом зрителя. Обходным манёвром. Первым вариантом названия фильма было "Тарзан против IBM", образ Лемми Коушена тоже взят из популярной бульварной литературы и связанной с ней серии фильмов. Но литературной основой фильма, как ни странно, является вовсе не один из романов Питера Чейни. Это "Град Скорби", сборник стихов Поля Элюара, напечатанный в 1926 году. Так что потенциальное название вполне можно переделать в "Поэзия против Логико-Философского Трактата". Дело в том, что речи суперкомпьютера Альфа-60 действительно выглядят цитатами из Маркузе, тут Тарасов был прав. Однако куда интереснее те аспекты философии Маркузе, на которые явно ссылается Годар. Ясно, что сам образ технократии, промывающей мозги населению, уже имеет прямое отношение к философии новых левых. Даже образ Лемми Коушена, взятый из откровенно маргинального слоя литературы можно счесть, при желании, ироничной отсылкой к идее Маркузе о маргиналах как новом революционном классе. Но это всё выглядит скорее большой натяжкой, выдачей желаемого за действительное. Зато речи Альфы-60 на тему лингвистики, хотя и напоминают про "1984", но всё же балансируют на грани прямой цитаты из "Одномерного Человека". Суперкомпьютер фактически устраивает языковые игры, убирая и заменяя значение слов. Только у Маркузе в схожем преступлении обвиняется не абстрактное общество в целом, а совершенно конкретное направление в философии. Самое интересное, хотя и самое спорное в "Одномерном Человеке" - глава "Триумф позитивного мышления: одномерная философия ", целиком посвящённая Витгинштейну и школе аналитической лингвистики в целом. Маркузе прямо заявляет, что "аналитическая философия концептуализирует поведение в современной технологической организации действительности, но при этом она соглашается с вердиктами этой организации; развенчание старой идеологии становится частью новой идеологии". Более того, он уточняет, что критика аналитической фиософии/лингвистики уничтожает поэзию, мифологию и всё иррациональное, что остаётся в языке. Чем служит окончательному порабощению человека. Аналогии с фильмом, по моему, вполне ясны. И если принять гипотезу о прямом влиянии, то перед нами фактически фильм про антиутопическое общество под властью одной из философских школ.
Как можно не любить такой фильм?