Логосфера. - M. Веллер. "Перпендикуляр" Глобализация и дегероизация в литературе
December 4th, 2008
11:05 am

[Link]

Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
M. Веллер. "Перпендикуляр" Глобализация и дегероизация в литературе
Был такой маленький фантастический рассказ у Курта Воннегута, который перепечатывали в Советском Союзе разные сборники фантастики. О том, как на телевидении происходит конкурс на лучшее там чего-то типа подпрыгивания, или какие-то упражнения. И вот там имеется пара, они парами выступают, юноша и девушка… Понимаете, на Земле уже такая политкорректность, что уже все там какие-то жирные, хилые, горбатые, на лекарствах, на наркотиках.

Ну потому что все равны, всем надо помогать, всех младенцев надо оживлять, вот они все такие хилые… И вот одна пара, такая же как все: кривая, в каких-то балахонах, – занимает первое место. Ну, и объясняют: вот как хорошо у нас в эпоху политкорректности! – это не важно, что кривые, но тоже первое место. А тут они что-то сбрасывают с себя балахоны. Потом начинают сбрасывать какие-то щитки, потом какие-то цепи, потом какие-то маски… – и жюри возмущенно орет! А следом возмущенно орет вся публика. Потому что перед ними оказываются прекрасный, рослый, мускулистый, красивый, здоровый юноша и рослая, стройная, здоровая, очень красивая девушка, – которые своим видом просто унижают всех окружающих. И все кричат: выбросить их вон! Потому что этого нельзя, потому что это не политкорректно. Что они сюда приперлись?! Чтобы унижать всех своим видом? Это нехорошо по отношению к другим – это оскорбление.
Вы знаете, Воннегут недаром был любимым писателем американского студенчества. Когда люди моложе, они как-то свободнее смотрят на многие вещи. Вот этот маленький рассказ Воннегута, на мой взгляд, прекрасно демонстрирует дегероизацию в сегодняшней литературе. Которая есть аспект дегероизации сегодняшней жизни. Когда человека, слывшего в течение тысячелетий и последних веков героем, сегодня у нас могут объявить самоуправцем, прибегающим к самосуду, человеком неполиткорректным, мещанским, противным, нехорошим суперменом, фашистом, гомофобом, асоциальной личностью и т.д. и т.п. Поэтому мы имеем сегодня нашу цивилизацию в качестве стада баранов.
...
…Вот это наша литература, которая отражает наше сегодняшнее состояние. И ничтожность нынешних персонажей так называемой нынешней серьезной, или нынешней элитарной, или продвинутой, литературы, – ничтожность этих персонажей отражает идеологическую ничтожность нашей сегодняшней цивилизации. Ничтожность взглядов нынешних политиков. Ничтожность провозглашаемых нынешней западной цивилизацией перспектив.
Потому что. Представьте себе. Что в нашу лишенную героев литературу приходят серьезные решительные ребята – из других книг, других веков. Что они делают с нашими недоделками и недоумками? Что хотят, то и делают. Могут пришибить, могут построить строем, могут превратить в своих рабов. А лучше всего выгнать их вон и навести свой традиционный порядок среди того добра, которым даже и незаслуженно владеют эти, понимаете, недоделки и недоумки.
К сожалению, эта литературная перспектива весьма точно отражает то, что и происходит с нашей цивилизацией сегодня на самом деле. С чем я, разумеется, решительно не могу вас поздравить.

* * *

Глобализация в литературе – это когда Лев Толстой, начитавшись английского экономиста Адама Смита и немецкого философа Артура Шопенгауэра, буквами, которые изобрели евреи, на бумаге, которую изобрели китайцы, в жанре романа, который изобрели греки и усовершенствовали французы, пишет великое произведение русской и мировой литературы «Война и мир».

Знаете, процесс проникновения американской культуры по всему миру мне напоминает процесс распределения колбасы в Советском Союзе: сначала с мясокомбинатов всей страны она свозилась в Москву – а затем из московских магазинов народ ее сетками и сумками развозил к себе, по всей стране.

(26 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:[info]everlasting_cat@lj
Date:December 4th, 2008 - 12:43 pm
(Link)
«пишет великое произведение русской и мировой литературы «Война и мир».»

... и получается, прямо скажем, так себе :(
[User Picture]
From:[info]civil_engineer@lj
Date:December 4th, 2008 - 12:50 pm
(Link)
"Вы их просто готовить не умеете."
"Нечеловеческая музыка". :))
[User Picture]
From:[info]everlasting_cat@lj
Date:December 4th, 2008 - 01:19 pm
(Link)
Эт точно :))
[User Picture]
From:[info]chenai@lj
Date:December 4th, 2008 - 04:28 pm
(Link)
100%
[User Picture]
From:[info]kutya@lj
Date:December 4th, 2008 - 01:19 pm
(Link)
всё очень хорошо, только по ходу дела у меня возникли два небольших замечания:
1. веллер -- в принципе не литература
2. воннегут сам прекрасно занимался дегероизацией
[User Picture]
From:[info]civil_engineer@lj
Date:December 4th, 2008 - 01:29 pm
(Link)
1. Почему не литература? Потому что читается взахлёб? Возьмите "Легенды невского проспекта", или любой неполитический рассказ, - и вы почувствуете как хорошо это сделано, как крепко сбиты слова и каждое - на своём месте.

2. Да, Воннегут и сам был левым, это точно, и занимался дегероизацией. Но здесь в раннем рассказе - тот случай, когда писательский талант берёт вверх над авторскими убеждениями (см. того же Толстого, например).
[User Picture]
From:[info]kutya@lj
Date:December 4th, 2008 - 01:50 pm
(Link)
веллер, пока не ударился в так называемую "политику", был действительно хорошим публицистом. но не более того.
видите ли, я глубоко уверен, что литература должна заставлять читателя задумываться, причем глубоко и по-честному. о чём именно можно задуматься дольше, чем на пятнадцать минут, после прочтения "легенд невского проспекта"?
[User Picture]
From:[info]civil_engineer@lj
Date:December 4th, 2008 - 02:15 pm
(Link)
15 минут для юмористического рассказа - уже очень много. Сравните хотя бы с признанными классиками жанра Ильфом и Петровым, или Зощенко, или Булгаковскими юмористическими вещами. Тут главное не задуматься, а понять как сделано, поржать, вспомнить похожий случай из своей жизни, оценить силу сцепления рассказа с реальностью. По всем этим показателям, уверяю вас, у "Легенд" всё совершенно в порядке.
Подумать же можно над его фантастическими рассказами, например: Кошелёк, Кнопка, Долги и др. Там есть над чем подумать. Да хотя бы можно вспомнить недавние повести "Б Вавилонская", "Самовар". Тут и юмор и политика и философия, на любой вкус.
From:[info]koasia@lj
Date:December 4th, 2008 - 02:26 pm
(Link)
я с вами-за Веллера. Над ним не только думать можно, его можно даже с успехом применять в жизни. Особенно "Приключения майора Звягина". Много лет была моей настольной книгой.
[User Picture]
From:[info]kutya@lj
Date:December 4th, 2008 - 02:30 pm
(Link)
хихи. собственно, чего-то такого я и ожидал :)
[User Picture]
From:[info]civil_engineer@lj
Date:December 4th, 2008 - 03:11 pm
(Link)
Но согласитесь, если что-то является настольной книгой - значит она произвела достаточно сильное впечатление, значит герои - живые, витальные, им хочеться подражать и т.д. Всё это - очень сильные факторы (да, не единственные), определяющие успех книги.
Я что-то не видел людей, имеющих современные "гениальные вещи" за настольные книги: того же "Улисса" или Кафку. Нечему там восхищаться. Сделано хорошо, но весь пар - в свисток.
[User Picture]
From:[info]kutya@lj
Date:December 4th, 2008 - 05:14 pm
(Link)
простите, но вы все свалили в одну кучу. о чем вы говорите -- о литературности или успехе? к тому же, что такое успех книги, в вашем понимании -- продаваемость?

далее: мало ли у кого какая настольная книга? у кого-то и "майн кампф" на прикроватной тумбочке можно найти. что из этого следует применительно к вашему тезису?

и опять -- вы говорите о "сделано хорошо", а ведь это тоже мало что значит. хорошая беллетристика тоже "сделана хорошо". литература судится не по тому, как она сделана, а по тому, что она делает с читателем.
[User Picture]
From:[info]civil_engineer@lj
Date:December 4th, 2008 - 05:44 pm
(Link)
>>о литературности или успехе?
О литературности, о том что книга получилась.

>> не по тому, как она сделана, а по тому, что она делает с читателем.
О том и речь. Вот вы активно не любите веллеровские книги, но это - тоже чувство. Лучше чем безразличие или тоска по потерянному времени.
[User Picture]
From:[info]kutya@lj
Date:December 4th, 2008 - 05:52 pm
(Link)
>> О литературности, о том что книга получилась.

нет, снова одна куча. что такое "получилась"?

>> Вот вы активно не любите веллеровские книги, но это - тоже чувство.

э нет! я их пассивно не люблю :) опять же, я вполне готов признать, что веллер -- хороший публицист (или был таковым). кстати, если речь зашла о чувстве, оно не может быть "хуже" или "лучше". но могу вас уверить, что веллер со мной не делает ровным счетом ничего.
[User Picture]
From:[info]civil_engineer@lj
Date:December 4th, 2008 - 06:43 pm
(Link)
Получилась - это то, что мне приятно читать. Мензуру Золи ещё никто не изобрёл. Если по-вашему книга не состоялась мне вас не переубедить, как и вам меня.
Хорошую публицистику от хорошей литературы отличить просто - хорошую литературу можно перечитывать многократно, без потери. "По моему так."
[User Picture]
From:[info]kutya@lj
Date:December 4th, 2008 - 08:46 pm
(Link)
простите, но прибор называется "мензура зоили". вам необходимо перечитать хорошего акутагаву :)
[User Picture]
From:[info]civil_engineer@lj
Date:December 5th, 2008 - 01:57 am
(Link)
хех, склероз. )
From:[info]koasia@lj
Date:December 4th, 2008 - 03:21 pm
(Link)
а почему собственно?
Хи-хи- слабый аргумент.
[User Picture]
From:[info]kutya@lj
Date:December 4th, 2008 - 05:07 pm
(Link)
не может там быть никакого аргумента. только хихи и уместно. так что не обессудьте.
[User Picture]
From:[info]civil_engineer@lj
Date:December 4th, 2008 - 03:17 pm
(Link)
Да, художественная книга, которая побуждает к каким-то действиям, самосовершенствованию, изменению взглядов, и т.д. - уже не зря написана. Я так считаю. Современных авторов - хоть собрание сочинений прочитай - ничего, кроме мутной тоски и досады за потерянное время и интеллектуальные силы.
From:[info]koasia@lj
Date:December 4th, 2008 - 03:26 pm
(Link)
Спорить о книжках-изначально бесполезно, конечно же..
Это как с картиной: кому-то -гениально, другому-мазня. Все дело в подходе.
[User Picture]
From:[info]civil_engineer@lj
Date:December 4th, 2008 - 03:37 pm
(Link)
Хехе. Это да.
[User Picture]
From:[info]chenai@lj
Date:December 4th, 2008 - 04:27 pm
(Link)
Кроме пассажа про Толстого -
+1.
[User Picture]
From:[info]civil_engineer@lj
Date:December 4th, 2008 - 05:47 pm
(Link)
Как говорила Раневская: "человечество подтёрлось Толстым". И да, предвидя возможные возражения, сейчас - действительно не время его вспоминать.
From:[info]letchik_rug@lj
Date:December 22nd, 2008 - 12:41 am
(Link)
Hi; Действительно удивили и порадовали :) Никогда не поверил бы, что даже такое бывает :)
[User Picture]
From:[info]civil_engineer@lj
Date:December 22nd, 2008 - 12:59 am
(Link)
Вас радует что-то конкретное в этом посте? Вас радует эта литературная перспектива отражающая то, что происходит с нашей цивилизацией сегодня?
My Website Powered by LJ.Rossia.org