Юмор для девочек - Станислав Лем, "Кибериада" (это последний из выложенных заранее постов, пусть уж будет)
“Кибериада” (и родственные ей по антуражу и стилистике, но более простые “Сказки роботов”) представляет собой сборник рассказов про якобы роботов (как правило, ведущих себя как типичные люди), действующих в квази-футуристической псевдо-средневековой стимпанковой (вернее было бы сказать “лэмп-панковой”) вселенной. Жанр рассказов не поддаётся однозначному определению, и включает в себя одновременно черты басни, аллегории, сатиры, детской сказки и философского трактата. Ниже я привожу отрывок из рассказа
Kobyszczę (1971; “Блаженный” в переводе К. Душенко или “Собысчас” в переводе Л.М.Цывьяна), посвящённого ни много ни мало, как построению конструктором Трурлем всеобщего и совершенного счастья.
 
 
"Следуя плану, который показался ему гениальным, Трурль не давал прямых директив о переходе ко Всеобщему Счастью, а только привил ангстремикам гедотропизм, и не в одной, но во множестве форм. В некоторых культурах он снабдил каждого ангстремика гедогенератором, в других расчленил таковой на части, разбросанные по отдельным индивидам: тогда счастье достигалось лишь путем их слияния в рамках социальной организации.
Ангстремики, созданные первым способом, упивались счастьем каждый сам по себе, взахлеб, и в конце концов тихонько лопались от переполняющего их блаженства. Второй метод принес плоды побогаче. Созданные при его помощи цивилизации выработали разнообразнейшие социотехнические приемы и культурные установления. Препарат № 1376 изобрел Эмулятор, № 2931 - Каскадер, а № 95 - Порционную Гедонистику в рамках Лестничной Метафизики.
Эмуляторы соперничали между собой в добродетельности, разделившись на гурианцев и вигов. Первые полагали, что нельзя познать добродетели, не зная греха (иначе как отграничить одно от другого?), и потому предавались различным порокам, одному за другим, согласно каталогу, питая искренние намерения отказаться от них совершенно, когда пробьет Соответствующий Час. Однако подготовительную стажировку гурианство сделало целью - так, по крайней мере, утверждали виги. Победив гурианцев, они провозгласили вигорианство - культуру, основанную на 64 тысячах запретов, безусловных и крайне серьезных. Запрещалось грабить и бабить, гадать и бодать, сидеть на золе, плясать на столе, рявкать и чавкать, влезать и врезать; но постепенно все эти табу расшатывались и ниспровергались одно за другим, ко всеобщему и все возрастающему удовольствию. Когда, по прошествии недолгого времени, Трурль осмотрел эмулятский препарат, его встревожила всеобщая беготня: все носились как бешеные, ища какого-нибудь ненарушенного запрета, но ничего подобного уже не осталось. И хотя кое-где еще бабили, грабили, рявкали, чавкали, врезали из-за угла и влезали на каждого, кто подвернется, радости от этого было, что кот наплакал.
( Далее... )