ЦБ РФ против РФ На традиционной пресс-конференции 20 декабря президент Владимир Путин заявил, что он «удовлетворен темпами роста ВВП России за десять месяцев 2012 года», который составил 3,7%. Правда, это меньше, чем в прошлогодние 4,3%, но на фоне рецессии в еврозоне и снижении роста в США «в целом результат хороший», считает Путин. В то же время, президента «не радует» снижение темпов роста промышленного производства, которое замедлилось до 2,7%, по сравнению с 4,7% в прошлом году. Однако, «не радует» - здесь слишком мягко сказано, ведь такими темпами и до стагнации – экономического застоя, совсем недалеко.
По словам Путина, основными причинами снижения темпов экономического роста в России были спад в мировой экономике и «относительный неурожай зерновых». Здесь чувствуется влияние на президента руководства Центробанка, которое тоже считает, что отечественное производство тормозит исключительно по объективным причинам. Как заявил 19 декабря глава ЦБ Сергей Игнатьев, Центробанк тоже видит риски замедления темпов экономического роста, но не берется их оценивать. По его словам, Банк России, в соответствии с законом, готов нести ответственность только за «поддержание ценовой стабильности», то есть, за показатель инфляции, но не за экономический рост и обеспечение занятости. И не собирается удлинять сроки рефинансирования банков за пределы одного года.
Здесь нужно вспомнить, что неделю назад президент Путин в послании Федеральному собранию призвал Центробанк подумать над возможностью удлинения рефинансирования банков и снижения ставок по кредитам для поддержки отечественной экономики, ссылаясь на ФРС СЩА и Европейского ЦБ, которые по закону обязаны контролировать уровень безработицы и темпы экономического роста. После чего замминистра финансов Сергей Сторчак даже предложил отправить специалистов ЦБ и Минфина в ФРС и ЕЦБ – перенимать опыт.
Но Игнатьев в своем выступлении фактически отказался выполнять пожелания президента Путина, заявив, что американский и европейский регуляторы снизили ставки практически до нуля и предоставляли банкам трехлетнее рефинансирование на фоне рецессии экономик США и Евросоюза, а «у нас в стране рецессии нет, и не предвидится». И странно даже не то, что глава ЦБ отказал главе государства в помощи национальной экономике, а то, что он, видимо, совсем не читает статистику Росстата и Минэкономразвития. Ведь рецессия, по определению и означает тот самый спад роста производства и замедление темпов экономического роста, которые сейчас происходят в России.
И именно денежно-кредитная политика ЦБ, провоцирующая высокий уровень процентных ставок по кредитам для предприятий, по мнению министра экономики Андрея Белоусова, создает риски для экономического роста и служит причиной производственного спада.
( Read more... )