Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ddanilov ([info]ddanilov)
@ 2005-04-12 17:46:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Настроение:ох, ох...
Музыка:ой да ой да...

Чужебесие
Каждая страна должна защищать свою культуру. … Если же мы говорим о конкретном человеке, который любит культуру своей страны и/или нации то он вряд ли должен что-то защищать. Вполне достаточно, что он любит.



1. Я не удивляюсь, как можно "любить чужое". Я, например, не удивляюсь, что некоторые русские люди становятся католиками. "Бывает". Я удивляюсь другому: человек от имени православных (так по контексту), говорит, что "и для нас это тоже потеря". Это все равно, как если бы теннисист Марат Сафин (татарин-мусульманин), уже много лет живущий в Монако и пользующийся соответствующими налоговыми благами, сказал бы: "Смерть князя Ренье - это и для нас, мусульман, потеря". Для него лично - может, и потеря. Для мусульман - ни в коей мере. Так же и с обсуждаемой репликой. Тот человек, который сказал, что "это и наша потеря", может быть, имел какие-то личные причины для симпатии по отношению к папе. Но тогда смерть папы - это потеря лично для этого человека, а не для "нас". Для нас (членов православной церкви) смерть папы потерей не является, примерно так же, как для мусульман - смерть князя Ренье.

2. Сравнение с Пушкиным-Лермонтовым некорректно. Почитатели Пушкина и Лермонтова не конкурируют друг с другом, у них просто нет поля и причин для конкуренции. В противоположность этому различные конфессии порой весьма жестко конкурируют друг с другом. И дело тут не только и не столько в человеческих страстях. Ситуация осложняется тем, что последователи той или иной христианской конфессии считают именно свое вероучение истинным, а остальные - в той или иной степени отпавшими от истины. Получается, что в случае с литературой человек может просто по каким-то причинам любить Пушкина, но, если он в здравом уме, он не будет говорить о Лермонтове, что он плохой поэт или вообще не поэт. Ну, просто ему Пушкин больше нравится, и все. В случае с религией все совсем не так. Если человек сознательно считает себя членом православной церкви, то это не значит, что ему православие "просто больше нравится", "больше подходит". Это значит, что православное вероучение для него - единственно истинное, остальные суть искажения истины. И для него католическая церковь - в лучшем случае, "не вполне церковь" (хотя, насколько я понимаю, богословие такой "конструкции" не знает), а вообще-то, по большому счету - вообще не церковь. Такой же взгляд у католиков (как бы они его не маскировали "общечеловеческой" гуманистической риторикой) и у протестантов.

Получается, что здесь мы имеем дело с реальной конкуренцией. Кроме того, надо учитывать, что католическая церковь - огромная структура, обладающая колоссальными финансовыми и административными ресурсами. Чего, увы, нельзя сказать о Русской Православной Церкви, которая еще только восстанавливается после всего того, что с ней было в XX в. И в ситуации, когда католическая церковь довольно активно занимается прозелитизмом в России (пользуясь объективной слабостью РПЦ), а на Украине действует откровенно враждебно, как-то странно выглядит вот эта размягченно-прекраснодушная позиция некоторых православных людей по отношению к католикам - типа, "скорбим вместе с вами". Это не значит, что нужно злорадствовать или глумиться по поводу смерти папы, и это не значит, что нельзя посочувствовать конкретному человеку безотносительно к его сану. Но никакой "потери для православных" тут и быть не может.



3. Между "любит" и "защищает" - непосредственная связь. Вообще-то нормальный человек по крайней мере старается, в меру сил, защищать то, что он любит. Другое поведение - ненормально. И культуру свою надо защищать, и религию, и людей своих (в самом широком смысле этого слова, равно как и в узком). И вот еще что характерно: почему-то от "либерально-общечеловечески" настроенных людей никогда не услышишь обвинений в адрес, к примеру, евреев, что они защищают свою культуру и религию, но как только русский/православный человек просто выскажет такое намерение - тут же начинаются обвинения в ксенофобии, в неумении "любить чужое" и т.п. Помнится, в годы перестройки и в начале 90-х эта тема постоянно звучала в СМИ - дескать, нам не надо ничего защищать - ни страну свою, ни культуру, ни армию, - у нас нет врагов... Годы, так сказать, минули, а мышление (ударение на Ы) осталось. Опять нам предлагается "не защищать то, что мы любим".



(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]ddanilov@lj
2005-04-12 17:49 (ссылка)
>Насколько я знаю, католиков в России ок. 300 тыс.

[info]teodolinda@lj утверждает, что 2 миллиона.

>Но вы действительно считаете, что католиками могут быть только поляки, литовцы и немцы?

Нет. Католиком может быть человек любой национальности.

>КЦ не занимается прозелетизмом. Вы, наверное, перепутали КЦ с мормонами или свидетелями Иеговы.

В чем разница (в плане прозелитизма)?

>В Церковь приходят совершенно добровольно.

Хотите сказать, что православные приходы оставляли свои храмы на Западной Украине добровольно?

То, что на территории собственно России католиков не так много (хотя, 2 миллиона - это разве мало?), - результат того, что КЦ здесь, что называется "не дали особо развернуться" (на что католики, например, [info]teodolinda@lj, любят сетовать). Если бы дали - было бы не два миллиона, а намного больше - при административно-финансовой мощи КЦ.

Вот я и говорю - конкуренция. У КЦ есть определенные конкурентные преимущества - и уже упомянутый административно-финансовый ресурс, и наличие большого количества подготовленных кадров, и многовековой опыт насаждения своей веры на чужих землях, да и разные "приятности" типа скамеечек в храмах, доброжелательного обхождения, социальных программ, - а ведь на все это падки люди религиозно поверхностные. Причем, это преимущества не по сути, а, так сказать, ситуационные - "так сложилось исторически". В течение XX в. Русская Церковь лежала в руинах, а КЦ "накапливала влияние". Если католическое влияние не ограничивать, если прекраснодушно рассуждать о том, что нам "не в чем конкурировать", то мы не успеем оглянуться, как у нас случится своя западная украина. Для вас это, скорее всего, желательный сценарий, но для нас, уж извините, нет.

То есть, понимаете ли, в вашей (и вообще католической) риторике на этот счет есть изрядная доля лукавства. Дескать, мы "церкви-сестры", делить нам нечего, вы нас не бойтесь, мы очень цивилизованные и человеколюбивые, мы с вами делаем одно дело и т.п., а оборачивается все обычной конкуренцией, причем, конкуренты находятся в разных весовых категориях (см. выше). Вы можете, конечно, сослаться на то, что, дескать, в западных странах тоже есть православные приходы и целые епархии, и "ничего". Конечно "ничего", если учесть, что у православной церкви просто нет материальных ресурсов и кадров для целенаправленной миссионерской работы на чужой канонической территории, а у КЦ такие ресурсы и кадры есть.

Сейчас уже поздновато, и я рассуждаю несколько путано, но, надеюсь, вы поняли мою логику.

>И экуменизм - нормальная практика современной Церкви.

Это не нормальная практика, а канонические нарушения (см. апостольские и соборные правила об общении с еретиками), а оправдание этих нарушений и упорствование в них - само по себе ересь.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -