Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Rodion Déev ([info]deevrod)
@ 2017-02-20 19:22:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Настроение: tired
Entry tags:история, история Поволжья

Хорошее было время
О протестантофилии и англомании в России Ивана Грозного и первых Романовых хорошо известно. В связи с этим интересна история католического первомученика Поволжья св. Николая Мело и его сподвижника мученика Николая, первого японца в России.

Николай Мело был прокуратором провинции Филиппины ордена августинцев-отшельников, испанцем по происхождению (в русских источниках он ошибочно называется португальцем, а фамилия его иногда пишется как 'де-Мелло'). В ноябре 1597 года он отправился в Испанию вместе со слугой и восемнадцатилетним монахом-августинцем Николаем, японцем по происхождению, который в детстве выехал с родителями на Филиппины и был крещён Николаем Мело. Вместо путешествия через Мексику они решили отправиться в Гоа, а там присоединиться к ежегодному конвою в Португалию. По прибытии оказалось, что конвой не пришёл. Мело решил не ждать, а отправиться в Европу сухим путём. В 1599 году путешественники прибыли в Ормуз (бывший тогда отдельным государствм под португальским влиянием), где до них дошёл слух об испанском посольстве, прибывшем к шаху Аббасу I. Монахи поспешили в Исфахан, но оказалось, что за послов выдавали себя английские авантюристы во главе с Энтони Ширли. Аббас, всё своё правление воевавший с турками, отправил с европейцами послания к европейским монархам, в которых предлагал союз против турок. Николай Мело должен был доставить послания Филиппу III и папе римскому. Вместе с Ширли и персидским дипломатом Хусейн-Али-беком Баятом Николай Мело отправился в Россию. В устье Волги они вошли в сентябре 1599 года, и, проведя в Астрахани две недели, отправились в Москву, куда прибыли под новый 1600 год. По дороге люди Ширли дважды пытались убить Николая, но Хусейн-Али-Бек не допустил этого.

В Москве Хусейн-Али-бек и Ширли повздорили относительно того, кто из них должен первым предстать перед царём. Мело выдвинул перед Годуновым какие-то обвинения против Ширли, и тот с большими почестями принял персидского посла, а англичан и августинцев посадил под стражу как шпионов. Тем не менее, вскоре они были отпущены. Николай Мело вместе со своими спутниками поселились в доме Паоло Циттадини, личного врача Годунова. Там он крестил его восьмидневную дочь, что в тогдашней Московии считалось большим грехом (московиты крестили младенцев строго на сороковой день). Этот факт, а также то, что Николай служил мессу московским католикам, было представлено англичанами как заговор против Годунова. Тот вновь заключил обоих двух Николаев вместе со слугой под стражу. Когда они отказались принять православие, их сослали на Соловки. Персидское же посольство вместе с англичанами отправились весной из Москвы в Прагу.

Освободил католиков царь Дмитрий Иванович, известный по прозвищу Лжедмитрий, когда его попросили об этом послы папы Климента VIII. Через десять дней после этого Дмитрий был убит, и когда Мело вернулся в Москву, на престоле был Василий Шуйский. Тот предложил Николаю архиепископскую кафедру, но после отказа перейти в православие вновь посадил его и его спутников в монастырскую тюрьму -- сперва в Борисоглебском монастыре в Ростове, а затем в Нижнем Новгороде. В Ростове он имел возможность переписываться с Ежи Мнишком, находившимся в Ярославле. Во время организации в Нижнем Новгороде Второго земского ополчения, после очередного отказа от принятия православия, слуга и монах-японец были обезглавлены на глазах у Мело (впрочем, история слуги доподлинно неизвестна -- возможно, он умер раньше или ему удалось бежать). Самого Мело продержали в тюрьме до 1613 года, после чего он был освобождён новоизбранным царём Михаилом (в русских источниках указывается, что он был освобождён атаманом Заруцким, сторонником Марии Мнишек, однако это неправдоподобно, поскольку Нижний Новгород Заруцкий не контролировал).

Тем не менее, вместо того, чтобы отправиться в Испанию, Мело поехал в Астрахань, в которой находились Заруцкий и Марина. При ней Мело стал одним из двух капелланов (другим был люблинский францисканец Антоний) и освятил небольшую церковь в Астраханском кремле. При Марине состоял также третий священник, монах-кармелит Ян Тадеуш, до того бывавший в Персии. Он отправился ко двору Аббаса I с просьбой о военной помощи; с ним Николай Мело отправил подробный отчёт о своём пребывании в Московии и мученической кончине монаха Николая, который получили в Исфахане братья-августинцы (в 1607 году, возможно, под влиянием самого Николая, Аббас I разрешил деятельность августинской миссии в столице -- однако, она была свёрнута в 1622 году из-за войны с Португалией). Не дождавшись помощи, Заруцкий вместе с Мариной, её сыном Иваном, известным по кличке Ворёнок, и остатками свиты -- в том числе Николаем Мело -- бежали из Астрахани в Гурьев, а затем вверх по Яику. В Медвежьем городке, находившемся на одноимённом острове, они были схвачены царскими войсками. Мнишек с сыном и Заруцким были отвезены в Москву и казнены, а Николая Мело сожгли там же, на Медвежьем острове. Также вместе с ним, по-видимому, сожгли приближённую Марины Мнишек Варвару Казановскую. Ныне ни Медвежьего городка, ни Медвежьего острова не существует; находилось это место недалеко от озера Индер.

Племянники Хусейн-Али-бека, Али-Кули-бек и Орудж-бек, сопровождавшие его в посольстве, в Испании были крещены иезуитами с именами Дон Филипп и Дон Хуан Персидские. Дон Хуан Персидский составил и издал в 1604 году описание Персии и своего путешествия. В том же году он погиб в уличной драке. Брат Энтони Ширли, Роберт, женился на черкешенке и прославился участием в модернизации персидской артиллерии, благодаря которой Аббасу I удалось нанести поражение туркам в войне 1603 -- 1618 годов. Позже, в 1622 году, также при помощи англичан он захватил у португальцев упомянутый Ормуз (при этом погиб Уильям Баффин, имя которого носит Баффинова земля).

[1] Nicholas Melo, augnet.org
[2] Мело, Николай, ru.wikipedia.org
[3] П. Пирлинг. Николай де-Мелло, «гишпанскія земли» чернецъ (Изъ смутнаго времени), 'Русская Старина', май 1902
[4] 1614 год на Яике - а была ли Владенная грамота?, форум Яик.ру, 26 января 2011 (интересные сами по себе свидетельства о последних днях Заруцкого и Марины Мнишек, а также о начале Яицкого войска, не относящиеся непосредственно к св. Николаю)



(Добавить комментарий)


(Анонимно)
2017-02-21 09:32 (ссылка)
пацаны смело говорили в лицо

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]deevrod
2017-02-21 10:18 (ссылка)
Угу.

Очень мелодраматичная история, на самом деле. От проходимцев Ширли, по существу бандитов -- осталась память: яркие портреты, в том числе черкесской леди Ширли, люди находят отсылки к их истории у Шекспира, и т. д. А от Мело, видимо, очень честного человека, остались только обрывочные противоречивые сведения, разбросанные по русским историческим журналам столетней давности да католическим энциклопедиям. Послабления для европейских купцов, введённые Аббасом, приписываются всецело влиянию Ширли -- хотя, очевидно, влияние Мело на шаха было как минимум не меньшее. И взятие англо-персидскими войсками португальского Ормуза в таком свете выглядит совсем грустным и обидным.

Наверное, очень типичная ситуация для той елизаветинско-филипповской эпохи.

Впрочем, не уверен, что пьеса Лопе де Веги про Лжедмитрия не написана по мотивам истории Мело -- хотя, вроде бы, она и написана раньше, и сюжет там совсем другой. Но не уверен.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2017-02-22 01:03 (ссылка)
Николай Мело был прокуратором провинции Филиппины ордена августинцев-отшельников, испанцем по происхождению (в русских источниках он ошибочно называется португальцем, а фамилия его иногда пишется как 'де-Мелло').
В ноябре 1597 года он отправился в Испанию вместе со слугой и восемнадцатилетним монахом-августинцем Николаем, японцем по происхождению, который в детстве выехал с родителями на Филиппины и был крещён Николаем Мело.

Николай Мело (испанец по происхождению) отправился вместе с Николаем Мело (японцем по происхождению). Что за хуйня? Я не понял, что ты написал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]deevrod
2017-02-22 02:14 (ссылка)
Нет, второй Николай (японец) был без фамилии. В смысле, она нам неизвестна.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]shrapnel
2017-02-22 04:26 (ссылка)
"крещён Николаем Мело" здесь в значении "Николай Мело этого японца крестил", а не то, что японца при крещении переименовали в Николая Мело. Хотя было бы смешно, конечно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]docent
2017-02-21 15:40 (ссылка)
Любопытная история.

(Ответить)


[info]apkallatu
2017-02-25 17:30 (ссылка)
привет, а куда тебе можно написать? телеграм, мэйл?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]deevrod
2017-02-25 19:33 (ссылка)
Привет, можно на deevrod {at} g

(Ответить) (Уровень выше)