12:36p |
Об искусстве Искусство мертво. С этого тезиса начнем рассмотрение современного положения искусства и его роли в обществе. Как ни странным кажется подобное заявление поначалу, оно отражает развитие нашей цивилизации. Искусство это продукт потребляемый элитой. Европейское (читай - цивилизованное) общество с эпохи Возрождения шло по пути утверждения эгалитаризма в противодействие элитарности и похоже окончательно расправилось с элитой уже в ХХ веке. Элита, истоки которой лежат в варновом обществе, постепенно сдавала свои позиции как в государственной и общественной жизни, так и в жизни культурной. Из единственного заказчика, производителя и потребителя культуры, элита (точнее ее современное жалкое подобие, размытое равенством) превратилась в хранителя мумифицированных остатков былых достижений искусства уже более не способная не только на создание нового, но и на воспроизводство старых образцов.
Смерть искусства проявляется в том, что все направления классической культуры потеряли свою актуальность и более не оказывают никакого влияния на общество, которое перестало в свою очередь нуждаться в искусстве как носителе и проводнике определенной идеологии. Искусство более не интересно как часть жизни, место искусства в музее. Более не пишутся и никогда не будут написаны картины в честь знаменательных событий современности, актуальные именно своим отражением текущей реальности, нет и не будет симфоний посвященных темам волнующим общество. Не будет более романов которые перевернули бы сознание миллионов прочитавших их людей. Опера перестала быть носителем национальной культуры и идеи превратившись в знаковый ритуал и развлечение снобов. И так со всеми жанрами большого искусства. Эгалитаристскому обществу масс не нужна культура, а место искусства занял дизайн как способ украсить повседневность средствами индустриальных технологий. Классическая культура была в свою очередь вытеснена новыми формами, где главенствующую роль играет не идея как в старом искусстве, а информация.
Дизайн и информация вот культурные эрзацы современной эпохи. Сиюминутность, развлекательность, показная безыдейность, вот содержание этой новой культуры. Но даже эта новая культура, в итоге, имеет тенденцию превращаться в контр-культуру отрицающую традиционную культуру как таковую или в культуру постмодерна относящуюся к традиционной культуре как к материалу для своих бессвязных композиций. В результате, после гибели традиционного искусства не происходит рождение новой традиции. И если сам факт смерти культуры еще можно пережить, то отсутствие дальнейших перспектив для культуры, означает отсутствие перспектив для всей современной цивилизации. |